Friday 7 February 2020

Viktor Shtemberg


Виктор Карлович Штембер (Штемберг) (1863—1921) — русский художник-портретист.
Писал портреты, пейзажи, костюмированные композиции, обнажённую женскую натуру в духе салонного академизма.


Автопортрет художника.

Родился в 1863 году в Москве в семье обрусевших немцев-мещан. Предки художника были выходцами из Kurliandia (ныне Латвия) и Medtners из Восточной Пруссии. Родителями были Карл Иванович Штембер (1831-1888) и Эмилия Петровна Метнер (1842 -1893). Они жили в Москве, где Карл владел собственной ткацкой фабрикой и имел звание купца первой гильдии. Эмилия родилась в Москве и родила шестерых детей: Адольфа, Эмили, Виктора, а затем за 12 лет до Альфреда, Софи и Константина. Они жили в Сокольниках (пригород Москвы) на улице Алексеевской за монастырем. У Виктора было очень счастливое детство. Играя в Сокольничьем лесу он развил свою любовь к природе, что и привело к интересу к пейзажам. Начальное образование мальчик получил в двухклассном реальном училище при лютеранской церкви св. Михаила в Москве (1879—1881). Здесь Виктор большую часть времени играл на скрипке и рисовал, готовясь стать архитектором.



Однако вскоре он понял в том, что ему суждено стать художником, и убедил родителей разрешить ему заниматься живописью в течение следующих трёх лет. В 1881—1883 годах обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольного слушателя, затем — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1884—1885 годы) у Е. С. Сорокина и В. Е. Маковского. В 1885—1887 годах обучался за границей в Академии Жюльена в Париже у Вильяма-Адольфа Бугро и Антуана Робера-Флери.


Виктор и Надежда.

Здесь же Виктор Карлович познакомился со своей будущей женой. Надежда Георгиевская приехала в Париж с целью стать оперной певицей. Виктор и Надя встретились в доме-интернате, где они оба жили- на улице Виктора Гюго. Её пение было высоко оценено,но девушке пришлось выбирать между карьерой и любовью. Художник Боголюбов поговорил с Надей и убедил её, что, как бы прекрасен ни был голос, через два десятилетия её голос исчезнет и потеряется для мира, но картины Виктора будут жить в веках. Надежда и Виктор поженились в Ницце (Франция), в 1888 году. После жизни в Ницце, через пару лет они вернулись в Россию как раз к рождению первого из своих пятерых детей: Ксюши (умерла от дифтерии в возрасте 5 лет). В семье родились ещё Наташа, Коля, Надя и Соня.



С помощью холста и кисти Штембер воспевал красоту природы России, деревенской жизни, русских женщин и принадлежал к группе художников салонного академизма. "Пленниками красоты", "беспечальными художниками" называли их представители реалистического направления. С целью "...содействие развитию и распространению искусства в России, устройства выставок в России и за границей..." ими было образовано Товарищество художников. В своих мастерских они создавали поражающие совершенством рисунка произведения, организовывали и проводили выставки, участвовали в работе благотворительных обществ.


Дочь Соня и жена Надежда.

С 1887 года Штембер принимал участие в выставках в Парижском салоне, Товарищества передвижных художественных выставок, Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи, Московского общества любителей художеств, Санкт-Петербургского общества художников и других. Проживал в Москве, в Сущево, на Тихвинской улице, в доме Денисова. В начале 1890-х преподавал в собственной школе рисования, открытой вместе с Л.О. Пастернаком. В середине 1910-х годов создал росписи Мраморного зала главного дома усадьбы Середниково под Москвой. В его московскую мастерскую стремились попасть все знатные люди того времени. Каждый хотел видеть в своем доме или дворце произведения, превосходящие по красоте холсты, что развешаны у его друзей, родственников, соседей. Штембер писал портреты Романовых, Шереметьевых, Юсуповых и многих других знаменитостей.





В 1913—1914 годах Штембер устроил персональную выставку в Петербурге. Среди множества портретов, экспонировавшихся на выставке, интерес представляли изображения членов императорской семьи, аристократических особ, многочисленные портреты итальянок, цыганок, гречанок, портреты незнакомок, простолюдинок, современников и современниц художника, а также пейзажи и натюрморты. В изображении нагого женского тела, излюбленной теме творчества художника, тяга к идеализации соединялась со стремлением передать свет, воздух и трепет жизни.





После революции, 1917 года, Виктор Штембер остался в России. Он переезжает в Петроград. Происходящие события подрывают его здоровье. В перерывах между болезнями он создает портреты. Среди заказчиков - партийные руководители, коммерсанты. В марте 1920 он утверждается художником Владимира Ильича Ленина. Ему поручают создать два портрета Ленина. Состояние здоровья становилось хуже. Он покидает Петроград, переезжает в Нахичиван. В наше время этот город стал частью Ростова. Он был образован донскими армянами - беженцами из Армении. В середине 19 века здесь жил отец художника - Карл Штембер - управляющий Ростовским отделением Российского страхового общества по страхованию жизни и от несчастных случаев. "Мои руки испытывают зуд без работы" - пишет художник. Он рисует портрет девочки, дочери соседа. Это было последнее произведение - 11 января 1921 года Виктор Карлович Штембер умер от пневмонии. Его могила находится на военном кладбище.



Произведения художника находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в музеях Липецка, Нижнего Новгорода, а также в других картинных галерея и частных собраниях.


Музыкальный момент.


Сирены у моря.


Спящая вакханка.


Портрет незнакомки.


Надя.


Александра Васильевна Балашова (урождённая графиня Гендрикова) с дочкой. 1907


Стоящая обнажённая.


Великий князь Сергей Александрович.


Портрет молодой монахини. 1909


Девушка с муфтой.


Портрет неизвестной.


Девушка с яблоками.


Вакханка.


Утро.


Сидящая обнажённая.


Портрет Софьи Михайловны Раевской, в замужестве Гагариной. 1907


Портрет пастора А.В. Фарманна. 1900-1910


Портрет Николая Карловича Метнера. 1906


Красная шаль. 1916


Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц. 1912


Портрет М.К. Морозовой. 1893


Портрет Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. 1901


Искушение святого Иллариона. 1896


Обнажённая.


Порыв.


Портрет девочки. 1898


Швейка.


Портрет художника Н.С. Матвеева. 1892


Великая княжна Ольга Романова. 1908


Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д.А. Шереметева. 1908


Девушка в лесу. 1901


Портрет женщины с розами.


Дама в профиль.


Девушка.


Художница. 1914


Портрет актрисы в образе Кармен. 1900–1910-е.


Девочка.


Портрет Анны Павловой в виде Музы. 1909


Обнажённая с ирисами. 1898-1905


Портрет неизвестной.


Нимфа.


Нимфа.


Ева.

No comments: