Thursday, 8 September 2016

Cathedral Köln, Germany


   [more=далее читать]                                      
Вверх прод купол башни
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
   
 Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.                                











                                             Захоронения в соборе
                            

Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969—976 гг.).

   
                         

Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инскрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.
                                

На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216—1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптра, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом.


На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом — она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.

Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238—1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна.


На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа — одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.


Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167—1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.

Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370—1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры — участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа.

Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.

                                                                 Реликвии и сокровища
                              

                              

Апокалипсис баранина на Книге -замке, Иоганна Генриха Рора,
                                

Святой Себастьян,   Кельн 1875, серебро, позолота частично, эмаль, драгоценные камни
                                 

Дароносица, Франц Кристоф Meдер, Аугсбург, 1749/51, 16-го века и 1516 (кулон), золото, серебро, золото, драгоценные камни
                                

Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора.


Казна Артура У. Мора, младшего  
                                

Дароносица, Кристиан   Линг, Кельн, 1657/58,  Золото, серебро, позолота, эмаль, горный хрусталь, драгоценные камни, жемчуг
                                 

Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.

В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.


Деревянный сердечник ларя Трех волхвов
                              

Дароносица, Кельн в 1400 г., серебро, позолота, литье, кованые, гравировка, пронизанной, эмаль, перламутр
                               
\

Реликварий св Вальбурга, Вильгельм Sittmann, Кельн, около 765, серебро позолота,
Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.

                               

                               

                              

Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв.

Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа — готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.
                                  

Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов.

                                 

Деталь 18-го века в коллекции литургических одежд

                           

 Дароносица, изначально христианской епархии (Кельн, 1657/58), серьезно повреждена в 1975 году, реконструирована Питер Болг 1978-1987. Золото, позолоченное () серебро, эмаль, хрусталь, драгоценные камни, жемчуг
                                         

                                         

В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» — богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.
                                                                                     Ларь трёх волхвов

В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

В период с 1190 по 1220 гг. Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота — 1,53 м, ширина — 1,10 м, длина — 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота.

Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора — ларя с мощами трёх волхвов — использовались, конечно, только самые драгоценные материалы.
                              

                              

                              


            

Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части — апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью.



На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв — германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.

Трапециевидная передняя сторона ларя — съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями — бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.
                           

                          

 

 
 
                                                                           


                                                      Миланская мадонна
Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение Богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской Мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.
                             

Миланская Мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура Мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской Мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

                               

                                                                                   Распятие Геро


Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Оттона I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.
                            

Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей.

Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.
                               



                                                                                          Внутреннее убранство



                   







Алтарная часть собора необычайно богато. Главный алтарь был освящен в 1322 году. Алтарь выполнен в виде единой мраморной доски (размеры составляют 452 на 212 см, а общая площадь – 9,6 квадратных метра). Боковые стены украшены аркадами белого мрамора. В центре находится изображение коронования Богородицы, а по бокам в отдельных нишах расположены статуи 12 апостолов.





В левой дверце алтаря изображена еще одна покровительница города, святая Урсула, вместе с 11 благочестивыми девами. Если закрыть дверцы алтаря, перед зрителем предстанет сцена сошествия Ангела к деве Марии. Алтарь и сегодня регулярно используется для проведения литургий, а во время Адвента и Пасхи дверцы алтаря держат закрытыми.

                            

 
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


Напольная мозаика была собрана по наброскам архитектора Августа фон Эссенвайна в 1887 году и отображает три основные темы – история епископства (в деамбулатории; представлена гербами кёльнских епископов и архиепископов), христианская картина мира (в хоре) и Вселенная (в средокрестии, закрыта деревянным подиумом).


Резные скамьи, созданные в 1308-1311 годах, насчитывают 104 сиденья и среди них предусмотрены специальные места для папы римского и императора.


 

                               


                          
     

Святой Кристофер
                         
                                  Ультрехтская Мадонна                                  

Легенды Кёльнского собора
Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов.

Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
                           

Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну.

                            


Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.



Ежегодно в знаменитом готическом храме на Рейне бывает около шести миллионов туристов со всего мира, то есть в среднем - более 16 тысяч ежедневно. Он является самой посещаемой достопримечательностью Германии и при этом остается действующей католической церковью. Окончания церковных служб туристам приходится ждать в притворе, вслушиваясь в торжественные звуки органа. Всего в нескольких метрах за каменными фасадами кипит городская жизнь.
O. Von Falke, Meister Nikolaus von Verdun und der Dreikönigenschrein, Zeitschrift für christliche Kunst, 18, 1905, p. 161-174.
O. Von Falke, Der Dreikönigenschrein des Nikolaus von Verdun im Kölner Domschatz, Mönchengladbach, 1911.
F. Witte, Der Goldene Schrein, Köln, 1928, p. 64.
J. Braun, Der Dreikönigenschrein jetzt und einst, Stimmen der Zeit, CXV, 1929, p. 130.

No comments: