Wednesday 4 May 2016

Frans Xaver Hendrik Verbeeck

 

Фламандский художник Frans Xaver Hendrik Verbeeck (1686-1755).



 
Торговля дураками (Осмеяние людской глупости ) 
François Xaver Henri Verbeeck or Frans Verbeeck, Вербек - (Antwerp, baptized on 21 February 1686 – Antwerp, 28 May 1755) - фламандский художник. До сих пор имя Вербек было знакомо в основном только искусствоведам. Вербек творил в XVIII   веке в городе Мехелен, недалеко от Левена и главных городов провинции Брабант, Брюсселя и Антверпена. В то время Мехелен был центром акварельной живописи. Тогда она была легкодоступной, и являлась хорошей альтернативой дорогих гобеленов, однако продолжительность жизни этих работ была низкой, и только очень немногие сохранились до сегодняшнего дня.
        Иконография данной картины маслом  "Торговля дураками"    сложная: на открытом зеленом лугу, под большим деревом купцы торгуют маленькими мужчинами, в некоторых из них можно узнать шутов, это понятно по их своеобразным головным уборам. На переднем плане картины изображены купцы за столом, которые находятся в процессе взвешивания крошечных мужчин, в то время как коммивояжер и его жена предлагают других мужчин из своего мешка. Художник  высмеивал не только простых людей, но и духовенство. В паре, изображенной на правой стороне холста, легко можно узнать монаха и монахиню. Они сбежали из монастыря и теперь предаются любви. На дереве в клетке еще один безумец:  здесь цитируется голландская поговорка — «только глупец может высиживать пустое яйцо».   Вся картина рассматривается как аллегория, через нее мастер показал и высмеял безграничную глупость людей. Думается мне, что основная сатира здесь направлена на тюльпаноманию.   Слово "тюльп" - голландское, означает тюльпан. Это слово происходит от шведского " тюльпа", что означало  "болван, дурак, остолоп"( Тölреl "болван"; Ельквист 1269).   В сравнении с другими картинами мастера, эта работа выделяется своим большим форматом, и тем, что она написана масляными красками, а не темперными, какими обычно  работал  Вербек. 
 
Элегантное общество за  праздничной трапезой
 Вербек известен главным образом  своими морализаторскими и сатирическими жанровыми   сценами, отчасти вдохновленный работами Иеронима Босха,  и картинами веселых и бравых компаний, а также портретами. Подробности о  жизни Вербека скудны. Он был крещен в Антверпене 21 февраля 1686 года, как сын Alexander Verbeeck  и   Anna de Goos. Его отец умер молодым. Мать и отчим Michiel Mettepenningen   отдали Франса Вербека в  художественное обучение в качестве ученика  Jan Baptist de Bie   в 1701г. Уже в 1709-1710 гг. он  стал мастером в Антверпенской гильдии Святого Луки . Он был деканом Палаты Художников Гильдии Святого Луки в 1725-1726, 1733-1734 и 1746-1747 гг.
 
Музицирующая компания
Франс Вербек женился   на Maria Catharina Casteels    5 августа 1719. У пары было два сына и две дочери. Дочери пошли по стопам отца и стали художницами. Один из его братьев был назначен титулярным епископом архиепископом-курфюрстом Кельна, а также был скульптором. Франс Вербек был активен   в Антверпене между 1710 и 1755гг. Он также создал большую картину   Антверпенской гильдии фехтовальщиков как веселой компании, которая содержит портрет J. B Vermoelen  , настоятеля аббатства и портретов членов гильдии Святого Михаила.  Он рассматривается как последователь  Balthasar van den Bossche   в его жанровых сценах и веселых  компаниях и его жанровые произведения изображают группу мужчин и женщин, занятых музыкой, питьем и игрой в карты. Некоторые сцены изображают галантные встречи. Он также рисовал портреты  музыкантов, пьющих, поваров и служащих.
 
Музицирующая компания в парке
Галантная компания
Обратим внимание на  валяющиеся на полу створки мидий. Двустворчатая раковина моллюска всегда считалась символом женского водного начала, вселенской матки и  символом супружеской неверности.
Элегантная компания за столом на террасе замка
 Обед
Концерт
В центре картины «Обед» изображен стол со столовыми приборами, хлеб и омар. За столом расположились две женщины и несколько мужчин. Фоном служит интерьер жилой комнаты. Эта работа парная с картиной «Концерт», в центре которой - золоченый стол, на котором лежат музыкальные инструменты и ноты. Вокруг стола расположились группа музицирующих мужчин и женщин. В левой части – молодая женщина в красном декольтированном платье, играющая на лютне. Перед столом – собака. В правом углу – мальчик, держащий в руках бутылку. Обе картины были приобретены во Франции на аукционе Versailess Encheres в 2010 году. 
Банкет
В центре картины «Банкет» – сервированный стол. На переднем плане за столом сидит женщина, одетая в красное платье с белым гофрированным воротником. На ее голове - шляпа, ноги стоят на скамье. По другую сторону стола расположились несколько мужчин. На полу – домашняя утварь. Справа, на заднем плане – еще одна группа, состоящая из мужчин и женщин, читающих газету. Работа была приобретена во Франции на аукционе PIASA в 2011 году.
 
Бал у колонны
На фоне античной колоннады – группа танцующих дам и кавалеров. Справа – невысокий балкон, на перила которого наброшена красная ткань. На балконе расположилось несколько дам, наблюдающих за танцующими. Работа была приобретена во Франции на аукционе Claude AGUTTES SAS в 2012 году. 
     Многие из показанных  картин   веселых компаний являются аллегорическим и представляют собой одно из чувств, а также обличают человеческие пороки: пьянство, супружескую неверность и т. п.  Примерами являются  картины с элегантными компаниями, занятыми питьем и едой, а также музицированием и пением: чувство вкуса;  чувство слуха, иногда на картине присутствовали все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.  Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картин, Вербек часто передает нравы и пословицы ,  используя различные символические посылы. 
 
Игроки в карты  Guernsey Museum & Art Gallery  
   Например, некоторые из этих символов  у Вербека очевидны, такие как азартные игры, которые  считаются   пороком, в конечном счете, приводят к гибели человека. Но значения некоторых других символов были потеряны в течение долгого времени. В этой картине мы видим солдата за игрой в карты, в результате чего его меч и кинжал  стали  уязвимыми и без охраны. Кажется, какой-то сюжет  здесь затевается, возможно, ссылаясь на историческое событие или пословицу,  хорошо известную в то время. Существует ощущение хаоса, вызванного отброшенными пустыми бутылками. Игральные карты валяются на полу, возможно,  их бросили на землю  проигравшие.ие 
Элегантная  музицирующая компания  в дворцовом интерьере 
3707322_67764231_538e25c081af (203x117, 5Kb)
Несколько портретов:
Музыкант
Пьющий вино с блюдом с устрицами и лимоном.
Женщина, чистящая лимон
Кухарка с зайцем
3707322_67764231_538e25c081af (203x117, 5Kb)
Гравюры:
Бегство в Египет?
Путники в пейзаже
3707322_67764231_538e25c081af (203x117, 5Kb)
И опять про главный человеческий порок - глупость:
Рисунок:  Сатира на безумства мира
Слева мы видим работающих в поле крестьян, ухоженную деревню, а справа  гибнущий урожай, пьяных и гуляющих ; крестьянские инструменты брошены за ненадобностью. В середине работы прозрачная сфера, как бы переход человека, его наступление в левый "нормальный" мир, печально, что слева направо процесс идет. Над сферой  видим крест и знамя. Либо это встреча двух данных миров, двух деревень. Надпись на рисунке внизу рассказала бы нам многое об этом сюжете, этой работе, но она почти не различима, к сожалению. Скорее всего это аллегория  вражды  веры: раскол кальвинизма .  Кальвинисты по одной доктрине считали, что спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна ли чья-либо вера или нет. Есть дела — значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.  Это мое предположение, а истина написана внизу картинки.
 
На данной картине представлены пороки и в центре  шут, дурак (глупец) в одеянии  с ослиными ушами, бубенчиками. Он руководит  данной компанией, похоже. Низ одежды напоминает оперение петуха - настоящий же петух перед ним. Слева сцена соблазнения; на дальнем фоне также намек на прелюбодеяния. Справа мужчина  щупает курицу. «Щупать курицу» – это выражение имеет разные значения: домосед, который занимается лишь хозяйством и кухней; мужчина, уподобляющийся женщине, тут же  кормит петуха,  что означает в голландской символике - он  желает повысить свою мужскую потенцию, т.к. слаб в этом деле. Петух - символ похоти. Жена с ребенком тянет мужчину из этой компании домой, а он оправдывается. Голландская поговорка гласит : "Искать топорик" (Пытаться найти оправдания) , это про него... Как видим, и топорик на полу лежит около мужчины, там, где  стоит  ещё одна курица.В книге A. Henkel and A. Schöne, "Emblemata", (Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts) я нашла  один символ, который поможет нам расшифровать некий момент с этим мужчиной. Эмблема с изображением курицы  гласит: "Там может быть топор"    (Ibi licet esse securis ). Как курица, обеспокоенная тем, как защитить ее нежных птенцов своими крыльями от ястреба в высоте,  так и Христос будет заботиться, чтобы дела проходимцев не смогли причинить  никакого вреда. Там мы можем быть свободны от ухода. Курица у ног мужчины и указывает нам на топор. Жена может не беспокоиться - его пребывание в этой компании не приведет к прелюбодеянию или супружеской неверности, т. к.  мужчина просто не способен это сделать в силу вероятно импотенции или других проблем, либо он порядочный. Хотя у Брейгеля расшифровка поговорки "Щупать курицу" означает заниматься преждевременными расчетами. В данном случае нет ничего  непонятного, нестыковка объясняется просто:  в 17 веке в Голландии , как и в Европе в целом было много  Emblemata books,  некоторые из подобных книг-каталогов содержали более тысячи эмблем; каждая эмблема  была представлена краткой поговоркой или пословицей, афоризмом, затем шло графическое изображение (как правило, гравюра), затем  высказывания мудрейших, затем  эпиграмма  и потом шло длиннейшее объяснение данной эмблемы- проблемы- темы в прозе, как правило, с позиций церкви. И часто  изображения были схожи, но описания под ними были совершенно противоположные, на другую тему и освещали совсем другое. Смотря каким автором подобных  символических книг пользовался художник и что он хотел этим показать - так и будет верно. Нашей картине явно не подходит второй вариант пословицы про  кур - никакие  преждевременные расчеты здесь не в тему.
 Здесь присутствуют две, кажется, не имеющие отношения друг другу сюжетные линии – мужчина, с курицей, которую он щупает, он же, кормит курицу с петухом  на полу,   и парочка влюблённых слева на полотне. И если опять же обратиться к символике 17 века, о которой были написаны тома и расшифровано, что может значить одно или другое действие, один или другой предмет, то становится ясно, что, как раз наоборот, эти две группы тесно связаны друг с другом. Ведь на языке символов кормление кур как раз и означает "прикармливание, приваживание девушки". Каждый порок на картине сопровождается нравоучительными  табличками, надписями. Они на латыни и опять-таки ничего не видно. Стоит только догадываться и искать, искать в голландской литературе зацепки, изучать эмблемы..... Это очень интересно. 

  Крестьянская свадьба  (Работа из  семейной мастерской Франса Вербека).     Подобно другим художником, живописец основал целю династию, и вся компаний работала в одной мастерской: Франс, братец Ян, и сыновья художников Франс (Второй) и Ян (Второй).    

Manuel Luque

     

 

Из Парижа в Трувиль... Manuel Luque (Spanish,1854 - 1919)


 
"PARIS - TROUVILLE IN 10 HOURS 50 MINUTES AND THIRTEEN STAGES"

Roelof Koets

KOETS, Roelof Dutch painter, Haarlem school (b. ca. 1592, Haarlem, d. 1655, Haarlem)


Still-Life
c. 1648
Oil on canvas, 136 x 206 cm
Private collection

Still-Life with Fruit, Bread and Two Roemers
1644
Oil on canvas, 105 x 146 cm
Szйpmыvйszeti Mъzeum, Budapest
Still-Life-
Oil on panel, 75 x 109 cm
Private collection
Still-Life with a Wine Glass-
Oil on panel, 56 x 68 cm
Private collection
Banquet Still-Life
c. 1655
Oil on panel
Private collection
Still-Life with Fish-
Oil on panel, 75 x 109 cm
Brooks Museum of Art, Memphis
Still-Life
1645
Oil on panel, 43 x 56 cm
Private collection

Aleksandr Varnek

 

Художник Варнек Александр Григорьевич.



Александр Григорьевич Варнек (1782—1843) — русский живописец, ученик Д. Левицкого и С. Щукина в Петербургской Академии художеств, пенсионер её в чужих краях, а впоследствии её советник и профессор.


Автопортрет с палитрой и кистями в руке. 1805- 1806

Александр Григорьевич Варнек (до 1833 года- Варник), родился 15(26) февраля 1782 года в Санкт-Петербурге в семье мебельщика-краснодеревщика Георга Дитриха Варника, переехавшего в Петербург из Данцига. Жизнь и творчество известного художника-портретиста, которого современники называли «русским Ван-Дейком», были почти целиком связаны с одним городом- Петербургом и с одним учебно-художественным заведением- Петербургской Академией художеств. С самого детства выказывая пристрастие к занятиям рисованием, юный Александр убедил отца определить его на обучение. В 1795 году Александр Григорьевич поступил в Императорскую Академию художеств. Занимался в классе портретной живописи у С. С. Щукина, пользовался советами Д. Г. Левицкого и Г. Ф. Дуайена. Во время учёбы выполнял заказы на портреты императора Александра I. За ученические работы неоднократно отмечался медалями, в 1800 году получил малую серебряную медаль, в 1801- большую серебряную медаль, в 1802- большую золотую медаль за программу «Портрет, представляющий живописца». В 1803 году был выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени, здесь же он работал по окончании учебы: сначала в качестве пенсионера помогал профессорам, много писал («Портрет актрисы Е. И. Колосовой в костюме Артемиды», портреты молодых тогда художников Н. И. Уткина, А. В. Ступина, А. X. Востокова).


Портрет гравёра Николая Ивановича Уткина. 1802


Портрет Александра Христофоровича Востокова. 1803-1804


Портрет художника Александра Васильевича Ступина. 1804


Портрет драматической актрисы и танцовщицы Евгении Ивановны Колосовой, урожденной Нееловой (1782-1869) в костюме Артемиды. 1800-е

В 1804 году Варнек уехал в Италию, куда он был направлен в качестве пенсионера АХ.
Во время пребывания в Риме, занимался рисованием с античных скульптур и натуры, писал портреты и пейзажи. Именно здесь он создал своё первое программное произведение- «Автопортрет с палитрой и кистями в руке». Эта картина явилась одним из произведений нового художественного направления- романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX в. Автопортрет был первым в создававшейся на протяжении последующих лет серии автопортретов- своеобразной «автобиографии в портрете», где художник представил себя в различных состояниях, позах, среди разнообразной обстановки и аксессуаров, в молодом либо зрелом возрасте.


Пейзаж в окрестностях Рима. 1809


Портрет Ивана (Яна) Осиповича Потоцкого. 1810

В 1809 возвратился в Россию. Был привлечён к работам по украшению Казанского собора в Петербурге, в котором выполнил образ «Святая Мария Магдалина» для иконостаса придела Рождества Богородицы. В 1810 году за парадный портрет Ивана (Яна) Осиповича Потоцкого, автора известного историко-приключенческого романа «Рукопись, найденная в Сарагосе», Варнек был удостоен звания академика и стал работать внештатным преподавателем в Академии, не получая долгое время зарплату и имея заработки лишь от сторонних заказов. В это время Варнек близко познакомился со своим старшим коллегой- скульптором и ректором академии Иваном Петровичем Мартосом (1754- 5 (17) апреля 1835). Александр Варнек был для Мартоса, в свою очередь, не только младшим его коллегой среди преподавателей Академии, но и «несостоявшимся» зятем.


Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером в руках. 1814

Вот как рассказывает об этом факте биографии художника в своих мемуарах Мария Фёдоровна Каменская (1817- 1898), младшая дочь вице-президента Академии художеств Ф. П. Толстого (1783 – 1873): «Иван Петрович был женат два раза: первый раз на очень красивой дворянке екатерининского времени, которая оставила ему после себя двух сыновей и четырёх дочерей. Рассказывают про Ивана Петровича, что он мечтал выдать всех своих дочерей непременно за художников, но только со старшей дочерью мечта его не сбылась. Он прочил прелестную свою Настеньку за известного в то время портретиста Варнека, но хорошенькая самодурка нашла, что все художники „неотёсанное мужичье“, и против воли отца вышла замуж за молодого учёного Лузанова. Варнек был влюблён в неё без памяти и очень убивался своею неудачею».


Дети скульптора И. П. Мартоса. 1910-е.
Справа изображена Софья в подростковом возрасте (примерно 15 лет), а слева Анастасия.

Варнек Владимир Алексеевич- потомок и и исследователь творчества А. Г. Варнека пишет: «Александр Варнек добивался руки Анастасии примерно в 1813-1814 годах, ещё не имея высоких доходов. Возможно, что из-за такого нестабильного статуса кавалера Анастасия и не рискнула связать с ним свою судьбу. Так или иначе, Александр в указанные выше годы регулярно бывал в Академии, в стенах которой жила семья профессора Мартоса и, пытаясь ухаживать за Анастасией, был, очевидно, хорошо знаком не только с ней, но и с её младшими сёстрами- Софьей (вышедшей замуж за Василия Ивановича Григоровича), Верой (вышедшей замуж за Алексей Егоровича Егорова) и Любой (вышедшей замуж за Абрама Ивановича Мельникова). Это знакомство и явилось основой появления портретов дочерей скульптора Мартоса».


Портреты дочерей скульптора И. П. Мартоса.
Любовь (справа) и Софья (слева). 1810­-е.


Портреты дочерей скульптора И. П. Мартоса- Веры Ивановны (1899-?) (слева) и Софьи Ивановны (15 апреля 1798- 12 февраля 1856). 1810­-е.

В 1814 году Варнек стал советником Академии. В 1815 назначен на должность руководителя вновь образованного класса миниатюрной живописи. В этом же году Александр Григорьевич женился на Марии Ивановне Чеговец (1796-1858), дочери титулярного советника, служащего портовой таможни. Семья проживала в доме No 22 по 3-й линии, владельцем куоторого в последние годы жизни был сам Александр Григорьевич, живший в нём со своей большой семьей (жена, восемь детей и две его сестры).


Портрет Марии Ивановны Варнек, жены художника. 1816


Автопортрет, освещённый сзади. 1816
Указанная датировка принадлежит В.С. Турчину, который предположил, что данный портрет является парным портрету жены художника, исполненному им в 1816 году. Существует повторный автопортрет, где указана более поздняя дата- 1824 год. Визуальная оценка возраста портретируемого дает основание экспертам отдать предпочтение второй из этих дат.

Варнек В. А. пишет: «Из справки Санкт-Петербургской консистории от 16 июля 1834 года следует, что дети А. Г. Варнека были крещены в церкви Сошествия Святого Духа при Императорской Академии художеств. Первенец Александр (в будущем художник) родился 5 декабря 1815 года, крещён был 23 декабря. Восприемниками при крещении (крестными) были Иван Петрович Мартос, ректор Академии художеств, и Екатерина Ивановна Водовозова, супруг которой- Иван Васильевич Водовозов- был крупным петербургским коммерсантом и меценатом. Тот факт, что знаменитый скульптор и титулованный ректор согласился стать крёстным отцом ребёнка молодого преподавателя, свидетельствует об отсутствии у него каких-либо амбиций и о семейной атмосфере, царившей в академии.


Портрет скульптора Ивана Петровича Мартоса. 1819

Из справки следует, что второй сын А. Г. Варнека, названный Иваном (в будущем видный зодчий Санкт-Петербурга, академик), родился 20 августа 1819 года, крещён 4 сентября. Восприемниками были Иван Петрович Мартос и Мария Сергеевна Хатова, жена генерал-майора. Любопытным кажется то, что портрет Мартоса художник написал в этом же году, вскоре после крещения. Возможно, он отблагодарил таким образом Мартоса за то, что тот уже второй раз согласился стать крёстным его детей.


Портрет Марии Сергеевны Хатовой. 1824

Третий сын художника, Николай (в будущем художник), родился 30 августа 1824 года, крещён был 14 сентября. Восприемниками вновь были Мартос, которому в этом году исполнилось 70 лет, и Хатова. Если считать датой выполнения её портрета 1824 год, то эспертам хочется связать эту дату со вторым участием Марии Сергеевны в крещении. Поразительно то, что уже сложившийся дуэт «Мартос- Хатова» исполнял функции восприемников при крещении детей А. Г. Варнека и в дальнейшем. 12 ноября 1827 года они крестили четвёртого сына художника, Константина (будущего художественного критика), а 8 июля 1829 года- дочь Елену.


Дева Мария. 1815

Впечатляет, что Мартос стал крёстным отцом Елены в возрасте 75 лет. Целых пять раз за 14 лет он исполнял почётную роль при крещении детей своего более молодого коллеги! Но в очередной раз, когда Мартосу исполнилось 78 лет, имя его уже не
появилось в метрической книге церкви Академии художеств. Возможно, что становиться крёстным отцом в таком возрасте заслуженному ректору было уже неудобно, а возможно, не позволило здоровье. Но Мария Сергеевна Хатова с дистанции не сошла. 27 июля 1832 года в семье А. Г. Варнека, ставшего к этому времени профессором академии, крестили вторую дочь- Екатерину, родившуюся 5 июля. Мария Сергеевна Хатова стала крёстной матерью пятый раз подряд. Нужно заметить, что теперь она была записана в метрической книге уже как жена генерал-лейтенанта Генерального штаба. А её кумом был в этот раз уже зять Мартоса- конференц-секретарь Академии художеств Василий Иванович Григорович, портрет которого Варнек выполнил в 1818 году.


Портрет Василия Ивановича Григоровича. 1818

Сведения о рождении ещё двух детей художника- Григория (28 января 1835 года) и Павла (9 апреля 1841 года) и их восприемниках отсутствуют».


Портрет неизвестного с орденом святого Владимира 4-й степени с бантом.
Автопортрет (?). 1820-е. Поступил в музей в 1921 году из экспертной комиссии при Внешторге. На подрамнике его имеется табличка с надписью «Варнекъ».

Варнек В. А. пишет: «В 2005 году издательство «Белый город» выпустило в серии «Сокровища русского искусства» альбом, посвящённый Рыбинскому музею-заповеднику, в котором данная работа Варнека воспроизведена под названием «Портрет неизвестного с орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом». В сопроводительном тексте говорится: «В Портрете неизвестного личное отношение живописца к модели настолько сильно, что работа долгое время воспринималась как автопортрет. Однако А.М. Горшман обратил внимание на то, что на груди изображённого мужчины средних лет, одетого в гражданское платье, – орден св. Владимира с бантом, выдававшийся только за боевые заслуги, которых не имел автор». Возможно, это и так, но нельзя не заметить, что «неизвестный мужчина» очень уж напоминает «известного мужчину» с «Автопортрета, освещённого сзади». Кроме того, орден св. Владимира 4-й степени у Варнека тоже был. Получил он его, побывав в сложное время в командировке в Варшаве».


Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа Александра Сергеевича Строганова. 1814

Специальностью Варнека была портретная живопись, в которой он отличался мастерским рисунком, гармоничным, хотя и не особенно сильным колоритом, уменьем схватить близкое сходство и выбрать подходящее освещение, вообще добросовестным исполнением и правдивостью без прикрас. Современники высоко ценили портреты работы Варнека, вследствие чего он оставил немало произведений в этом роде. Два портрета художника должны представлять для любителей искусства особый интерес: Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа А. С. Строганова и Портрет президента Академии художеств А. Н. Оленина. Оба президенты, оба государевы чиновники высокого ранга, но один из них действительно вельможа (А.С. Строганов на приведённом портрете), другой- человек, к дочери которого сватался Александр Сергеевич Пушкин (пусть неудачно). В это веришь, вглядываясь в А.Н. Оленина. И в этом достижение замечательного портретиста.


Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. (не ранее 1824)

Будучи внимательным физиогномистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, её неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления. Особенно значительны картины «Голова молодого турка», «Мальчик с собакой» и «Скрипач», а также выполненные Варнеком образа Благовещения и четырёх евангелистов в домовой церкви Академии художеств.


Пленный турок в зелёной чалме. Между 1810 и 1812


Мальчик с болонкой. 1800


Скрипач.


Богоматерь. Не позднее 1836
Из Царских врат иконостаса церкви Св.Екатерины при Академии художеств.


Благовещение. Архангел Гавриил. Не позднее 1835
Из Царских врат иконостаса церкви Св.Екатерины при Академии художеств.


Евангелист Лука. Не позднее 1838
Из Царских врат иконостаса церкви Св.Екатерины при Академии художеств.


Евангелист Марк. Не позднее 1840
Из Царских врат иконостаса церкви Св.Екатерины при Академии художеств.


Евангелист Иоанн. Не позднее 1837
Из Царских врат иконостаса церкви Св.Екатерины при Академии художеств.


Евангелист Матфей. Не позднее 1839
Из Царских врат иконостаса церкви Св.Екатерины при Академии художеств.

Нередко портретные работы Варнека объединяются в интересные «семейные» циклы - например, три портрета детей Алексея Романовича Томилова (все 1825).


Портрет Александры Алексеевны Томиловой в детстве, с куклой в руке. 1825


Портрет Романа Алексеевича Томилова в детстве, с пером в руке. 1825


Портрет Николая Алексеевича Томилова в детстве с ракеткой для игры в волан. 1825


Портрет Романа Алексеевича Томилова. 1831

С 1820-х гг. творческая эволюция художника идёт на спад, но Варнек активно работает как педагог и эксперт художественных произведений (с 1824 г. он хранитель собрания рисунков и эстампов в Эрмитаже). После смерти Щукина в 1828 году Варнек возглавил портретный класс ИАХ. С 1830 являлся руководителем класса исторической и портретной живописи. Художественно-педагогический метод Варнека в целом способствовал поддержанию в АХ высоких профессиональных требований- знания техники живописи, внимательного штудирования натуры, грамотного рисунка. Среди учеников А. Г. Варнека были А. М. Легашов, Р. К. Жуковский, Г. Г. Чернецов, Т. Р. Головня, П. П. Жарков, В. В. Баранов, а также его сыновья Александр, Иван, Николай.


Автопортрет, конец 1820-х, начало 1830-х.

В 1831 года Варнек удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже- профессора 1-й степени, в 1834- заслуженного профессора. С 1832- хранитель кабинета эстампов и оригинальных рисунков ИАХ. Обращался к офорту и литографии. Принимал участие в выставках ИАХ и Общества поощрения художников. До конца своих дней Варнек состоял в Совете АХ; в залах Академии на её периодических выставках демонстрировал свои картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе (в журналах «Сын Отечества», «Отечественные записки», в альманахе «Северные цветы» и других изданиях тех лет).


Автопортрет с трубкой. Конец 1820-х(?), конец 1830-х (?)


Автопортрет в пожилом возрасте, между 1830 и 1835гг.

Александр Григорьевич Варнек умер 19(31) марта 1843 года в своем доме в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище, в 1930-х годах перезахоронен на кладбище Александро-Невской лавры.


Могила художника Александра Григорьевича Варнека.

К сожалению, местонахождение большинства работ А. Г. Варнека в настоящее время неизвестно. Портреты и картины, созданные Александром Григорьевичем Варнеком, выставляются и хранятся в самых почитаемых и известных музеях и галереях страны. Сохранилось порядка 80 его произведений, в основном в Государственном Русском музее (30 работ) и в Третьяковской галерее (20 работ). Одна из картин художника — «Милостыня», находится в Новосибирской картинной галерее. Два портрета (графа М. М. Сперанского и графа Томаша Потоцкого) хранятся в Иркутском художественном музее. Большое количество произведений живописца экспонируется в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.


Милостыня. 1806


Портрет Михаила Михайловича Сперанского. 1824


Портрет графа Томаша Потоцкого(?). 1841

Варнек В. А. пишет: «Портрет был воспроизведён в двух альбомах Иркутского художественного музея. В первом из них, изданном к 245-летию Российской академии художеств, он опубликован под названием «Мужской портрет. Потоцкий». В аннотации к нему сообщается: «На портрете предположительно изображен польский экономист и публицист граф Томаш Потоцкий (1809 - 1861)». Во втором альбоме портрет назван так же, как и в первом, но к фамилии портретируемого добавлен знак вопроса.<...> Но в поле моего зрения попала следующая биографическая заметка из 25-томного Словаря А.А. Половцова: «Потоцкий, граф Фома Михайлович - экономист и публицист. Сын сенатора и воеводы Царства Польского графа M.А. Потоцкого, родился в 1809 году; образование получил в варшавских средних учебных заведениях и Аппликационной военной школе, затем поступил в военную службу.<...> Не оставляет сомнения, что Томаш и Фома – одно и то же лицо, при этом второе имя имеет, как видно, российские корни. По моему мнению, оно является свидетельством того, что Фома (Томаш) был российским подданным, а, следовательно, бывал в России, где вполне мог повстречаться в Петербурге с Александром Григорьевичем Варнеком. Изыскания с целью подтверждения этой версии продолжаются».


Википедия, Турчин В.С. «Александр Григорьевич Варнек», статьи Варнека Владимира Алексеевича из журнала «Мир Музея», газеты «Наука в Сибири» и др.