Sunday, 5 February 2017

Favorites of French kings


Людовик XIII Справедливый ( 27 сентября 1601, Фонтенбло — 14 мая 1643, Сен-Жермен-ан-Лэ) — король Франции и Наварры с 14 мая 1610 года из династии Бурбонов.
Фигура этого Людовика неоднозначна и характер противоречивый...Анализируя все исторические хроники задаю себе вопрос:А любил ли парень кого-то искренне,все проблемы и недорозумения родом из детства как известно....
И судьба самого Людовика и его супруги Анны проживались в параллельных мирах,но это мое мнение...вам решать

Портрет Людовика XIII в 1611 году по Пурбус, Франс Младший, (Палаццо Питти).
В детстве у него была гувернантка, мадам де Монгла. И вот, был этот личный врач и кормилицы. Это – люди, которые его окружали. Надо сказать, что королева оказалась плохой матерью. Во-первых, было принято, что ребенка воспитывала не королева, а какие-то специально назначенные люди. Но вот Анна Австрийская, например, по отношению к своему сыну вела себя, все-таки, иначе, она все-таки была в его жизни как мать. Мария Медичи нет, она его совершенно не любила. И масса свидетельств тому, что она не хотела его видеть.

Мария Медичи (26 апреля 1575, Флоренция — 3 июля 1642, Кёльн) — королева Франции, вторая жена Генриха IV Бурбона, мать Людовика XIII.

Portrait en buste de Louis XIII à 10 ans, Peint au Louvre en 1611
Она не приходила к нему, когда он болел. При том, что он в детстве очень ее любил, как чаще всего бывает: дети очень тянутся к матери, и редко так бывает, чтобы ребенок не любил свою мать. Матери практически не было, только в официальных, представительских функциях. Об отце этого нельзя сказать, отец его вроде бы любил, и единственную такую родственную нежность, которую он получал, - это была нежность его отца. Но отец у него был своеобразный человек. Его в детстве воспитывали по-простому, пороли, и он считал, что это пошло ему на пользу.

Monogram of the king Louis XIII in the western half of the northern side of the Cour Carrée du Louvre

Вообще, честно говоря, если не слышат гасконцы и беарнцы, то двор этот Бурбонский - это какой-то такой курятник, такой симпатичный деревенский двор. Генрих IV считал, что, если это ему пошло на пользу, то его сыну тоже пойдет на пользу. И с двух лет (представьте себе!) этого мальчика пороли розгами для того, чтобы его утихомирить, для того, чтобы сломить его упрямство (маленькие дети ведь часто бывают упрямы, правда? И чего-то хотят, и чего-то добиваются). Так вот, его усмиряли розгами. И это происходило очень часто, почти каждый день, потому что мальчик, видимо, вследствие такого воспитания, проявлял все больше упрямства, непослушания и т. д.

Maria de' Medici and her son Louis XIII by Charles Martin
И была еще одна очень неприятная для мальчика вещь. Известно, что Генрих IV был бабник, как Вы сказали. У него было много женщин. Причем, он совершенно не стеснялся того, что это было на глазах у всех, эти женщины были в одном дворце, все прекрасно все знали. От каждой из этих женщин он имел детей, поэтому детей у него было очень много, всех их он признавал как своих, это тоже было всем известно, что это королевские дети – герцоги Вандомские и всякие прочие маркизы.

Henri IV, the royal family and Fouquet of Varenne
Они все воспитывались вместе, и эти женщины окружали этих детей. То есть маленькие дети тоже все это прекрасно знали. Да это еще и ладно – хотя это вызывало большие трудности для детей: они ревновали друг друга. Маленький Людовик всех их очень не любил. Но это-то еще и ладно. Все дело в том, что Генрих IV совершенно не считал нужным скрывать свою сексуальную жизнь от мальчика, в буквальном смысле: он не только все объяснял и все показывал, специально, считал, что это нужно делать. И таким образом, этот маленький мальчик (с другими, наверное, было также, мы просто про них не знаем, а вот про этого мы очень хорошо знаем) с самых ранних лет был лишен детской невинности, неведения.
И это вот очень плохо в дальнейшем сказалось на развитии его детской психики. Известно, что уже лет в 5-6 он боялся своей сестры. Он вообще боялся девочек. Ну, и естественно, это должно было потом сказаться в его дальнейшей мужской жизни. Вот такое было у него детство. У него было очень строгая нянька, гувернантка, которая совершенно не боялась его пороть, делала это довольно часто, тем более, что отец на этом настаивал.
И действительно, мы знаем, что мальчик уже в раннем возрасте очень часто проявлял агрессивность. Причем это была такая агрессивность… король любил его дразнить. Известен случай, когда король сорвал с него шляпу и надел на себя. Мальчику это очень не понравилось (это был совсем маленький мальчик, ему было три года с половиной), он стал требовать, чтобы король отдал ему эту шляпу. А король отнял у него еще что-то… барабан там, палочки какие-то, и мальчик буквально зашелся, у него была истерика. Потом мы будем читать в дневнике (Эруар звали этого врача) Эруара, что в юности, в молодые годы у него были такие судорожные припадки, которые потом дали исследователям основания говорить, что у него была эпилепсия.

Louis XIII enfant, par François Rude, Musée des beaux-arts de Dijon
Вообще, когда он родился, врач пишет, что он был такой мальчик крепкий, здоровенький, был, правда, небольшой дефект языка: ему на второй день жизни подрезали уздечку под языком. Но вообще, это был очень здоровый ребенок, но такое воспитание привело к тому, что уже в молодые годы он стал болеть, у него начались такие психосоматические расстройства, когда начинаются какие-то нарушения функций органов, связанные с очень сильным неврозом.

Louis XIII enfant, sculpture de François Rude en 1878, exposé au Musée des beaux-arts de Lyon 
И потом у него развилось воспаление кишок, которое его сопровождало всю жизнь, и он страшно мучился от этого. Потом уже, в зрелые годы, поскольку организм был ослаблен вот этим постоянным нарушением пищеварения, считается, что он умер от туберкулеза, у него развился туберкулез. Он умер-то 42 лет. По-нашему, это еще молодой человек.
Его отец Генрих IV был совершенно неожиданно убит в 1610 году, когда мальчику, как мы понимаем, было 9 лет. И регентшей стала королева-мать Мария Медичи. Она очень обрадовалась этому факту, что наконец-то, она, во-первых, освободилась от мужа, который унижал ее своим поведением (она была очень им недовольна, естественно). И она почувствовала себя свободной, почувствовала себя у власти. Около нее были такие люди как Кончини, этот итальянский авантюрист, который незадолго до этого женился на любимой подруге Марии Медичи, ее подруге детства. И эта вот пара – семейство Кончини – полностью подчинила своему влиянию королеву, и правили они такой тройкой.
Людовика продолжали пороть, надо сказать, долго еще. Вот, он король, а его порют. Кроме того, его практически не учат. И даже когда он стал подрастать, эта чета Кончини (если такие свидетельства) нарочно лишала его необходимого образования, потому что они были заинтересованы в том, чтобы он как можно позже и был как можно менее способен был вступить реально на престол, стать реально королем.
Они были заинтересованы в том, чтобы регентство продолжалось как можно дольше. А, между прочим, во Франции у королей, во всяком случае, зрелость наступала в 13 лет. И официально, когда 13 лет стукнуло, регентство официально кончалось. Конечно, ребенок в 13 лет еще править королевством не может, это ясно. Так что учили мальчика очень плохо, образование он получил только то, что совсем необходимо, т. е. его научили читать, писать и Священной истории. Настоящего систематического образования, которое получал, например, Ришелье в своем Парижском коллеже, он не получил вообще.
При этом, опять-таки свидетельства Эруара, в первую очередь, говорят о том, что он был способный мальчик. Во-первых, он проявлял остроту ума, такую ироничность ума еще в раннем детстве. Он очень рано научился писать и читать, между прочим. Он очень любил рисовать, охотно этот делал и очень охотно учился этому. Он очень охотно учился музыке и даже, будучи взрослым человеком, он сочинял музыку. То есть, по-видимому, он был человеком такого правополушарного склада, такого интуитивного, как бывают люди искусства, а вот более такие точные какие-то науки интересовали его меньше.
Впрочем, его мало им учили. Учили его очень плохо. А чему учили, действительно, очень хорошо и за чем следили эти его политические высокопоставленные воспитатели, - это охота. Вот это они следили, чтобы это он изучал как следует и этим занимался. Они считали, что король должен охотиться. К нему приставили такого графа де Люина, считали, что это человек такой очень простой, не способен к каким-то интригам против них, и вот его сделали таким воспитателем юного короля.

Шарль д’Альбер ( 5 августа 1578 — 15 декабря 1621) — фаворит (миньон) французского короля Людовика XIII, который ради него восстановил упразднённое звание коннетабля Франции и сделал его первым герцогом де Люинем (фр. duc de Luynes). Его потомки неофициально носят герцогский титул до сего дня.
Но они просчитались в том смысле, что и Люин оказался другим человеком на самом деле, Людовик к нему очень привязался, это был для него самый любимый человек в это время. Ну, еще какие-то люди нашлись около короля. И когда мальчику было 16 лет, он-таки забрал королевскую власть себе. Он организовал при помощи своего окружения убийство Кончини, друга матери ближайшего, его жена была потом казнена, королева-регентша была отстранена от власти.

Юный Людовик
И вот с этого момента считается, что Людовик XIII действительно вступает в свои полномочия. И тут выясняется, что он совершенно неспособен править государством. И, по-видимому, он это сам сознает, потому что он очень активно начинает заниматься государственными делами, во все вникать, пытаться что-то сделать. Подыскивать себе советников, при том, что это 16-летний мальчик. Конечно, им руководят. Но вот в этот момент, когда он осознает себя как человек, который должен управлять своим государством, должен управлять страной, вот тут он начинает сам, между прочим, учиться и сам набирать какие-то знания и какие-то возможности, в том числе и подбирать себе людей, которые бы позволили ему это делать.

Людовик XIII
В данном случае человек, действительно, несет свой крест, с которым он родился. И вот, между прочим, Людовик XIII это воспринимал именно как крест, который он должен нести, раз на него это возложено Господом. Он был человек очень религиозный, и он нес этот крест всю свою жизнь, стараясь это делать так, как он считал достойным это делать. И, в общем, ему это удавалось. Хотя, конечно, там всякое было в течение этого правления.

Claude Lorrain - Siège de La Rochelle par Louis XIII. 1628
Но вот, когда я рассматриваю детство, воспитание, откуда вышли все эти короли, более или менее достойные или совсем неприглядные, как, скажем, Людовик XV, когда рассматриваешь, откуда это взялось, оптика как-то меняется. Видишь, что, действительно, это могло быть еще хуже. Людовик XIII, конечно, был трагической фигурой, потому что он все это, что было в нем, что он нес из своего детства, в зрелом возрасте он научился сдерживать, он научился сдерживать свою агрессию, он научился сдерживать свои разного рода порывы и разного рода потребности. Но это сдерживание приводило к тому, что, конечно, постоянное удерживание в себе каких-то чувств и каких-то комплексов, приводило к саморазрушению, поэтому он не прожил долго.

Восковой король в галерее мадам Тюссо

 "Wedding of Louis XIII of France and Anne of Austria"
Мария Медичи проводила происпанскую политику. В конце 1615 года 14-летняя Анна Австрийская прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.
  Король больше уделял внимания своим фаворитам, чем жене. В 1617 место главного любимца занял Шарль Альбер де Линь. По его наущению король, отстранив мать от дел, отправил ее в Блуа, а маршал д'Анкр был убит.

"Wedding of Louis XIII of France and Anne of Austria"
Людовик был страстным любителем музыки. С трехлетнего возраста будущий король играл на лютне, считая её «королевой инструментов», а также на клавесине; виртуозно владел охотничьим рожком и пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.

Jean Chalette Marriage de Louis XIII Toulouse..
Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном «Балете Дофина». Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в «Балете Мадам» выступил в роли Солнца.
Людовик XIII — автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом «Мерлезонском балете» (1635), для которого он сочинил танцы («Simphonies»), придумал костюмы, и в котором сам исполнил несколько ролей.
В 1619-1620 Мария Медичи дважды пыталась свергнуть фаворита, но неудачно. В августе 1620 она установила связь с Людовиком XIII через Ришелье. В 1621 де Линь умер, на юге Франции начались волнения среди гугенотов. Людовик XIII лично принимал участие в военных действиях. Он охотно пользовался советами Ришелье, который в сентябре 1622 был назначен кардиналом.

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё
В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики.Благодаря множеству исторических романов (в первую очередь А. Дюма-отца), в обществе укрепился стереотип о «диктатуре» Ришелье и слабовольном короле, но многочисленные источники свидетельствуют об обратном. 

Louis XIII Crowned by Victory by Philippe de Champaigne (Louvre INV 1135)
Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра хотя и не были гладкими, но и не были такими, какими их описали Винье и Дюма. Внешняя политика короля с приходом кардинала Ришелье стала меняться, но это происходило постепенно.

Тронный зал в Фонтенбло
С точки зрения правительства, прежде всего требовалось навести порядок внутри страны, что подразумевало примирение (или же усмирение в зависимости от обстоятельств) противников сильной королевской власти, коими необязательно были исключительно гугеноты. Но именно последние оказались на острие меча кардинала, так как гугенотская партия решила воспользоваться внешней поддержкой в лице Испании и Англии. К концу 1620-х годов гугеноты были усмирены, а специальный королевский эдикт регулировал религиозные и политические права протестантов внутри страны.

Grande salle du Palais-Cardinal c1642 engraving Le Soir by van Lochun - Holsboer 1933 plate6
Created: 1 January 1642
Одновременно правительство постаралось лишить гугенотов внешней поддержки (разгром английской эскадры под Ла-Рошелью и попытка урегулировать противоречия с Испанией). Для того, чтобы Испания была более сговорчивой, правительство Ришелье активизировало свою политику в Северной Италии. Французскому дому Неверов было обеспечено престолонаследие в Мантуе после Войны за мантуанское наследство (1628—1631).
 Лишь в конце 1630-х годов отношения между Людовиком и Анной наладились, и в 1638 и 1640 родились их двое сыновей, будущие Людовик XIV и Филипп I Орлеанский.

Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника. Мария была отправлена в ссылку, бежала в Брюссель и умерла в изгнании. В мае 1635 Франция объявила войну Испании, в августе 1636 испанские войска стремительно приблизились к Парижу. Ришелье посоветовал королю начать эвакуацию столицы, однако король, проявив в данном случае характер, возглавил войско и лично участвовал в разгроме испанцев.
Находясь много лет не в ладу с женой, Людовик примирился с ней, и в 1638 (после 23 лет брака) появился их первенец, будущий Людовик XIV.

Анри Куаффье де Рюзе, маркиз де Сен-Мар (1620—1642) — миньон Людовика XIII. Сын маркиза Эффиа, маршала Франции, близкого друга кардинала Ришельё.

В 1642 король не пережил измену своего фаворита, маркиза де Сен-Мара, который возглавил очередной заговор против Ришелье. Умер Людовик спустя пять месяцев после смерти своего первого министра.
А как же Анна?Как ей жилось с красивым и холодным супругом?

Анна Австрийская (22 сентября 1601 — 20 января 1666) — королева Франции, супруга (с 18 октября 1615 года) короля Франции Людовика XIII. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению.
А как на маменьку Медичи похожа,а?
Дочь и сестра испанских королей, Анна Австрийская родилась в самом начале XVII века, в августе 1601 года. Австрийской она осталась в истории потому, что ее матушка, принцесса Марианна, была родом из Австрии, из знаменитой династии Габсбургов.

На портрете кисти Рубенса
С наследником французского престола ее обручили еще в детстве. Выданная замуж за капризного, болезненного и бессердечного Людовика XIII исключительно по политическим соображениям, гордая и целомудренная, воспитанная в пуританском духе испанская инфанта стала не женой, а великолепной куклой, о которой король забывал, как только заканчивалась очередная парадная церемония.
Достаточно сказать, что наследник престола, будущий король-Солнце Людовик XIV родился через двадцать три года после свадьбы его родителей. Впрочем, такой странный факт легко объяснить: король Франции отдавал предпочтение фаворитам. Оживлялся он, лишь дрессируя собак и играя на лютне. А еще был прекрасным кулинаром и огородником: выращивал зеленый горошек и посылал слуг продавать его на рынке…

Anna von Österreich
Как стало известно после вскрытия его тела, король Людовик XIII вообще не мог иметь детей. Результаты вскрытия были обнародованы лишь в период Великой Французской революции…Вот и вопрос!!!Король бастард?Самый известный и одиозный в истории монархии!!!
Это уже пока другая тема...

Еще портрет кисти Рубенса
Впрочем, исторические факты говорят о том, что Людовик XIII не обходил своим вниманием и женщин – в частности, отдавал явное предпочтение небезызвестной нам по «Трем мушкетерам» «опальной» герцогине де Шеврез. Пикантность ситуации усугубилась тем, что свою метрессу он определил к королеве в качестве первой статс-дамы. Женщины подружились так, что герцогиня стала ближайшей наперсницей Анны.
Именно прекрасная герцогиня внушила своей подруге и повелительнице следующую мысль: следует отплатить королю за холодность той же монетой, не губить молодость в безотрадном уединении и отыскать себе воздыхателя в кругу придворных. Первое время Анна отмахивалась от лукавых советов герцогини, но постепенно стала задумываться над ее словами. Томно вздыхающий кардинал Ришелье, посвящавший любимой королеве стихи, не пришелся ей по сердцу. А если и пришелся, то ненадолго…

Lit de justice tenu par Louis XIII au Parlement de Paris le lendemain de la mort de Henri IV son père. 15 mai 1610

Любовь Анны Австрийской и герцога Бэкингема по праву следовало бы назвать «романом века». Вряд ли можно вспомнить другую пару, которая заплатила бы такую дорогую цену за несколько мимолетных свиданий, большей частью абсолютно невинных. Да и то, что произошло между ними, в конце концов выглядело милой пасторалью на фоне тогдашней придворной жизни, когда супружеская верность считалась скорее пороком, нежели добродетелью, а любовные связи с гордостью выставлялись напоказ всему свету.

Герцог Бэкингем
Молва давно разнесла по всему французскому королевству легенды о необычайной красоте, уме, обаянии герцога. И главное – о его неотразимости и фантастическом количестве жертв его волокитства. Высокий ростом, превосходно сложенный, с пламенными черными глазами, герцог мог бы вскружить не одну женскую головку. Этот красавец, прибывший в Париж послом в сопровождении великолепной свиты, был одет так роскошно, как не приходило в голову и королям. Ослепив весь французский двор богатством и красотой, герцог удивил его и своей грациозностью в танцах. Несколько раз он был кавалером Анны Австрийской. Тысячи глаз следили за ними, большинство – в восхищении блестящей парой.

Abraham Bosse, Louis XIII Listens to the Provost of the Merchants of Paris on December 23, 1628.

В тот праздничный вечер герцог пленил не только королеву Анну. В Бэкингема до безумия влюбилась… герцогиня де Шеврез. В итоге Людовик потребовал от кардинала Ришелье, чтобы нахального англичанина в двадцать четыре часа выдворили за пределы королевства. Ришелье этого не сделал: для него политические интересы Франции были важнее сиюминутных королевских капризов.

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, par Paul Delaroche d'après Gilbert de Sève

Любовь Бэкингема к Анне Австрийской, возможно, стала его единственной настоящей любовью. Любимая им женщина хотя и называлась королевой Франции, но казалась (да и была!) несчастнее самой последней своей подданной.

О том, что Анна считалась необыкновенной красавицей, никто из ее современников не писал. Не подтверждают это и известные портреты королевы. Но внешностью природа ее явно не обидела. От матери Анна унаследовала очень белую и нежную кожу, роскошные белокурые волосы и крупный, очень яркий рот, а от отца – высокий рост, точеный с горбинкой нос и большие голубые глаза.

Simon Vouet - Allegorical Portrait of Anna of Austria as Minerva 

Сохранились свидетельства другого рода – о ее поистине королевской чувствительности. Легчайшее прикосновение к ее коже обычного полотна вызывало раздражение. Поэтому тонкие простыни, которые делались для нее на заказ, можно было с легкостью пропустить сквозь кольцо. Раздражал Анну и запах роз, а увидев на картинах этот цветок, она подчас теряла сознание от одной мысли о его аромате.
Анна привязалась к Бэкингему со всем пылом первой страстной любви. Однажды, протанцевав с ним целый вечер, молодая королева не смогла сдержать своих чувств. Вернувшись в свои покои, в присутствии придворных дам она сжала в объятиях де Шеврез и принялась страстно целовать ее, плача и бормоча слова нежности, обращенные к герцогу.

Джордж Вильерс (28 августа 1592, Бруксби, — 23 августа 1628, Портсмут), 1-й герцог Бекингем (c 1623 г.) — английский государственный деятель, фаворит и первый министр королей Якова I и Карла I Стюартов.

Случайно или нарочно, но тот остановился в доме герцогини де Шеврез, которая взялась устроить тайное свидание влюбленных. Именно ей принадлежала гениальная идея прорыть подземный ход из погреба ее дома в склепы расположенного неподалеку женского монастыря Валь-де-Грас.

Dumonstier Anne of Austria
Условились, что королева придет вечером в церковь этого монастыря, где ее будет поджидать переодетый монахом-капуцином Бэкингем, и они проникнут в дом герцогини, воспользовавшись подкопом. К несчастью, в церкви затаился один из шпионов Ришелье, который поплатился за это жизнью – шпагой герцог владел виртуозно. Свидание сорвалось, королева и герцогиня бежали из церкви. Труп шпиона был обнаружен, кардинал распорядился провести следствие, установившее наличие подземного хода, а герцогиня поклялась, что не имеет о нем понятия. Она отделалась легким испугом, королеву же подвергли домашнему аресту в Лувре.
George Villiers, 1st Duke of Buckingham.
Свадебные торжества закончились, и принцесса Генриетта, отныне английская королева, отправилась на свою новую родину. До морского порта ее сопровождал брат – французский король, невестка – французская королева и, разумеется, герцог Бэкингем.

: Cardinal Richelieu, Maria de' Medici and Louis XIII of France 

Герцог Бэкингем
Королева действительно подарила герцогу алмазные подвески – в Булони, при расставании. Шпионы кардинала поспешили донести тому, что Анна, потерявшая от любви голову, преподнесла своему любовнику аксельбант с двенадцатью подвесками – подарок ее венценосного супруга.
Оставив в Булони английскую королеву, которую сопровождал, герцог на сутки вернулся в Амьен вслед за Анной и добился у нее аудиенции. Королева была нездорова, приняла его, лежа в постели, и тем самым дала возможность еще большему числу кардинальских шпионов получить подтверждение этой скандальной связи. Поздно вечером она на несколько минут выскользнула в сад, чтобы попрощаться с Бэкингемом. Это свидание описал Дюма в «Трех мушкетерах» и ничуть не погрешил против истины: оно было чрезвычайно кратким и абсолютно невинным.

Покои в Фонтенбло
Возвращение королевы Анны в Лувр было омрачено грубой холодностью, которую проявил ее супруг. К раздуванию королевского гнева приложил, разумеется, руку и кардинал Ришелье, оскорбленный прежде всего не как отвергнутый любовник, а как государственный деятель, которому роман королевы путал все карты большой политической игры.

 

А в Лондоне оставалась одна из любовниц герцога – леди Клэрик. Ришелье еще во время пребывания блистательного герцога в Париже связался с его английской метрессой, уведомив прекрасную леди о новом увлечении Бэкингема. После отъезда герцога из Франции и возвращения королевы Анны в Париж кардинал направил леди Клэрик письмо.

Покои в Фонтенбло
Ришелье прекрасно знал, что герцог непременно поспешит продемонстрировать двору королевский подарок. И тот действительно надел его на первый же придворный маскарад. Леди Клэрик сумела добыть две подвески, но… Положение спас не отважный мушкетер, а камердинер герцога. Раздевая своего господина после маскарада, он обнаружил пропажу двух подвесок. А дальше Бэкингем действовал уже самостоятельно, будучи человеком ничуть не более глупым, чем Ришелье, только более молодым и увлекающимся. Он мгновенно отгадал и воровку, и причины кражи, и в ту же минуту принял все необходимые меры.

Anne of Austria mourning her father Philip III of Spain in 1621 by Frans Pourbus the younger

А во Франции события тем временем приняли драматический оборот, давно известный нам по «Трем мушкетерам». Ришелье под предлогом примирения царственных супругов предложил Людовику дать большой бал во дворце, пригласив на него королеву. Вечером того же дня королева получила письмо от короля.Это примирительное письмо привело Анну Австрийскую в непередаваемый ужас. Все висело на волоске: честь, корона, сама ее жизнь, возможно. Герцогиня де Шеврез предложила королеве сказаться на несколько дней больной и послать гонца в Лондон, к герцогу. Но Ришелье предусмотрел и это: королева была лишена всех преданных ей слуг, во всяком случае тех, чья отлучка могла остаться незамеченной. К тому же по повелению короля Англии все порты оказались заперты и сообщение с Францией прервано.

Anne d'Autriche, infante d'Espagne, reine de France, enceinte de 8 mois du futur Louis XIV, en 1638, par Charles Beaubrun

Ришелье упустил из виду только одну «деталь»: фактическим королем Англии был Бэкингем… На рассвете следующего дня герцогиня де Шеврез вбежала в спальню королевы и воскликнула: «Ваше величество, вы спасены, спасены!»Бэкингем прислал курьера к герцогине, и та передала королеве футляр с аксельбантом и письмо благородного любовника:«Заметив пропажу подвесок и догадываясь о злоумышлениях против королевы, моей владычицы, я в ту же ночь приказал запереть все порты Англии, оправдывая это распоряжение мерой политической… Пользуясь случаем, я приказал изготовить две новые подвески и с болью в сердце возвращаю моей повелительнице то, что ей угодно было подарить мне…»

Egmont Anne of Austria

Augustus Leopold Egg - The Life of Buckingham 

Как выяснилось спустя многие годы, две новые подвески оказались весьма искусной подделкой – времени на огранку настоящих алмазов у ювелиров все-таки не было. Знал ли об этом влюбленный герцог, неизвестно. Да ине все ли равно? Главное, что эти камни спасли королеву от позора!Перед самым балом кардинал вручил королю две алмазные подвески и объявил – в присутствии королевы! – что герцог столь мало дорожил ее подарком, что преподнес его своей очередной пассии, а та начала распродавать бриллианты по одному. Королева проявила поразительное хладнокровие и приказала одной из фрейлин принести из будуара ларчик. Приказание было мгновенно исполнено, и все увидели аксельбант в целости и сохранности. Король ничего не понял, но сразу успокоился.

Retrato de la reina Ana de Austria (1601-1666), que fue hija del rey Felipe III de España y esposa del monarca Luis XIII de Francia.
Кардинал понял все – и возненавидел королеву еще яростнее.
Бэкингем, со своей стороны, орудием своей любви сделал политику: изыскивал любые способы для приезда во Францию под благовидным предлогом. Желанный повод не замедлил отыскаться. Между Карлом I и его супругой Генриеттой Французской возникло взаимное неудовольствие, и их семейная жизнь стала очень напоминать отношения между Людовиком и Анной во Франции. Английская королева решила съездить во Францию, повидаться с матерью – вдовствующей королевой Марией Медичи. Карл согласился при одном условии: сопровождать королеву будет герцог Бэкингем. «Сестра вольна приезжать с кем угодно, но только не с Бэкингемом!» – в бешенстве воскликнул Людовик.

Покои в Шамборе
Герцог, узнав о непреклонности короля, в свою очередь потерял здравый смысл. С этой минуты отношения между двумя державами испортились почти непоправимо. Все предвещало неизбежный полный разрыв и настоящую войну французов с англичанами. В результате в августе 1628 года Бэкингем был убит фанатиком-одиночкой, который не сказал ни слова с момента убийства до собственной казни. Но кое-кто утверждал, что убийцу – Фельтона – видели во дворце кардинала Ришелье за две недели до трагедии.

Смерть Бекингема.Леопольд Эгг
Любовь к королеве позволила Бэкингему к концу жизни стать именно тем благородным рыцарем, которого мы знаем по роману Дюма. Герцог остался в памяти потомков прежде всего благодаря тому, что был возлюбленным королевы, трагически погибшим из-за этой любви в тридцать шесть лет. И почти никто не вспоминает о том, что начинал этот знатный красавец любовником английского короля. Превратиться из куртизана в политика, а из наложника – в романтичного влюбленного мало кому удавалось… Бэкингему удалось.

Покои в замке Хофбург
Весть о гибели возлюбленного, о новой встрече с которым она грезила целых три года, жестоко поразила королеву Анну. Любовь к нему была единственным счастьем ее жизни, воспоминания о нем – единственной отрадой. По целым дням, запершись в своей дворцовой часовенке, королева молилась за упокой души человека, подобного которому уже никогда больше не встретила. Супруг дал ей неделю на траур, а потом устроил в Лувре великолепный бал с придворным балетом и предложил королеве в нем участвовать. После нескольких па королева без чувств упала на пол. Больше она не танцевала никогда – до самой своей смерти, хотя танцы просто обожала.

Signé le 7 novembre 1659. Portraits équestres de Louis XIV suivi d'Anne d'Autriche et de son frère Philippe, duc d'Anjou accueillis par Minerve, 

По утверждению некоторых историков, Анна Австрийская, объединившись с Гастоном Орлеанским, младшим братом своего супруга, неоднократно замышляла арест короля и смену власти на престоле. В этом ее поддерживали родственники и в Австрии, и в Испании. Существует версия, что Анна и Гастон были любовниками и планировали править Францией вместе после низложения Людовика. Но этим планам не суждено было осуществиться…Анне Австрийской предстояло стать королевой-матерью при своем любвеобильном сыне короле-Солнце, пережить многие политические события Франции. Сразу после смерти супруга она вернула ко двору всех, кого выслал покойный король.

Cardinal Mazarin with the queen, illustration from The three musketeers.

Последние годы ее жизни были скрашены связью с кардиналом Мазарини, хитрым и ловким политиком. Говорят, их отношения даже освятила церковь. Но согревала ли любовь сердце королевы Анны так же, как согревала его в молодые годы – кто знает?
Несмотря на возраст, королева оставалась все еще привлекательной. Настолько, что в нее, если верить хроникерам, на полном серьезе влюбился красивый и молодой маркиз двадцати двух лет.

В 1643—1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.
Скончалась 20 января 1666 года от рака груди.
Вот такая история без фафориток,оставляющая кучу вопросов,немного мной приукрашенная(чуть-чуть) для Вашего интереса...Уж не обессудьте...
Булычёва А. Сады Армиды. — М., 2004.
Таллеман де Рео. Людовик Тринадцатый // Занимательные истории / пер. с фр. А. А. Энгельке. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. — С. 112-127. — (Литературные памятники)
Шишкин В. В. Дворянское окружение Людовика XIII. // Французский ежегодник 2001. — М., 2001.
A. Bazin, «Histoire de France sous Louis XIII» (П., 1846)
Topin, «Louis XIII et Richelieu» (П., 1876)
B. Zeller, «La minorité de Louis XIII, 1610-12» (П., 1892)
Thea Leitner. Habsburgs verkaufte Töchter. 8. Auflage. Piper, München 1999, 
Anka Muhlstein. Königinnen auf Zeit. 1. Auflage. Insel, Frankfurt am Main 2005, I
       
 
 

Быстрый комментарий

Anton Ebert

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Портрет молодой испанки (Portrait Of A Young Spanish Woman)_58 х 44.5_х.,м._Частное собрание

Девушка с мандалиной (Die Mandolinspielerin)_110.5 х 71.8_х.,м._Частное собрание
[more]

1858_Отдых (Rast)_35 х 25.5_х.,м._Частное собрание
****
Антон Эберт (Anton Ebert; 1845 Bohemia,Germany — 1896 Vienna, Austria).
 
Антон Эберт был очень известным жанровым и портретным художником, который работал в Вене во 2-й половине XIX века. Учился в пражской академии и в Венской академии в классе знаменитого Ф.Вальдмюллера. 

Мадонна с младенцем (Madonna and Child)_68.5 х 55.5_х.,м._Частное собрание

Портрет девушки

Портрет молодой женщины (Portraits of Young Women)_39.4 x 31.8_д.,м._Частное собрание

Josef Neugebauer, 1810-1895_Портрет Антона Эберта (Bildnis Anton Ebert)_1865_68 х 53_х.,м._Частное собрани

1874_Портрет господина Херна в гусарском мундире (Bildnis Eines Vornehmen Herrn  in Husarenuniform)_х.,м._Частное собрание

1874_Портрет мальчика (Bildnis Eines Jungen)_63 х 53_х.,м._Частное собрание

1893_Портрет дамы в синем платье (Portrat einer Dame in blauem Kleid)_60.5 х 48_д.,м._Частное собрание

Восточная красавица с корзиной фруктов (Orientalisk Skonhet Med Fruktkorg)_110.4 х 67_х.,м._Частное собрание

Дама в синем платье и шляпе (Dame In Blauem Kleid Mit Hut)_57 х 41_х.,м._Частное собрание

Девушка за чтением (Lesendes Madchen)_79 х 63_х.,м._Частное собрание

Молодая женщина за чтением (Lesende Junge Dame)_35 х 25.5_х.,м._Частное собрание

Портрет дамы в историческом костюме (Damenportrait im historischen Gewand)_53 х 40.6_д.,м._Частное собрание

Портрет женщины в черном (Portratt Av Kvinna I Svart)_61 х 48_х. на д.,м._Частное собрание

Портрет Кристины Нильссон (Kristina Nilsson)_52 х 41_д.,м._Частное собрание

Портрет молодой дамы (Bildnis Einer Jungen Dame)

Портрет молодой женщины (Portraits of Young Women)_39.4 x 31.8_д.,м._Частное собрание

Рукоделие (Handarbeit)_42 х 34_д.,м._Частное собрание

Молодая женщина с трехцветной лентой_53 х 43_д.,м._Частное собрание

Удивление (Uberrasch)

1875_Весна в лесу (Spring In The Woods)_106 х 74.6_д.,м._Частное собрание