Жан-Марк Натье (1685-1766) -
французский живописец
«Портрет Жан-Марка Натье» работы Луи Токке (конец 1740-х гг.)
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Биография
Жан-Марк Натье родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.
Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. Жан-Марк Натье писал репродукции картин Рубенса для Люксембургской картинной галереи.
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и написал портреты царя и российской императрицы Екатерины. Петр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже. По заказу Петра художником были написаны картины «Битва при Лесной», отобразившие два знаменательных события Северной войны. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.
Жан-Марк Натье родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.
Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. Жан-Марк Натье писал репродукции картин Рубенса для Люксембургской картинной галереи.
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и написал портреты царя и российской императрицы Екатерины. Петр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже. По заказу Петра художником были написаны картины «Битва при Лесной», отобразившие два знаменательных события Северной войны. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.
Творчество
Жан-Марк Натье является создателем нового стиля живописи — исторического портрета (фр. portrait historié). Картины Натье обожествляют и идеализируют образ женщины, которых мастер изображал на своих в холстах обличёнными в одеяния мифических персонажей.
Картины Жан-Марка Натье хранятся в Лувре, Версале, Эрмитаже, Пушкинском музее Москвы, Дрезденской картинной галерее и в других многочисленных художественных музеях мира. Многие картины художника находятся в частных коллекциях.
Натье, Жан-Марк - Портрет Пьера Виктора де Безанваля
Натье, Жан-Марк - Портрет дамы в сером[more]
«Екатерина I»
(1717)
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
«Царь Пётр I»
(1717)
Мюнхен, Музей Резиденции
(1717)
Мюнхен, Музей Резиденции
Натье, Жан-Марк - Портрет Людовика XV
Портрет князя Александра Борисовича Куракина
«Графиня де Тильер»
(1750)
Лондон, Собрание Уоллеса
(1750)
Лондон, Собрание Уоллеса
«Мадам Аделаида Французская, плетущая узлы»
(1756)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов
«Княгиня
Е.Д. Голицына»
(1757)
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Е.Д. Голицына»
(1757)
Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Мария Лещинская, королева Франции, за чтением Библии»
(1748)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов
(1748)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов
«Мадам де Помпадур в образе Дианы-охотницы»
(1746)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов
(1746)
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианонов
Герцог де Ришелье, Луи Франсуа Арман дю Плесси, 1732, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Мария-Генриетта Бертело де Пленэ, 1739, Национальн. музей западного искусства
Мадам де ла Портэ, 1754,
картинная галерея, Южный Уэльс
картинная галерея, Южный Уэльс
Констанция-Габриэль Бонье де ла Муассон в образе Дианы, 1742, Музей Поля Гетти
Мадам Буре в образе Дианы, 1745, Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид
Мария-Женевьева Бодри в образе музы,
1752, частное собрание
1752, частное собрание
Терпсихора, муза танца, 1739, Музей изящных искусств, Сан-Франциско
Талия, муза комедии, 1739,
Музей изящных искусств, Сан-Франциско
Музей изящных искусств, Сан-Франциско
Любовники, 1744,
Старая Пинакотека, Мюнхен
Старая Пинакотека, Мюнхен
«Битва при Лесной» (1717) Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
No comments:
Post a Comment