Sunday 4 August 2019

JOHN RODDAM SPENCER STANHOPE

John Roddam Spencer Stanhope, 1829-1908






Why seek ye the living among the dead? (St Luke, Chapter XXIV, verse 5)
Что вы ищете живого между мертвыми?


яя (200x200, 6Kb)Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп родился в 1829 году в аристократической семье, оставившей заметный след в истории искусства. Его отец Джон Спенсер Стэнхоуп был антикваром, в юности исследовавшим Грецию, а сестра Анна стала матерью знаменитой художницы Эвелин де Морган.

Образование Стэнхоуп получил в Итоне и Оксфорде, а в 1850 году, несмотря на возражения родителей, решил посвятить себя искусству. Он стал учеником и ассистентом Джорджа Фредерика Уоттса и три года спустя вместе с учителем впервые посетил Италию, а в 1856-1857 годах – Малую Азию.

Именно Уоттс ввел молодого художника в круг прерафаэлитов, познакомив его с Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. В 1857 году Стэнхоуп принял участие в выполнении росписей для Оксфордского Союза, а в следующем году принял участие в создании Хогарт-клуба – объединения, наследующего традиции Братства прерафаэлитов.

Художник снял мастерскую в Чэтем-Плейс по соседству с Россетти, где под впечатлением его творчества написал свою первую знаменательную картину «Мысли о прошлом» (1858).


Мысли о прошлом (Thoughts of the Past) 1858-1859
86.4 х 50.8
Лондон, музей Тейт-Британ

Тема, затронутая в этой работе (судьба падшей женщины), не раз возникала в творчестве прерафаэлитов. Достаточно вспомнить картины Ханта «Пробуждение совести» и полотно Россетти «Найдена». Однако ближе всего его картина примыкает к ряду классических полотен, изображающих раскаяние Марии Магдалины, так как многочисленные образцы этого сюжета художник мог видеть во время своего путешествия по Италии.

Однако решающее влияние на формирование стиля Стэнхоупа оказало творчество Бёрн-Джонса, с которым художник особенно сдружился, став одним из самых ревностных его последователей, несмотря на то, что был старше его по возрасту. Влияние Берн-Джонса заметно во всем – в живописной манере, пластике складок и характере типажей, выборе тем, среди которых начинаю преобладать литературные и мифологические сюжеты, содержащие аллегорию.


Джон Роддэм Спенсер Стенхоуп (1829 — 1908)
Изгнание из рая, 1900

В 1859 году художник женился на Элизабет Кинг, подарившей ему дочь Мэри. К сожалению, в 1967 году в семилетнем возрасте Мэри умерла от скарлатины, и Стэнхоуп сам моделировал ее надгробный камень.

С 1859 года Стэнхоуп начал участвовать в выставках Королевской Академии. Его картина «Джульетта и ее кормилица», включенная в экспозицию 1863 года, получила ряд похвальных отзывов критики и была благосклонно встречена художниками круга прерафаэлитов – Стивенсом, Россетти и Бёрн-Джонсом.


1. Искушение Евы (The Temptation of Eve) 57 х 27, акварель и корпусная краска. Частное собрание
2. Искушение Евы (The Temptation of Eve) 1877, дерево, темпера. Англия, Манчестер, Художественный музей

Впоследствии он стал регулярным участником выставок в галереях Гросвенор и Дадли, а также в Новой галерее.

Бесспорным шедевром Стэнхоупа считается его картина «Любовь и Дева» (1877), в которой с особой силой и ясностью нашла воплощение его любовь к флорентийскому искусству кватроченто с его ясной и светлой простотой, а также увлечение теорией эстетизма. Прекрасные, лишенные изъянов фигуры персонажей, их плавные возвышенные позы, изысканно декорированный цветами и листвой фон, тонко прописанный пейзаж с аллегорическими фигурами в глубине картины – все это располагает зрителя к мечтательному созерцанию, получению эстетического наслаждения.


Любовь и дева 1877
дерево, темпера и золото
Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств

В 1880 году, страдая от приступов астмы, Стэнхоуп вынужден был покинуть Англию и перебраться во Флоренцию, где он прожил остаток жизни. Оторванный от родной почвы, художник чувствовал себя в Италии изгнанником, но не оставлял занятий живописью. Он писал картины, а также делал росписи для местной англиканской церкви.

Стэнхоуп был родным дядей и наставником знаменитой художницы Эвелин де Морган, урожденной Пикеринг, в творчестве которой заметно существенное влияние его манеры.

Умер художник в 1908 году.



Rispah, the daughter of Aiah
109 х 66
холст масло
Частное собрание




Джульетта и ее кормилица (Juliet and her Nurse)
109 х 127
холст масло
Частное собрание



1. Флора (Flora) 57 х 24.4, бумага, карандаш, акварель и корпусная краска. Частное собрание
2. Флора (Рождение Венеры) / Flora (The Birth of Venus) 1889, 128.9 х 52.7, доска масло. Частное собрание




Знание душит Невежество (Knowledge strangling Ignorance)
50.5 x 35
бумага, карандаш, акварель и корпусная краска
Частное собрание



1. Андромеда (Andromeda) 1870, 125.7 х 51.1, доска масло. Частное собрание
2. Фея Моргана




Святое семейство




Робин нового времени (Robins of Modern Times) 1860
48.3 х 85.7
холст масло
Частное собрание



1. Заступница
2. Ночь




Мельница




Белый кролик



1. Ангел с пан-флейтой и ангел с волынкой
2. Ангел с гобоем и ангел с трубой




*кликабельно
The Waters of Lethe by the Plains of Elysium




Patience on a Monument smiling at Grief



Penelope 1849



1. The Wine Press
2. Спасение (ок.1880), бумага, карандаш, 65.5 х 43.2. Частное собрание




Орфей и Эвридика на берегу Стикса



1. Charon and Psyche 1883
2. Cupid and Psyche 1880



Суламифь

No comments: