Wednesday 4 May 2016

Frans Xaver Hendrik Verbeeck

 

Фламандский художник Frans Xaver Hendrik Verbeeck (1686-1755).



 
Торговля дураками (Осмеяние людской глупости ) 
François Xaver Henri Verbeeck or Frans Verbeeck, Вербек - (Antwerp, baptized on 21 February 1686 – Antwerp, 28 May 1755) - фламандский художник. До сих пор имя Вербек было знакомо в основном только искусствоведам. Вербек творил в XVIII   веке в городе Мехелен, недалеко от Левена и главных городов провинции Брабант, Брюсселя и Антверпена. В то время Мехелен был центром акварельной живописи. Тогда она была легкодоступной, и являлась хорошей альтернативой дорогих гобеленов, однако продолжительность жизни этих работ была низкой, и только очень немногие сохранились до сегодняшнего дня.
        Иконография данной картины маслом  "Торговля дураками"    сложная: на открытом зеленом лугу, под большим деревом купцы торгуют маленькими мужчинами, в некоторых из них можно узнать шутов, это понятно по их своеобразным головным уборам. На переднем плане картины изображены купцы за столом, которые находятся в процессе взвешивания крошечных мужчин, в то время как коммивояжер и его жена предлагают других мужчин из своего мешка. Художник  высмеивал не только простых людей, но и духовенство. В паре, изображенной на правой стороне холста, легко можно узнать монаха и монахиню. Они сбежали из монастыря и теперь предаются любви. На дереве в клетке еще один безумец:  здесь цитируется голландская поговорка — «только глупец может высиживать пустое яйцо».   Вся картина рассматривается как аллегория, через нее мастер показал и высмеял безграничную глупость людей. Думается мне, что основная сатира здесь направлена на тюльпаноманию.   Слово "тюльп" - голландское, означает тюльпан. Это слово происходит от шведского " тюльпа", что означало  "болван, дурак, остолоп"( Тölреl "болван"; Ельквист 1269).   В сравнении с другими картинами мастера, эта работа выделяется своим большим форматом, и тем, что она написана масляными красками, а не темперными, какими обычно  работал  Вербек. 
 
Элегантное общество за  праздничной трапезой
 Вербек известен главным образом  своими морализаторскими и сатирическими жанровыми   сценами, отчасти вдохновленный работами Иеронима Босха,  и картинами веселых и бравых компаний, а также портретами. Подробности о  жизни Вербека скудны. Он был крещен в Антверпене 21 февраля 1686 года, как сын Alexander Verbeeck  и   Anna de Goos. Его отец умер молодым. Мать и отчим Michiel Mettepenningen   отдали Франса Вербека в  художественное обучение в качестве ученика  Jan Baptist de Bie   в 1701г. Уже в 1709-1710 гг. он  стал мастером в Антверпенской гильдии Святого Луки . Он был деканом Палаты Художников Гильдии Святого Луки в 1725-1726, 1733-1734 и 1746-1747 гг.
 
Музицирующая компания
Франс Вербек женился   на Maria Catharina Casteels    5 августа 1719. У пары было два сына и две дочери. Дочери пошли по стопам отца и стали художницами. Один из его братьев был назначен титулярным епископом архиепископом-курфюрстом Кельна, а также был скульптором. Франс Вербек был активен   в Антверпене между 1710 и 1755гг. Он также создал большую картину   Антверпенской гильдии фехтовальщиков как веселой компании, которая содержит портрет J. B Vermoelen  , настоятеля аббатства и портретов членов гильдии Святого Михаила.  Он рассматривается как последователь  Balthasar van den Bossche   в его жанровых сценах и веселых  компаниях и его жанровые произведения изображают группу мужчин и женщин, занятых музыкой, питьем и игрой в карты. Некоторые сцены изображают галантные встречи. Он также рисовал портреты  музыкантов, пьющих, поваров и служащих.
 
Музицирующая компания в парке
Галантная компания
Обратим внимание на  валяющиеся на полу створки мидий. Двустворчатая раковина моллюска всегда считалась символом женского водного начала, вселенской матки и  символом супружеской неверности.
Элегантная компания за столом на террасе замка
 Обед
Концерт
В центре картины «Обед» изображен стол со столовыми приборами, хлеб и омар. За столом расположились две женщины и несколько мужчин. Фоном служит интерьер жилой комнаты. Эта работа парная с картиной «Концерт», в центре которой - золоченый стол, на котором лежат музыкальные инструменты и ноты. Вокруг стола расположились группа музицирующих мужчин и женщин. В левой части – молодая женщина в красном декольтированном платье, играющая на лютне. Перед столом – собака. В правом углу – мальчик, держащий в руках бутылку. Обе картины были приобретены во Франции на аукционе Versailess Encheres в 2010 году. 
Банкет
В центре картины «Банкет» – сервированный стол. На переднем плане за столом сидит женщина, одетая в красное платье с белым гофрированным воротником. На ее голове - шляпа, ноги стоят на скамье. По другую сторону стола расположились несколько мужчин. На полу – домашняя утварь. Справа, на заднем плане – еще одна группа, состоящая из мужчин и женщин, читающих газету. Работа была приобретена во Франции на аукционе PIASA в 2011 году.
 
Бал у колонны
На фоне античной колоннады – группа танцующих дам и кавалеров. Справа – невысокий балкон, на перила которого наброшена красная ткань. На балконе расположилось несколько дам, наблюдающих за танцующими. Работа была приобретена во Франции на аукционе Claude AGUTTES SAS в 2012 году. 
     Многие из показанных  картин   веселых компаний являются аллегорическим и представляют собой одно из чувств, а также обличают человеческие пороки: пьянство, супружескую неверность и т. п.  Примерами являются  картины с элегантными компаниями, занятыми питьем и едой, а также музицированием и пением: чувство вкуса;  чувство слуха, иногда на картине присутствовали все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.  Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картин, Вербек часто передает нравы и пословицы ,  используя различные символические посылы. 
 
Игроки в карты  Guernsey Museum & Art Gallery  
   Например, некоторые из этих символов  у Вербека очевидны, такие как азартные игры, которые  считаются   пороком, в конечном счете, приводят к гибели человека. Но значения некоторых других символов были потеряны в течение долгого времени. В этой картине мы видим солдата за игрой в карты, в результате чего его меч и кинжал  стали  уязвимыми и без охраны. Кажется, какой-то сюжет  здесь затевается, возможно, ссылаясь на историческое событие или пословицу,  хорошо известную в то время. Существует ощущение хаоса, вызванного отброшенными пустыми бутылками. Игральные карты валяются на полу, возможно,  их бросили на землю  проигравшие.ие 
Элегантная  музицирующая компания  в дворцовом интерьере 
3707322_67764231_538e25c081af (203x117, 5Kb)
Несколько портретов:
Музыкант
Пьющий вино с блюдом с устрицами и лимоном.
Женщина, чистящая лимон
Кухарка с зайцем
3707322_67764231_538e25c081af (203x117, 5Kb)
Гравюры:
Бегство в Египет?
Путники в пейзаже
3707322_67764231_538e25c081af (203x117, 5Kb)
И опять про главный человеческий порок - глупость:
Рисунок:  Сатира на безумства мира
Слева мы видим работающих в поле крестьян, ухоженную деревню, а справа  гибнущий урожай, пьяных и гуляющих ; крестьянские инструменты брошены за ненадобностью. В середине работы прозрачная сфера, как бы переход человека, его наступление в левый "нормальный" мир, печально, что слева направо процесс идет. Над сферой  видим крест и знамя. Либо это встреча двух данных миров, двух деревень. Надпись на рисунке внизу рассказала бы нам многое об этом сюжете, этой работе, но она почти не различима, к сожалению. Скорее всего это аллегория  вражды  веры: раскол кальвинизма .  Кальвинисты по одной доктрине считали, что спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна ли чья-либо вера или нет. Есть дела — значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.  Это мое предположение, а истина написана внизу картинки.
 
На данной картине представлены пороки и в центре  шут, дурак (глупец) в одеянии  с ослиными ушами, бубенчиками. Он руководит  данной компанией, похоже. Низ одежды напоминает оперение петуха - настоящий же петух перед ним. Слева сцена соблазнения; на дальнем фоне также намек на прелюбодеяния. Справа мужчина  щупает курицу. «Щупать курицу» – это выражение имеет разные значения: домосед, который занимается лишь хозяйством и кухней; мужчина, уподобляющийся женщине, тут же  кормит петуха,  что означает в голландской символике - он  желает повысить свою мужскую потенцию, т.к. слаб в этом деле. Петух - символ похоти. Жена с ребенком тянет мужчину из этой компании домой, а он оправдывается. Голландская поговорка гласит : "Искать топорик" (Пытаться найти оправдания) , это про него... Как видим, и топорик на полу лежит около мужчины, там, где  стоит  ещё одна курица.В книге A. Henkel and A. Schöne, "Emblemata", (Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts) я нашла  один символ, который поможет нам расшифровать некий момент с этим мужчиной. Эмблема с изображением курицы  гласит: "Там может быть топор"    (Ibi licet esse securis ). Как курица, обеспокоенная тем, как защитить ее нежных птенцов своими крыльями от ястреба в высоте,  так и Христос будет заботиться, чтобы дела проходимцев не смогли причинить  никакого вреда. Там мы можем быть свободны от ухода. Курица у ног мужчины и указывает нам на топор. Жена может не беспокоиться - его пребывание в этой компании не приведет к прелюбодеянию или супружеской неверности, т. к.  мужчина просто не способен это сделать в силу вероятно импотенции или других проблем, либо он порядочный. Хотя у Брейгеля расшифровка поговорки "Щупать курицу" означает заниматься преждевременными расчетами. В данном случае нет ничего  непонятного, нестыковка объясняется просто:  в 17 веке в Голландии , как и в Европе в целом было много  Emblemata books,  некоторые из подобных книг-каталогов содержали более тысячи эмблем; каждая эмблема  была представлена краткой поговоркой или пословицей, афоризмом, затем шло графическое изображение (как правило, гравюра), затем  высказывания мудрейших, затем  эпиграмма  и потом шло длиннейшее объяснение данной эмблемы- проблемы- темы в прозе, как правило, с позиций церкви. И часто  изображения были схожи, но описания под ними были совершенно противоположные, на другую тему и освещали совсем другое. Смотря каким автором подобных  символических книг пользовался художник и что он хотел этим показать - так и будет верно. Нашей картине явно не подходит второй вариант пословицы про  кур - никакие  преждевременные расчеты здесь не в тему.
 Здесь присутствуют две, кажется, не имеющие отношения друг другу сюжетные линии – мужчина, с курицей, которую он щупает, он же, кормит курицу с петухом  на полу,   и парочка влюблённых слева на полотне. И если опять же обратиться к символике 17 века, о которой были написаны тома и расшифровано, что может значить одно или другое действие, один или другой предмет, то становится ясно, что, как раз наоборот, эти две группы тесно связаны друг с другом. Ведь на языке символов кормление кур как раз и означает "прикармливание, приваживание девушки". Каждый порок на картине сопровождается нравоучительными  табличками, надписями. Они на латыни и опять-таки ничего не видно. Стоит только догадываться и искать, искать в голландской литературе зацепки, изучать эмблемы..... Это очень интересно. 

  Крестьянская свадьба  (Работа из  семейной мастерской Франса Вербека).     Подобно другим художником, живописец основал целю династию, и вся компаний работала в одной мастерской: Франс, братец Ян, и сыновья художников Франс (Второй) и Ян (Второй).    

No comments: