Любовники Марка Шагала
Он один из самых известных художников XX века. Искусствоведы спорят, какой же стране принадлежит Шагал. Сам он считал, что у него две родины — Россия и Франция. Художник никогда не забывал о Витебске, где не только родился, но и научился смотреть на мир по-новому, как до него никому не удавалось. «Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Провинциальный мещанский город художник оторвал от земли и перенес на небо. На его картинах взмывают вверх не только ангелы и влюбленные, но даже коровы и быки забывают о земном притяжении. Здесь все переплелось, так что отличить высокое от низкого, фантазию от реальности просто невозможно. Сам художник искренне верил, в то, что так оно и есть на самом деле.
В старости Марк Шагал написал, что, только дожив до преклонных лет, можно считать, что выиграл поединок с судьбой. Но пришедшая с возрастом мудрость не помешала ему до конца жизни оставаться ребенком. Самым близким для себя мастером он считал Чарли Чаплина.
Марк Захарович (Моисей Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל; 6 июля 1887, Витебск, Смоленская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).
Денис Песков
Много лет назад в Эрмитаже была выставка замечательных цветных литографий Марка Шагала.
В этом посте не смогу выставлять все многообразные работы Шагала. Постараюсь выбрать лучшее из 280 найденных и отобранных мной работ Марка Шагала.
Жена
Ты волосы свои несешь
навстречу мне, и я, почуя
твой взгляд и трепет, тела дрожь,
тебя опять спросить хочу я:
где давние мои цветы
под хулой свадебной, далекой?
Я помню: ночь, и рядом ты,
и в первый раз к тебе прилег я,
и погасили мы Луну,
и свечек пламя заструилось,
и лишь к тебе моя стремилась
любовь, тебя избрав одну.
И стала ты женой моей
на годы долгие. Сладчайшей.
Дочь подарила — дар редчайший
в наиторжественный из дней...
Благодарю, Господь высот,
Тебя за день, за месяц тот.
(с) Марк Шагал. Перевод с идиша Льва Беринского
"Серые любовники" -->
[more]
"Обрученные и Эйфелева башня" 1913
"Автопортрет"
"Автопортрет с кистями"
"Любовники в розовом"
"Зеленые любовники" 1915
"Влюбленный красный петух"
"Розовые любовники" 1916
"Прогулка" 1918
"Букет и летящие любовники"
"Зелёные любовники"
"Мосты над Сеной"
"Песнь песней IV"
"Святое семейство"
"Марсово поле"
"Любовники под лилиями 1922-925"
"Вечер у окна"
"Свадьба" 1916
"Влюбленные в сирени"
"Зеленый пейзаж"
"Древо жизни"
"Синие любовники" 1914
"Солнце Парижа"
"Воспоминания художника"
"Адам и Ева"
Metz Vitraux
Витражи Марка Шагала
"Любовники с цветами"
"Миф об Орфее"
"Начала музыки" 1966, фреска
"Невеста с веером" 1911
"Мечта"
Картины посвящённые жене Шагала
"Белла в белом воротнике" 1917
"Белла в Мурийоне" 1926
"Корова с зонтиком" 1946
"Для Вавы"
"К моей невесте"
"Портрет Вавы" 1966
Свою вторую жену и последнюю любовь Валентину Бродскую (или Ваву, как ее называли близкие) Марк Шагал изображает в Париже. Атрибуты более чем узнаваемы – в верхней правой части Эйфелева башня, внизу – Парижская опера, плафон которой Шагал расписывал в 1963 году по заказу министра культуры Франции Андре Мальро.
Впрочем, дома в левом верхнем углу подозрительно напоминают Витебск, а повернутый в их сторону профиль на заднем плане говорит о том, что ничто и никто не смог вытеснить из сердца художника его родной город.
Картина поражает смелостью колористического решения. Яркие, сочные цвета задают тон всему полотну. Изображение Вавы яркое, сияющее, лицо ее цвета весенней листвы, цвета молодости и жизни, фиолетовое с переливами платье радует глаз, из-за спины Вавы выглядывает алая морда коня. Пабло Пикассо так отзывался об умении Шагала владеть кистью: «Когда умрёт Матисс, единственным художником из тех, кто знает что такое цвет, останется Шагал. Я не помешан на его петухах, ослах, летающих скрипачах и прочем фольклоре, но его полотна действительно нарисованы, а не просто размалёваны».
Шагал действительно с необычайной легкостью и изяществом оперирует цветом. Зеленоликая Вава в этом смысле не одинока. Как не упомянуть «Зеленого скрипача», «Еврея в зеленом», «Невесту с синим лицом» (а жениха – с зеленым!). А игра с цветом в изображении влюбленных – вообще отдельная страница в творчестве Шагала. Кажется, что он сознательно экспериментировал, пытаясь выяснить, какие цвета больше других подходят для изображения любви. В поиске ответа на этот вопрос художник написал «Зеленых любовников», «Синих любовников», "Розовых любовников", «Серых любовников».
В портрете Вавы Марк Шагал использовал символ беременности, к которому неоднократно обращался в своем творчестве. На животе женщины - изображение обнявшихся и слившихся в страстном поцелуе влюбленных. Это символизирует бережное отношение Шагала и его второй жены к их связи, словно к ребенку, которого следует холить и лелеять и взращивать с любовью и заботой.
Крайне противоречивое отношение к Ваве сложилось у искусствоведов и родственников Марка Шагала. Ее упрекают за то, что она превратила художника в бизнес-проект. А сын Шагала от Вирджинии Хаггард Дэвид через много лет, говоря о последней жене своего отца, употребляет исключительно слово «она». Но оградить Шагала от всего, что мешало ему писать, и создать идеальные условия для работы, равно как и стать его любимой, Ваве удалось.
И если в качестве ключевого аргумента в защиту Вавы обратиться к словам самого Шагала: «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви», – то бесспорно придется согласиться, что этим цветом он владел мастерски. «Портрет Вавы» – одно из ярчайших (во всех смыслах) тому доказательств.
Алена Эсаулова
"В любом месте вне мира" 1919
"Весна"
И чем больше узнаёшь Шагала, тем больше завораживает мир Поэта живописи.
Прекрасные работы к "Дафнису и Хлое"
"Дафнис и Хлоя" 1956
"Дафнис и Лицений" из цикла "Дафнис и Хлоя"
"Поцелуй Хлои" из цикла "Дафнис и Хлоя"
"Растоптанные цветы" из цикла "Дафнис и Хлоя" 1961
"Леймон находит Дафниса" из цикла "Дафнис и Хлоя" 1961
"Суд Хлои" из цикла "Дафнис и Хлоя"
"Смерть Леймона"
"Урок Филеты" из цикла "Дафнис и Хлоя" 1961
"Фрагмент из Дафнис и Хлоя, 1956
"Хлою уносят метимнийцы"
* * * * *
"Невеста"
"Музыканты" 1979
"Сон в летнюю ночь" 1919
"Автопортрет с музой"
No comments:
Post a Comment