Saturday 27 August 2016

Joseph and Potiphar´s wife

ЛЕГЕНДА О ЖЕНЕ ПОТИФАРА



Такая вполне современная история из древней жизни
Легенда о жене Потифара
Жена Потифара — безымянный отрицательный персонаж Ветхого Завета (Быт.39:1-20), супруга хозяина Иосифа, находившегося в египетском рабстве, которая возжелала прекрасного юношу и захотела добиться его благосклонности. Когда же он вырвался от неё, она обвинила его в попытке изнасилования, показав плащ, который он потерял, и за это Иосиф был брошен в тюрьму.
Художник Гверчино. Иосиф и жена Потифара
Joseph_and_Potiphar's_Wife,_1649 (700x541, 117Kb)
Имя эта женщина приобретает только в средневековых легендах, в частности, мидраш Sefer haYashar называет её Зулейка (Зулайхо, Зулейха, Селиха — «соблазнительница»). Под этим же именем, а также как Зефира, она фигурирует в исламской поэзии, в частности, в поэме Фирдоуси «Юсуф и Зулейка»

Потифар, Потифер, от егип. p-di-p-r — «принадлежащий Ра (солнцу)») — её супруг, житель Гелиополя, царедворец фараона, начальник царских телохранителей (по мидрашу — палачей), которому измаильтяне продали Иосифа, когда тот был привезен в Египет. 
Художник Леон Бакст. Жена Потифара. Эскиз костюма к балету «Легенда об Иосифе»
La_legende_de_joseph_potiphar's_wife_1914 (484x700, 151Kb)
Потифар поставил Иосифа во главе своего домашнего хозяйства. Прообразом этого персонажа мог быть Ptahwer — офицер при дворе фараона Аменемхета III (ок. 1842—1797 до н. э.).
Художник Леон Бакст. Потифар.
472px-Bakst-LeRoi (545x692, 130Kb)
В дальнейшем, после того как карьера Иосифа при дворе фараона взлетит вверх, правитель дал ему в жёны Асенефу — «дочь Потифера, жреца Илиопольского» (Быт.41:45). Данный Потифар, может, приходится тезкой первому владельцу Иосифа; еврейские толкователи спорили, не являются ли оба этих Потифара одним персонажем
Художник Мурильо. «Иосиф и жена Потифара»
774px-Bartolome_Esteban_Perez_Murillo_012 (700x542, 83Kb)
Согласно одной еврейской легенде, Потифар не был первым хозяином Иосифа в Египте: сначала его купил один купец из Мемфиса, который благодаря его удаче за три месяца страшно разбогател.
Мидраш «Ноах» рассказывает, что когда Потифар увидел юношу на рынке рабов, он заподозрил, что те его похитили: «Это очень странный раб. Я видел белых людей, продававших черных рабов, но мне не приходилось видеть, чтобы черные люди продавали белого человека. Можете ли вы поручиться, что никто не придет и не потребует его назад?». Ему предъявили купчую с подписями братьев Иосифа, и лишь тогда он успокоился. 
Домоправителем своим он его сделал, когда заметил, что у Иосифа в руках всё спорится, и вообще, происходят чудеса — например, вино в чаше в руках Иосифа меняется в зависимости от пожелания хозяина. Потифар считал Иосифа волшебником, так как тот что-то пришептывал, но тот объявнил, что не колдует, а молится Богу.
Далее мидраш говорит, что Зулеха, положив глаз на Иосифа, обратилась к астрологам, и те ошеломили её известием, что у неё и Иосифа будут общие потомки.
Иосиф вырывается из рук жены Потифара. Художник А.М.Эскивель, XIX век
JosГ©_y_la_mujer_de_putifar_de_Antonio_MarГ­a_Esquivel (518x700, 200Kb)
Другая легенда еще более подробна: Иосифа продали не измаильтяне, а семь купцов из Медины, которые достали его из колодца и перепродали измаильтянам. Измаильтяне по пути в Египет весьма плохо с ним обращались, и Иосиф все время плакал и жаловался на судьбу. 
Потифар, как утверждает легенда, купил Иосифа за 400 талантов серебра, поскольку хотел сделать его своим наложником — за что его покарал архангел Гавриил, сделав из него евнуха. И лишь после этого эпизода в легенде появляется жена Потифара, которая уже зовется Зулейкой. 
Художник Питер Симонс Поттер. «Жена Потифара обвиняет Иосифа»
793px-Potter_Joseph_accused_by_Potiphar's_wife (700x529, 78Kb)
Иосиф подвергается от нее десяти искушениям:
Зулейка грозит ему смертной казнью
Зулейка приказывает высечь его плеткой
Зулейка обещает Иосифу должность Потифара, если он будет выполнять её желания. Параллельно с этим она расхваливает мужу целомудрие Иосифа, так как хочет отвести от него подозрения, и заверяет Иосифа, что Потифар не верит слухам об их интимной связи.
Зулейка обещает Иосифу, что вместе с Потифаром отречется от египетских богов и примет веру праотцев Иосифа. Тот отвечает на это, что его Богу не нужны прелюбодеи
Зулейка говорит Иосифу, что убьет мужа и выйдет замуж за Иосифа. Тот отвечает, что в таком случае выдаст её.
Зулейка посылает Иосифу угощения с приворотным зельем. Но тому накануне было видение, будто какой-то мужчина с едой передает ему меч, и он отказывается есть. Через некоторое время она спрашивает его об этом угощенье, а Иосиф упрекает её, говоря, что может съесть всё, что угодно, так как Бог защитит его. От этого Зулейка становится больной.
«Иосиф и жена Потифара», миниатюра из «Библии фигурата»
Biblia_figurata_joseph_potiphar (632x693, 415Kb)
Затем Зулейка начала грозить, что повесится, прыгнет в колодец, или бросится в пропасть. Иосиф говорит ей, что «После твоей смерти Астехо, наложница твоего мужа, будет плохо обращаться с твоими детьми и заставит их тебя забыть», из чего Зулейка делает вывод, что он её все-таки любит, так как озабочен судьбой её детей и памятью о ней после смерти.
Зулейка принялась восхищаться его красотой, в особенности глазами, на что Иосиф отвечал ей: «Представляю, как ужасны они будут в могиле!». Затем она восхищается его голосом и просит ему спеть под арфу, тот говорит, что его голос красив только когда он поет для Бога, затем она хвалит его волосы, и т. д.
Затем она угрожает отдать его под суд, уморить голодом или бросить в темницу. Иосиф отвечал ей постоянно, что Бог всегда ему поможет. Она хочет отправить его на каторгу или выколоть глаза, на что Иосиф говорит, что «Господь открывает глаза слепым».
Следом она опять хочет убить мужа, но Иосиф удерживает её.
Мастер жития Иосифа. «Иосиф и жена Потифара», ок. 1500
607px-Meister_der_Josephsfolge_-_Joseph_und_Potiphars_Weib (700x692, 166Kb)
Когда Иосиф находится в её покоях, она поворачивает идола лицом к стене, чтобы её бог их не видел, Иосиф же отвечает, что его Бог видит все, и зная, за какой мелкий поступок был изгнан из рая Адам, и вспоминая своего брата Рувима, за разврат лишенный права первородства, он боится понести наказание за то, что она ему предлагает.
Затем к Зулейке приходят подруги, которые беспокоятся о её здоровье. Она приказывает Иосифу прислуживать при них. Гостьи так поражены его красотой, что порезали себе пальцы. 
На лицемерное удивление хозяйки они говорят: «Как можно следить за своими пальцами, когда ты показываешь такого божественно прекрасного мужчину!». Когда она жалуется им на его холодность, подруги советуют его соблазнить.
Художник Орацио Джентилески. Иосиф и жена Потифара
768px-Orazio_Gentileschi_002 (700x546, 90Kb)
Однажды она обнимает его, но он вырывается и не отвечает на её мольбы. Она преследует его каждый день на протяжении целого года, приказывает надеть ему на шею железный обруч, чтобы он не мог опускать голову и всегда смотрел ей в лицо. 
Наконец, во время большого праздника, когда никого не было дома (по мидрашу «Ноах» — всенародные гуляния в честь разлива Нила), она сказалась больной, но когда все ушли, поднялась и нарядилась. 
Когда появился Иосиф, она опять принялась соблазнять его. На мгновение он поколебался, но перед его глазами нарисовалось лицо матери, затем её сестры Лии, наконец — отец. Иаков будто сказал ему: «Имена твоих братьев будут однажды выгравированы на нагруднике первосвященника. Хочешь ли ты, чтобы там стояло и твое имя? Учти, что тот, кто связывается с шлюхами, роняет свою честь!». 
Он останавливается, а на упрек Зулейки говорит, что увидел своего отца. Она говорит, что в доме нет никого, он же отвечает, что «ты и твой народ не могут это видеть, я же принадлежу к тем, кому это дано».
Художник Carlo Cignani
600px-Carlo_Cignani_001 (700x700, 127Kb)
Другие предания гласят, что Иосиф не испытывал этого минутного колебания, но большинство преданий все же указывают, что когда он вышел из её покоев, его охватило такое вожделение, что он чуть было не вернулся. 
Но тут появился Бог, держа в руке Камень Основанияи сказал: «Не прикасайся к ней, не то я брошу этот камень и мир рухнет».
Иосиф испугался, Зулейка же закричала, что если он ослушается её, то умрет, и, выхватив спрятанный меч, приставила его к горлу Иосифа, повторив угрозу. Именно тогда он вырвался из её рук, оставив в её руках свой плащ.
Художник Nattier Jean-Baptiste
753px-Nattier_Jean-Baptiste-ZZZ-Joseph_and_Potiphars_Wife (700x557, 62Kb)
Когда возвращаются подруги, они находят её в горе и советуют ей наговорить на Иосифа. Тогда она снимает весь свой роскошный соблазнительный наряд, ложится в постель и снова притворяется больной. Она приглашает нескольких мужчин и в их присутствии обвиняет Иосифа в попытке изнасилования, предъявив в качестве доказательства его разорванный плащ.
Мужчины докладывают об этом Потифару. Мужья её подруг подтверждают её слова о том, что он давно её домогался, как они слышали от супруг. Потифар идет к жене и она вытребывает у него наказание (по преданию, он даёт его после интимной близости). Сначала он хотел его убить, но жена советует бросить в тюрьму, чтобы не потерять на его стоимости — сама же надеется, что в тюрьме Иосиф станет попокладистей.
Художник Доменико Морелли. Жена Потифара
Morelli_la_moglie_di_putifarre (700x586, 85Kb)
Потифар приказывает высечь Иосифа, который молит Бога, чтобы тот не дал ему умереть по ложному навету. В этот момент 11-месячный сын Зулейки, доселе всегда молчавший, впервые заговорил, сказав, что его мать лжет и рассказывает, как всё было на самом деле. После этого он опять перестает разговаривать. (По мидрашу «Ноах» — этот ребенок приемная дочь Потифара Асенефа (Аснат), будущая жена Иосифа, и рассказ её не был связан с чудесами). 
Удивленный Потифар приказывает прекратить порку. Иосиф предстает перед судьями-жрецами. Они осматривают его платье, и поскольку оно разорвано сзади, а не спереди, они понимают, что оно было порвано, когда он убегал, то есть невиновен. Но они не оправдывают, потому что должны сохранить доброе имя Зулейки. 
Потифар, уверившийся в его невиновности, извиняется перед ним в тюрьме, говоря, что вынужден это сделать, чтобы не пострадало доброе имя его детей. Иосиф должен отсидеть 10 лет.
Joseph und die Frau des Potiphar, Öl auf Holz,1556
765px-Joseph_und_die_Frau_des_Potiphar_(Schule_von_Fontainebleau) (700x549, 85Kb)
Эти еврейские легенды значительно отличаются от рассказа Библии(39:6-20) и противоречат друг другу (например, в вопросе полового бессилия Потифара и наличия у него жены


No comments: