Придворный экипаж в Царском Селе
Выставка «Придворный экипаж в Царском Селе» с 1990 года размещается в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 году по проекту архитекторов В.П. Стасова и С.Л. Шустова.
Сообразно своему предназначению здание в плане имеет подковообразную форму.
На выставке представлена коллекция из 25 императорских экипажей работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – XIX веков. Большая ее часть – это парадные кареты, принимавшие участие в торжественных церемониях русского Двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и самого государства.
Тимм, Василий Федорович (1820—1895). Торжественный въезд в Их Императорских Величеств в Москву 17 августа 1856 года
На выставке также представлены прогулочные, городские кареты, детские экипажи и сани, которые в свое время были предметами личного императорского обихода; трудно переоценить их мемориальное значение и ценность как произведений каретного мастерства.
Двухместный кабриолет Николая I. Николай I и императрица Александра Федоровна у сада Аничкова дворца Россия, начало 1820-х гг. Неизвестный литограф
Николай I в зимней повозке на Адмиралтейской площади Петербурга Россия, 1830-е гг. Автор Шмидт
Тейхель Франц - великая княгиня Мария Александровна на прогулке, 1858
Портрет императора Николая I в санях Россия, 1850-е гг.Сверчков, Николай Егорович (Георгиевич), 1817-1898
Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Император Николай I на зимнем выезде, 1853
Сверчков Н. Е. (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село). Николай I в санях, 1853
Сверчков Н.. Николай I в санях. 1850-е гг.
Сверчков Николай Егорович (1817–1898). Император Николай I на зимней прогулке. 1850-е
Сверчков Н. Е. (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село). Александр II в санях, 1864
Уникальные экипажи всегда были предметом особой гордости и заботы.
Карета императрицы Марии Федоровны у Казанского Собора
Парадные кареты на коронационных торжествах императора Николая II 1896 года
В 1860 году в Санкт-Петербурге на Конюшенной площади был открыт Придворно-конюшенный музей в здании, специально спроектированном для этой цели архитектором П.С. Садовниковым.
Конюшенный музей. Акварель В. С. Садовникова. Ок. 1860 г.
Фото 1929 г.
После расформирования музея, в 1920-х годах, часть этой коллекции поступила в Царское Село. До 1930-х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывшей Дежурной конюшне. Пережив блокаду Ленинграда под сводами Висячего сада Эрмитажа, часть коллекции в 1969 году вновь поступила на хранение в Екатерининский дворец-музей. После масштабной реставрации, в 1971 году на Камероновой галереe была открыта выставка из 14 экипажей.
Помимо парадных и повседневных экипажей в залах экспозиции демонстрируются сохранившиеся до наших дней предметы парадного выезда и дорожного быта. В соответствии с декоративным стилем эпохи экипажи пышно оформлялись резными и бронзовыми скульптурными композициями, прихотливыми орнаментами, аллегорическими живописными панелями, расшитыми золотом тканями и даже сверкающими стразами.
Выставочное пространство поделено на три зала.
Зал первый
В зале представлены предметы из комплекта коронационной упряжи, чемоданы, кофры, сундуки, дорожные аксессуары и предметы мебели: складные кресла, принадлежавшие Елизавете Петровне; стол, изготовленный для Петра I).
Флажок трубы герольда с кистями, 1856 г.
Чепрак. Россия, С.-Петербурн, 1850-е
Ташка герольда с российским гербом и вензелем Николая II
Предметы из комплекта парадной шорной упряжи. Санкт-Петербург. 1856
Предметы из комплекта парадной шорной упряжи. Санкт-Петербург. 1856
Предметы из комплекта коронационной упряжи. Россия, С.-Петербург, 1856
Предметы из комплекта коронационной упряжи. Россия, С.-Петербург, 1856
Предметы из комплекта коронационной упряжи. Россия, С.-Петербург, 1856
Предметы из комплекта коронационной упряжи. Россия, С.-Петербург, 1856
Предметы из комплекта коронационной упряжи. Россия, С.-Петербург, 1856
Предметы из комплекта коронационной упряжи. Россия, С.-Петербург, 1856
Дорожная касса
Часы дорожные в футляре. Западная Европа. Вторая половина 19 века
Дорожные подсвечники
Котелок, Лондон. Середина XIX века
Секретер дорожный, Россия, вторая половина XIX века
Дорожный самовар
Дорожный сервиз посуды
Дорожный сервиз посуды
Дорожный сервиз посуды
Дорожный сервиз посуды
Дорожный сервиз посуды
В дорогу брали книги, что бы скоротать за чтением время в пути
Дорожный прибор для завтрака императрицы Елизаветы Петровны
Дорожный прибор для завтрака императрицы Елизаветы Петровны
Дорожный гигиенический набор и шкатулка с парфюмерией
Шкатулка с парфюмерией
Мушечница и табакерка с портретом императрицы Елизаветы Петровны
Табакерки
Дорожный ночной горшок
Стол складной Петра I. Кресла складные Императрицы Елизаветы Петровны
Дорожная мебель
Стол складной Петра I
Кофр. Конец XIX - начало XX века. Шкаф-чемодан дорожный.США, 1910-е
Стол складной Петра I. Кресла складные Императрицы Елизаветы Петровны
Чемесов, Евграф Петрович. 1737-1765Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Токке, Луи. 1696-1772 середина XVIII в.
Греведон, Анри (1776-1860). Портрет Екатерины II. 1827 г.
Здесь же можно увидеть детские коляски и трёхколёсный безлошадный экипаж.
Детская коляска конца XVIII в. принадлежала великим князьям Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу, сыновьям Павла I
Коляска детская двухместная. Англия, мастерская Кремера. Вторая половина XVIII века
Коляска-самокатка супруги Николая I Александры Федоровны, мастер Дж. Баннистер, изготовлена до 1861 года
No comments:
Post a Comment