Friday 13 January 2017

Bruno Pontiroli

















РУБРИКИ: INSTAGRAM • КУЛЬТУРА

Courtisans of belle epoque


Их внимания добивались императоры, короли и миллиардеры. Они вытягивали миллионы из кошельков своих покровителей. Они были законодательницами мод и самыми финансово независимыми женщинами своего времени.
Парадокс, но в лицемерном и чопорном 19-м веке именно женщины, продававшие свою благосклонность за деньги, стали первыми супер-звездами СМИ. Они играли ту роль, которую сейчас играют супермодели. Газеты пестрели репортажами об их новых поклонниках, туалетах, гламурных выступлениях...
[more=далее]

cover.jpg

Речь пойдет о четырех самых известных и дорогих куртизанках Прекрасной эпохи, которые придали древнейшей профессии новый имидж и лоск. Из-за специфики сообщества я выбрала четырех самых известных, которые имели в любовниках монархов.


(Прекрасная эпоха – это условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом.

Это был золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и варьете, время расцвета фотографии, рождения кино, открытий в науке и медицине, новейших технологий, экономического прогресса, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения)

У знаменитых куртизанок Прекрасной эпохи были существенные отличия от куртизанок прошлых веков....



Известные куртизанки прошлых веков (Диана де Пуатье, маркиза де Помпадур, маркиза де Монтеспан...) происходили в большинстве своем из сословия дворян или состоятельных буржуа, их клиентами были почти исключительно короли и прочие аристократы. Они требовали титулов и официального признания себя, как фавориток монарха, часто вмешивались в политику.

Известные «дамы полусвета» Прекрасной эпохи напротив почти все происходили из незнатных семей, а то и вообще из самых низов, не требовали титулов, не вмешивались в политику, и список их клиентов поклонников не ограничивался монархами, а включал также миллиардеров, людей искусства и прочих платежеспособных мужчин...То есть они работали «глобальнее». Для них были важны не только деньги, но и свобода, чтобы не быть «привязанной» к одному могущественному человеку и не зависеть от него.


Феномен взлета "ночных красавиц", "дам полусвета" напрямую был связан с реалиями того времени. В связи с индустриальной революцией и демократизацией общественной жизни впервые в истории войти в лигу миллионеров получили возможность мещане, буржуа и selfmade-мужчины.
Они вели расточительный образ жизни и делали все возможное, чтобы выставить напоказ свое богатство и социальный успех. И помимо их дворцов, которые не уступали в роскоши дворцам аристократии, элегантных экипажей атрибутами их высокого статуса являлись также и дорогие прости куртизанки. К абсолютной элите принадлежал тот, кто мог себе позволить самую дорогую содержанку. И количество таких мужчин по обе стороны Атлантики к концу 19-го века значительно возросло.


Самые легендарные куртизанки того времени были француженками или иностранками, сделавшими карьеру во Франции.


Каролина Отеро
Она была «королевой» среди куртизанок Прекрасной эпохи. Самая прославленная, самая высокооплачиваемая, самая состоятельная из всех.

Otero3.jpg
Каролина Отеро, или Прекрасная Отеро (4 ноября 1868, Понте-де-Вальга, Понтеведра, Испанская империя — 10 апреля 1965, Ницца, Третья французская республика) — французская певица и танцовщица испанского происхождения, звезда и символ прекрасной эпохи.
Из бедной семьи, дочь матери-одиночки Карменситы — распутной женщины, которая, кроме Августины, родила ещё пятерых детей от разных мужчин. В двенадцатилетнем возрасте бежала из дома, прибилась к группе португальских бродячих комедиантов. Танцевала в кабачках, занималась проституцией. Выступала в Барселоне; прельщённый ею банкир привёз её в Марсель. Выдавала себя за цыганку из Андалусии.

Выступала в парижском театре Фоли-Бержер, концертном зале Олимпия. Гастролировала в Австро-Венгрии, США, Аргентине, России (1898), познакомилась с Распутиным. В списке ее клиентов были Вильгельм II, Николай II и несколько великих князей Романовых, Леопольд II, Альфонс XIII, Эдуард VII, князь Монако Альберт I, герцог Вестминстерский, и многие другие (И это только коронованные и аристократические особы!).
Прекрасная Отеро. Почтовая открытка, ок.1905
"Прекрасная Отеро" имела статус самой желанной женщины во всей Европе.
Из-за неё стрелялись на дуэли, её портреты писали знаменитые художники, модные фотографы снимали её для почтовых открыток. У русского художника Врубеля тоже есть "Портрет Каролины Августы Отеро".


Однажды один миллионер предложил ее 10.000 франков за ночь, ему передали ответ возмущенной Каролины: «Сеньорита Отеро не принимает милостыни».

Описывают случай, как Отеро, едва прикрытую прозрачной газовой тканью, подавали на серебряном блюде «на десерт» в закрытом клубе на ужине в честь Николая II.
Она дружила с Колетт, соперничала с известнейшими красавицами эпохи — Лианой де Пужи, Клео де Мерод, Эмильеной д’Алансон. Отличалась поразительной жизненной силой и болезненной страстью к азартным играм.


Каролина была очень богатой женщиной, имела роскошную виллу на Лазурном берегу. Но, промотала все свое состояние, продала виллу и на склоне лет (а прожила она 97 лет) жила в меблированных комнатах в Ницце на пособие, которое ей выплачивало казино Монте-Карло в память о тех многих миллионах франков, которые "прекрасная Отеро" проигрывала здесь в прежние времена.


Отеро в последние годы жизни:
pic_34.jpg
Отеро надиктовала свои мемуары в 1926, они были переизданы, переведены на другие языки. О ней написано множество книг в разных странах мира — от исторических трудов до романизированных биографий, одна из которых принадлежит уругвайской писательнице Кармен Посадас (по ней снят телесериал, 2008).
Она стала героиней музыкального кинофильма (1954, её роль сыграла мексиканская дива Мария Феликс), в недавнее время ей были посвящены несколько телефильмов.



Лиана де Пужи 
Французская танцовщица и куртизанка. Ее пикантным «опознавательным» знаком был шрам на ягодице – якобы след от выстрела мужа, который застал ее в постели с любовником.

Liane de Pougy1886.jpg
Лиана де Пужи (собственно Анна-Мари де Шассень, 2 июля 1869, Ла-Флеш — 26 декабря 1950, Лозанна) — французская танцовщица, писательница и куртизанка, одна из парижских звёзд Прекрасной эпохи.

Дочь военного. Получила религиозное воспитание в монастыре в Морбиане.
Лиана де Пужи. Почтовая открытка с фотографией Надара
В 16 лет вышла замуж за морского офицера, родила ему сына (впоследствии сын стал лётчиком и погиб на фронте в 1914). После двух лет брака бежала от мужа, который её жестоко бил, в Париж, добилась развода.
Встретилась с популярным драматургом и либреттистом Анри Мельяком, который влюбился в неё и помог ей устроиться в Фоли-Бержер, здесь она и взяла себе сценический псевдоним.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/15/Btv1b8596925k-p027-3.jpg/800px-Btv1b8596925k-p027-3.jpg
Брала уроки у Сары Бернар. Соперничала с Каролиной Отеро (их, вместе с Эмильеной д’Алансон, называли «тремя грациями прекрасной эпохи»). С успехом гастролировала в Великобритании. Дружила c Жаном Лорреном, Рейнальдо Аном, Максом Жакобом. Её писали известные художники, фотографировал Надар, к её поклонникам принадлежал Д’Аннунцио. Марсель Пруст написал с Лианы Одетту де Креси, героиню романа «В сторону Свана»
Отличалась бисексуальностью, среди её романов известны близость с художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф (Мисси) и недолгая связь с Натали Барни, описанная Пужи в романе «Сапфическая идиллия» (1901).
Натали Барни
В 1910 вышла замуж за румынского князя Георгия Гика, после 16 лет счастливого брака князь бросил жену ради более молодой красавицы (но они не разводились).
В 1928 Лиана де Пужи подружилась с настоятельницей монастыря Святой Агнесы под Греноблем, много жертвовала обители и завещала похоронить себя здесь.
15 rue de la Néva, Paris VIIIe,
С началом Второй мировой войны переехала в Лозанну.
В 1945, после смерти мужа, вступила послушницей в доминиканский орден. Ухаживала за умственно неполноценными детьми в сиротском приюте.
Умерла, как и мечтала, в ночь Рождества.

Эмильена д’Алансон 
(Émilienne d'Alençon) 1869— 1946, прозвище «Мими».
Французская актриса и танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Ее актерским амплуа были субретки и кокотки. Также исполняла эротические "змеиные" танцы.

alencon.jpg
Красавица парижского полусвета, где появилась в 1885 году. Год проучилась в Консерватории драматического искусства. Дебютировала танцовщицей в «Летнем цирке» столицы (1889), затем выступала в Казино де Пари, Фоли-Бержер, парижском мюзик-холле «Ла Скала» на Страсбургском бульваре, в концертном зале Олимпия, театре Варьете и др. Гастролировала в Лондоне. Соперничала с Лианой де Пужи и Каролиной Отеро, их называли «тремя грациями Прекрасной эпохи».
  
Эмильена обладала жизненной хитростью уличной женщины и не испытывала иллюзий по поводу своего статуса, где граница между актрисой, музой и содержанкой была весьма размыта. Крылатой стала ее фраза: «Если ты спишь за деньги с простым смертным, ты шлюха, а если с королем, ты фаворитка. Разница большая и звучит куда лучше.».
.

Среди её интимных друзей были герцог Жак д’Юзес, бельгийский король Леопольд II, любовник Коко Шанель Этьен Бальзан, жокей Перси Вудленд... Её рисовали Тулуз-Лотрек, Жюль Шере. Ею восхищался Марсель Пруст. С ней был знаком князь Феликс Юсупов, о чём рассказано в его мемуарах.
Разорилась и в 1931 году была вынуждена продать с молотка все свои драгоценности.


В 1906 году покинула сцену. Похоронена в Париже на кладбище Батиньоль.


Клео де Мерод 
(Cléo de Mérode), 1875 - 1966 — французская танцовщица и балерина.

Одна из первых красавиц Франции своего времени и первая профессиональная фотомодель в истории. Ее лицо не сходило с обложек журналов и почтовых открыток. 

kleopatra.jpg
Клео де Мерод (27 сентября 1875, Париж — 11 октября 1966, там же) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.
Дочь австрийского художника-пейзажиста Карла Фрайхерра де Мерод (1853—1909) из старого и знатного бельгийского (точнее голландского) рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы.

Окончила балетную школу при Национальной опере в Париже. Выступала на сцене с 11 лет. На Парижской Всемирной выставке 1900 показала «камбоджийские танцы». Танцевала в Фоли-Бержер. Выступала в Гамбурге, Берлине, Петербурге, Будапеште, Нью-Йорке. Отличалась редкой красотой, сделавшей её любимой моделью многих художников, скульпторов и фотографов эпохи.

Танцовщица. Скульптура Александра Фальгьера, 1896
Её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль, почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале ХХ вв. Журнал «Иллюстрасьон» избрал её в 1896 году царицей красоты из 130 современных красавиц.
Клео де Мерод. Фото Л. Ройтлингера, ок. 1897
Скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера (1831—1900) «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген).
Женщины всего мира копировали ее прическу, которая так и называлась «бандо в стиле Клео де Мерод».
Известна она была своими романами с махараджей Капурталы и бельгийским королем Леопольдом II. Король особо не любил оперу и балет, но частенько наведывался туда из-за красивых молодых танцовщиц.
Его связь с Клео постоянно мусолилась во французской прессе, которая прозвала его «Клеопольд». Газеты писали, что король Бельгии якобы намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с Клео де Мерод. Клео возмущалась: как люди могут даже предполагать, что такая красавица, как она, может что-то иметь с таким уродливым стариком? (кто не знает, как выглядел Леопольд...
Говорят, когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро.

Клео не нравились, что ее считают куртизанкой, она считала себя „L'ARTISTE“.

Когда писательница Симона де Бовуар в 50х годах опубликовала свою знаменитую книгу «Второй пол», в которой назвала Клео «дамой полусвета», 75-летняя Клео, считавшаяся прессой давно умершей, возникла из небытия, засудила писательницу и выиграла процесс!