Sunday 11 September 2016

Valois court amusements

Бал при дворе Валуа


Это небольшой рассказ о зарождении балета как вида искусства. Пышные танцевальные празднества были тесно переплетены с нравами, царящими при дворе французского короля Генриха III.
Точно не известно по какой причине, но король Генрих III предпочитал фаворитов фавориткам, он имел небольшой штат миньонов (фр. mignon — малыш, крошка, милашка)- своих любимчиков . Нет исторических свидетельств об их любовных отношениях, вероятно это сплетни и происки главного врага Генриха III Герцога де Гиза. Возможно это просто были преданные королю молодые люди, близкие друзья, которым за верность было позволено многое.
Они шокировали двор своими весёлыми и дерзкими проделками, шумными застольями и амурными похождениями. Король был готов исполнить любой каприз своих любимчиков, одаривал их титулами и землями, что естественно вызывало гнев и соответственно разные кривотолки и у дворян, и у простого народа . Ничем хорошим это кончится не могло и в результате состоялся поединок между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В парижском парке Турнель 27 апреля 1578 года произошла знаменитая «дуэль миньонов», в которой двое из фаворитов Генрих III погибли, а третий был тяжело ранен и скончался позже. Король воздвиг в память павших великолепную усыпальницу... и завел себе новых миньонов.
Новыми любимцами короля стали Анн де Жуайез и Ногарэ д’Эпернон. Их обоих он сделал герцогами и пэрами.
Анн де Батарне, барон д’Арк, герцог де Жуайез (фр.: Anne de Joyeuse; 1561—1587), тулузский дворянин, один из любимейших миньонов короля Генриха III, самый титулованный из его фаворитов. В возрасте 21 года он стал адмиралом Франции, через год — командором ордена Святого Духа и губернатором Нормандии и Гавра. После смерти герцога Анжуйского Жуайез от имени короля стал управлять Анжу и Алансоном.
По количеству привилегий де Жуайез сравнялся с принцами крови.

Жуайез настолько полюбился королю, что тот женил его на сестре своей жены, королевы Луизы Лотарингской (1553—1601) , Маргарите Лотарингской. Свадебный подарок, полученный им от короля, составлял 300 000 экю.
Если король устроил пышные похороны своим любимцам, то почему бы не устроить грандиозную свадьбу их последователю. Свадьба состоялась 18 сентября 1581 года, но пиршество в её честь длилось еще месяц и закончились первым в истории балетным спектаклем — «Комедийным балетом королевы».
«Комедийный балет королевы» («Цирцея») (фр. Ballet Comique de la Reine) состоялся в королевском дворце Лувре в Париже (или в малом Бургундском дворце в Париже) 15 октября 1581 года и открыл историю мирового театра как самый первый балетный спектакль
Его смотрели десять тысяч зрителей (судя по источникам) и он длился с 22:00 до 3:00 - 5 часов. Тогда балет включал не только танцы. Он был назван baleto-comique (comique означает «драма» а не «комедия») потому что включал в себя элементы разговоров и драмы, это было также причиной почему он длился так долго.

Wedding_of_Duc_de_Joyeuse_with_Marguerite_de_Vaudemont_24_September_1581_French_school_1581_1582.jpg
Бал по случаю свадьбы герцога де Жуайеза. Французская школа 1581-82 гг.
Изображение бала, проходившего в Лувре 24 сентября 1581 г. , и сейчас находится в Лувре, старательно запрятанное за стеклянной витриной с контролируемой температурой и влажностью. Это свадьба d'Anne ( герцог де Жуайез), фаворита Генриха III, и Marquerite de Vaudemont (Маргарита Лотарингская). По видимому это танец жениха и невесты. Слева сидят Генрих III, Екатерина Медичи, его мать, а супруга Луиза Лотарингская, стоит крайняя слева.


французский король Генрих III (1551-1589)
0_143399_15ad1d0_orig.jpg

dad0b_duel-des-Mignons-1585.jpg
Дуэль миньонов Генриха III— поединок, состоявшийся в парижском парке Турнель 27 апреля 1578 года между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате дуэли погибли четверо из шести её участников. Изображена в романе Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро»

Новый фаворит Генриха III Герцог де Жуайез
Anne_de_Joyeuse_(detail).jpg
Anne de Joyeuse; 1561—1587
600px-Chateauneuf-Randon_de_Joyeuse_Saint-Didier.svg.png
Герцог де Жуайез был старшим сыном Гильома II, виконта де Жуайеза, и Марии де Батарне
После свадьбы он прожил не долго, испытал опалу и погиб не оставив потомства.
Анн де Жуайез является персонажем романа Александра Дюма-отца «Сорок пять» и его пьесы «Двор Генриха III».

К сожалению портрет невесты Герцога де Жуайез Маргариты Лотарингской не нашла, его можно видеть только на картине бала в день их свадьбы (в самом начале поста)
И вот еще, в экспозиции "Средневековый Лувр",соответственно в Лувре висит аналогичное изображение ещё одного праздника, с той же троицей на левом плане (Генрих III, Екатерина Медичи, Луиза Лотарингская) не защищённое совершенно ничем (в отличии от предыдущей картины).
dc5618e3f70a.jpg
Бал в Лувре. Французская школа 1582 г.

384_4.jpg
Бал при дворе Валуа, на котором Королева Марго танцует вольту

126181_orig.jpg
Сцена бала при дворе Валуа вытканная на гобелене

Королева Франции Луиза Лотарингская
84514247_o.jpg
Луиза Лотарингская (1553—1601), супруга короля Генриха III Валуа и французская королева с 1575 по 1589 годы (после убийства Генриха III 2 августа 1589 года в результате взаимной вражды с герцогами де Гизами она стала известна как Белая королева — королевский траур тех лет определялся исключительно белыми одеждами).

«Комедийный балет королевы»
Иллюстраций мало, поэтому привожу более-менее подробное описание балета:

Ballet_1582 (1).png

Балет состоялся в королевском дворце Лувре в Париже (или в малом Бургундском дворце в Париже) 15 октября 1581 года. Инициатором такого представления стала сама королева Франции Луиза Лотарингская. Правда, существует мнение, что идея принадлежала не королеве Луизе, а ее свекрови, заправлявшей в королевстве всем, — Екатерине Медичи.
Автором представления стал королевский хореограф Бальтазар де Божуайё (Balthazar de Beaujoyeulx; около 1535 — около 1587 гг.); он был итальянцем и входил в свиту Екатерины Медичи, когда та 14-летней девочкой отправилась во Францию выходить замуж за Генриха II (отец Генриха III). Оставшись при французском королевском дворе, он стал там придворным танцовщиком и хореографом и сменил свое итальянское имя Бальтассаре ди Бельджойосо (Baldassare da Belgioioso) на французское произношение.
В его обязанность входили постановки придворных балов и танцевальных празднеств. Бальтазар де Божуайё сыграл заметную роль в становлении французского придворного танца (от итальянского balletto — танцевать): заимствованный из Италии балет во Франции вырос в пышное торжественное зрелище; именно во Францию перенеслось дальнейшее развитие балета как танцевального искусства.
Новый спектакль, по замыслу королевы, тоже предстояло поставить ему.

0_3d112_3586e46_XL.jpg
Якобы сцена из балета!

Либретто:
За основу был взял сюжет из «Одиссеи» Гомера, а именно — легенда о Цирцее (по Гомеру — Кирка). Цирцея, дочь Гелиоса, олицетворявшего Солнце, и океаниды Персеиды, нимфа острова Эя, была колдуньей. Когда на её остров был занесён во время своих блужданий по морю Одиссей, она превратила его спутников в свиней. Одиссей смог противостоять ее чарам только благодаря чудесной траве, которую ему дал Гермес. Однако Цирцея передумала и решила взять Одиссея в мужья, а его спутникам вернула человеческий облик. Они прожили счастливо целый год, Цирцея многому научила Одиссея, в том числе искусству вязать морские узлы, и объяснила, как ему попасть в Аид и вернуться домой, — после чего они по взаимному согласию расстались.

Музыку к новому танцевальному представлению создали Ламбер де Больё (фр.: Lambert de Beaulieu) совместно с Ж. Сальмоном, стихи сочинил Жак Патен (Jacques Patin), в помощь которому был выделен духовник короля Шеней, или, по другим версиям, Ла Шене.

Figure_des_quatre_Vertus_from_Ballet_comique_de_la_reine.JPG

Действующих лиц было множество: Цирцея, Юпитер, Меркурий, остальные боги, богини, герои, наяды, сатиры, нимфы, добродетели, паны и т. д. — все партии были специально разработаны.

Исполнителями ролей стали члены королевской семьи и придворные. Это были массовые танцы, в которых участвовали дамы, одетые наядами (в белоснежных платьях) и дриадами (в зеленых костюмах). Королева Франции и ее сестра, невеста Маргарита, исполняли партии наяд.
Бальтазар де Божуайё создал пышное и яркое зрелище, удивительное для того времени по своей геометрической отточенности, где одновременно в едином ритме действовали разные персонажи, кружась в геометрическом порядке и прочерчивая своими движениями круги, квадраты и треугольники. Так возникал фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато).

Fountain_chariot_from_the_Ballet_Comique_de_la_Reine,_1581.jpg
Fountain chariot from the Ballet Comique de la Reine, 1581

Это был первый опыт соединения музыки и танца со сценическим действием, открывший новый жанр — придворный балет. Представление вошло в историю мировой культуры как первый балетный спектакль. Музыкально-драматический синтез оперы и танца, созданный Бальтазарини, заложил основу развития французского балета, а затем и всего мирового.

В следующем 1582 году балет был издан

414px-RoyaleComedie.png
Обложка издания с названием Balet comique de la Royne, faict aux nopces de Monsieur le Duc de Joyeuse & madamoyselle de Vaudemont sa sœur. Par Baltasar de Beaujoyeulx, valet de chambre du Roy, & de la Royne sa mere.

No comments: