Картина Яна Стена Танцующая пара, 1663. |
Ян Стен. Танцующая пара, 1663
Ян Стен – один из малых голландцев. Малыми голландцами по размеру картин называют большинство голландских художников 17 в.

Ян Стен (ок.1626-1679) родился в Лейдене в семье пивовара, и сам был пивоваром и трактирщиком – ремеслом художника прокормиться было не просто. Легенда гласит, что пил он слишком много своих алкогольных запасов и тратил больше денег, чем зарабатывал. Хаос и веселье его картин породили выражение "to run a household like Jan Steen" / "вести домашнее хозяйство, как Ян Стен," означающее беспорядочный дом. Слыл он гулякой, впрочем, многие исследователи полагают, что это скорее домыслы.
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
Ян Стен работал в крупных городах Голландии, участвовал в организации в Лейдене Гильдии святого Луки, потом, уже в зрелом возрасте, стал ее президентом. Ян Стен, совмещая профессию живописца с трактирным бизнесом, стал одним из самых универсальных и плодовитых голландских художников семнадцатого века.
В работах Ян Стен часто использовал сюжеты, сочетающие мотивы современной автору литературы и народного театра, художник использовал символы как из итальянской комедии дель арте, так и из голландских "камер риторов".
На картинах Яна Стена веселые застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, высмеивающего пороки общества. И данная "Танцующая пара" напоминает сцену из спектакля.Вроде бы, Стен сам участвовал в театральных постановках, очевидно, в rederijkkamers /«камерах риторов» /«риторических камерах».
На картинах Яна Стена веселые застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, высмеивающего пороки общества. И данная "Танцующая пара" напоминает сцену из спектакля.Вроде бы, Стен сам участвовал в театральных постановках, очевидно, в rederijkkamers /«камерах риторов» /«риторических камерах».
Rederijkkamers - некие общества любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах и позже. Их члены сочиняли стихи и пьесы, ставили их во время праздников.
Ян Стен часто вкладывал в свои работы морализаторские идеи или иллюстрировал общеизвестные пословицы и аллегории.
В этой работе представлены все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За танцующей парой играют два молодых музыканта.

Ян Стен часто вкладывал в свои работы морализаторские идеи или иллюстрировал общеизвестные пословицы и аллегории.
В этой работе представлены все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За танцующей парой играют два молодых музыканта.
В это время другие персонажи в увитой виноградными лозами беседке флиртуют, вкушают пищу, пьют, курят, а дети забавляются игрушками.

Ухмыляющийся человек слева, ласкающий подбородок дамы, которая пьет из элегантного бокала – это сам Ян Стен.
Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картины, Стен использует различные символические посылы. 
Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картины, Стен использует различные символические посылы. 
Например, срезанные цветы, разбитая яичная скорлупа и мыльные пузыри призваны напомнить зрителю о быстротечности чувственных удовольствий. Memento
No comments:
Post a Comment