Sunday 19 August 2018

Northern Renaissance

Северное Возрождение(1)
"

Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология и искусствоведение разделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и другие.


Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», Старая пинакотека, Мюнхен
Духовное пробуждение Европы, которое началось в конце XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
[more=далее]
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):
развитие элементов светского гуманистического мировоззрения
развитие идей религиозного «обновления»
Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же выступали как антагонисты. По первому пути пошла Италия (см. Ренессанс, с его антикизирующими и реалистическими тенденциями), по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей

Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см
Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) (1450-1516) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров позднего Северного Возрождения. Его считают одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Искусство Босха всегда притягивало искусствоведов и зрителей. Смысл его картин пытались разгадать современники, делают это и последующие поколения. Раньше всю «чертовщину» на картинах Босха признавали всего лишь забавой для зрителей, предназначенной для того, чтобы пощекотать нервы. Но современные учёные находят в творчестве Босха глубокий смысл, который до сих пор однозначно не объяснён. Его творчество считают началом сюрреализма, извлекающего свои образы из глубин подсознания. Но не исключают и влияние на его творчество алхимии, астрологии, чёрной магии. Некоторые связывают его творчество с различными религиозными ересями.

Иероним Босх. Фрагмент правой части триптиха «Сад земных наслаждений»
«Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!» (Карел ван Мандер «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»).
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Наиболее необыкновенный характер Северного Ренессанса выразился в художественной культуре Германии и Нидерландов.
лавные центры искусства: Аугсбург, Антверпен, Амстердам, Галле, Нюрнберг.
Термин «Возрождение» использовался достаточно условно в отношении культур этих стран. Так как ее образование опиралось на идеи религиозного обновления, а не на возрожденное античное наследие. Однако, сущность процессов, которые происходили и в Италии, и в данных странах была общей — становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, рост самосознания человека.
Продвижение Северного Ренессанса осуществлялось на совершенно другой почве и запоздало на целое столетие по сравнению к итальянскому. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения . В северных странах он базироваля на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социального равенства. Если идеал итальянского Ренессанса — это сильный героический человек, то в северных странах — любовь христиан к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения осталось намного больше черт средневекового мировоззрения, символики, религиозного чувства, она более архаична, более условна по форме и меньше знакома с античностью.
Философская основа Северного Возрождения — пантеизм (обожествление природы и вселенной).

Вавилонская башня, Питер Брейгель
Это учение растворяет Бога в природе, не отрицая прямо его существование, наделяет божественными атрибутами, такими, как бесконечность, вечность. Пантеисты полагали, что в каждой частичке мира есть частичка Бога, и делали вывод, что каждое проявление природы необходимо изображать. Такое представление привело к возникновениюв пейзажа в художественной культуре Северного Возрождения, как самостоятельного жанра.
Нидерландские живописцы разработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им с не меньшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глубины пространства. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света; они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д.). Воспроизводя с предельной тщательностью мельчайшие детали, они с такой же обостренной зоркостью воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи, «открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку; с середины XV века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии.
В Нидерландах и Фландрии
В творчестве Северного Ренессанса сформировался и развивался (в первую очередь в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина.
Нидерландские художники отличались необычайной виртуозностью письма: любая мелкая подробность представлялась с большой тщательностью. Это придавало картинам большей увлекательности для зрителя: чем больше разглядывать, тем больше искать интересных деталей.

это, прежде всего, Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Мастера «второго эшелона» — Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс, Бернар ван Орлей. Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля, а также Иоахима Патинира, Адриана Изенбранта, Яна Провоста, Яна ван Скорела, Корнелис Энгелбрехтсен, Артген ван Лейден.

Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 375х520 см. Собор Святого Бавона (Гент)Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка – Гентский алтарь. Художник работал над ним в 1422-1432 гг. по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы. Этот грандиозный многоярусный полиптих (складень) из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур находится в Соборе Святого Бавона в Генте. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве»
В Германии
Немецкое Возрождение (конец XV-начало XVI вв.) отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма. Универсальность и сложность искусства Альбрехта Дюрера, яркое полыхание красок и избыточность эмоций творчества Матисса Нитхардта, декоративность и фантастика Лукаса Кранаха, гуманистическая ясность и законченность портретов Ганса Гольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики характеризуют немецкое Возрождение.
В последней трети XV века в Германии возник и начал развиваться портрет в искусстве Северного Ренессанса. Немецкий портрет отличается от портретной живописи Возрождения Италии. Если итальянские художники творили идеал красоты, то немецкие мастера были равнодушны к красоте, для них основное – передавать характеры, добиться эмоционального выражения образа. В Возрождении Италии на первый план выступала сторона эстетическая, в Северном — этическая.
Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн, Ханс Бальдунг, Вольф Губер, Мастер M. S. и другие 

Ганс Гольбейн Старший (1465-1524) – немецкий живописец. Старший в известной семье художников, к которой принадлежали его брат Зигмунд и сыновья Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший.
Его раннее творчество носит следы влияния фламандской школы, более позднее – итальянского Возрождения.

Ганс Гольбейн Старший «Святой Себастьян»
Возрождение в немецкой скульптуре проявилось в опоре на реалистичные народные черты немецкой готики (Тильман Рименшнейдер, Фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер).

Надгробный памятник архиепископу Эрнсту Саксонскому работы Петера Фишера Старшего в соборе Магдебурга
Яркие поиски касались и немецкой архитектуры, выражаясь в церковном, общественном, дворцовом строительстве, частных домов и градостроительства. Для каменных, кирпичных, фахверковых зданий были характерны импозантность и богатый декор. Но феодальная реакция оборвала развитие немецкого Возрождения, дав дорогу искусству маньеризма.
В Швейцарии
— Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515—1532), Никлаус Мануэль по прозвищу Дёйч (Дойч), Ханс Леу младший, Ханс Фрис и Урс Граф.

Никлаус Мануэль по прозвищу Дёйч (предположительно 1484-1530). Автопортрет (около 1530)
Наряду с Гансом Гольбейном (в его Безельский период) Никлаус Мануэль считается самым значимым представителем Ренессанса в Швейцарии. Он создавал эскизы для ювелиров, алтари, портреты и другие полотна. Его насыщенные цветами полотна изображают в основном мифологические и библейские сцены.

Никлаус Мануэль «Святой апостол Лука за изображением Мадонны»
Урс Граф (1485/1490-1529) – швейцарский художник по стеклу, гравёр, ксилограф и ювелир. Ни один из его витражей не сохранился. Граф обращался к аллегориям, библейским темам и декоративным мотивам. Графику Графа отличают динамичность ведения штриха и ироническая направленность

Урс Граф «Архангел Михаил, взвешивающий души». Рисунок пером
Развитию искусства Возрождения во Франции способствовали богатые традиции местной готики, знакомство с античной традицией, регулярные связи с Италией и Нидерландами. Изяществом, лиризмом и остротой наблюдения отличаются скульптуры Мишеля Коломба.
Во Франции
Самые известные художники французского Возрождения – Жан Фуке, Жан Клуэ, Франсуа Клуэ, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Кенель, представители династии придворных художников Дюмустье: Даниель Дюмустье, Косм Дюмустье, Жоффруа Дюмустье, Этьен Дюмустье. Оригинальным художником, не вписывающимся в традиционные рамки представлений о стилях, был Жан Дюве.

Жан Фуке. Автопортрет (1450). Эмаль, диаметр 6,8 см. Лувр (Париж)
Жан Фуке (около 1420-1481) – французский живописец, портретист и миниатюрист. Учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения.
К значительным произведениям художника относят «Меленский диптих» (около 1451-1456), заказанный Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелёне.

Жан Фуке «Этьен Шевалье и святой Стефан» (левая створка диптиха). Холст, масло. 91х81 см. Берлинская картинная галерея

Жан Фуке «Богоматерь с младенцем» (правая створка диптиха). Холст, масло. 91х81 см. Королевский музей изящных искусств (Антверпен)
Картина состоит из двух частей, получила название Мелёнского по городу Мелён.

Мишель Кломба. Надгробная плита Маргриты де Фой (1502). Собор в Нанте (Франция)
Для французского Возрождения характерно блестящее развитие светской архитектуры: в XV в. формируется тип особняка – «отеля», а в XVI в. начинает развиваться дворцовая архитектура.

Подавляющее большинство его работ не сохранилось, в том числе и Тюильри – дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Сожжён в дни Парижской коммуны и после этого не восстанавливался.
Филибер Делорм (около 151/1515-1570) – французский архитектор Возрождения. В его тяжелой архитектуре одновременно сочетаются ордерные и готические элементы. Ввел «французскую колонну» (с декоративными поясами), «арки Делорма» (деревянные фермы для перекрытия больших проемов).

Замок Шенонсо (XV в.). Построен по проекту Филибера Делорма
Оригинальным представителем эпохи, не вписывающимся в традиционные рамки представлений о стилях, был Жан Дюве. Своими экспериментами на грани музыки, тайнописи и живописи известен композитор Бод Кордье.
В Великобритании
В Англии наиболее известным художником Возрождения был Исаак Оливер.
Исаак Оливер (Исаак Оливье, 1556/1565-1617) – английский художник-миниатюрист французского происхождения.

Исаак Оливер. Автопортрет (1595)
Сохранились многочисленные работы художника, часть из них находится в Виндзорском замке. Некоторые из его рисунков пером находятся в Британском музее.

Исаак Оливер «Карл I, принц Уэльский» (1615). Миниатюра
Есть у него и работы станковой живописи.

Исаак Оливер «Эдуард Герберт, первый барон Герберт из Чербери»
Замок Уоллатон-холл – один из ренессансных дворцов, сохранившихся в Англии. Строился под Ноттингемом в 1580-е годы архитектором Робертом Смитсоном (проект Лонглит) для промышленника Фрэнсиса Уиллоби.

Уоллатон в XIX в.
В его архитектуре заметны итальянизмы, указывающие на участие в строительстве зодчих с юга Европы. Первоначальные интерьеры сгорели в конце XVIII в., но сохранился старинный орган XVII в. В 1925 г. барон Уиллоби уступил Уоллатон-холл городским властям Ноттингема. В настоящее время на его территории размещается натуралистический музей, где можно увидеть множество растений, животных, различные породы камней, а в парке, который прилегает к Уоллатон-холлу можно увидеть гуляющих оленей, белок и лебедей.

Уильям Шекспир, знаменитый своими сонетами, трагедиями и комедиями, художник-миниатюрист Исаак Оливер.
Литература
Kemperdick S. The Early Portrait from the collection of the Prince of Liechtenstein and the Kunstmuseum Basel. — Munich—Berlin—London—New-York, 2006.
http://ency.info/
Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. C. 44

No comments: