Friday, 7 February 2020

Orest Kiprenskiy


Автопортрет. 1828

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее — Ямбургского уезда, ныне — Кингисеппского района Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича Швальбе. Родившемуся от крепостной девки Анны Гавриловой мальчику дали необычное имя, словно герою античности, - Орест. В 1788 году, под фамилией Кипрейский (позже изменённой), он был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств. В 1803 году Орест окончил академический курс с аттестатом I степени - «За хорошие успехи и особливо за признанное добронравие, честное и похвальное поведение». Вместе с аттестатом выпускнику вручили шпагу - знак дворянского достоинства. Но по просьбе Кипренского его оставили при академии ещё на два года пенсионером. Золотая медаль, которую он получил в 1805 году за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», дала ему право в числе семи лучших воспитанников академии отправиться за границу, прежде всего в Италию, о которой все они мечтали. За время обучения Кипренский написал ряд работ и среди них «Портрет А.К. Швальбе» (1804), в котором показал себя талантливым портретистом, последователем Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и притом представителем нового, романтического направления.


Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805


Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804


Автопортрет с кистями за ухом. Около 1809.


Автопортрет с розовым шейным платком. 1809

В следующие годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его известность на этом поприще, - Е. П. Ростопчиной, А. А. Челищева, В. А. Перовского и др. Высшим его достижением стал знаменитый портрет Е. В. Давыдова (1809). Всё еще не установлено, кто изображен на нем: Евдоким, Евграф или, как долго считалось, Денис Давыдов - поэт и будущий герой-партизан 1812 г., но это не так уж существенно, потому что в романтически приподнятом образе были воплощены черты целого поколения, которому предстояло вскоре совершить воинский подвиг.


Портрет Александра Александровича Челищева. 1808 - начало 1809


Портрет Перовского Василия Алексеевича (в испанском костюме 17 века). 1809


Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809


Портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. 1809

Академия Художеств за представленные Кипренским портреты присвоила ему звание академика (1812). Грянувшая война с Наполеоном побудила художника снова взяться за портреты, но теперь в большинстве своем не живописные, а карандашные: он словно спешил увековечить своих современников. Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества в то героическое время. Здесь преобладали изображения военных из окружения художника - А. П. Бакунина, М. П. Ланского, А. Р. Томилова, Е. И. Чаплица, П. А. Оленина (все 1813) и др.; чуть позже к ним прибавились изображения деятелей искусства - П. А. Оленина (1813), Н. И. Уткина (1814), К. Н. Батюшкова (1815). Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816 г. - В. А. Жуковского и С. С. Уварова.


Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813


Портрет Александра Павловича Бакунина. 1813


Портрет Василия Андреевича Жуковского. 1815


Портрет Сергея Семёновича Уварова. 1815-1816

Кипренский стал знаменит и почитаем. Его даже называли «российским Вандиком» (то есть Ван Дейком); но он не был вполне удовлетворён успехом. На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирождённый портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и всё время порывался писать значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его. Вот почему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, отправился в Италию с твёрдым намерением создать наконец большую картину. Сначала он избрал сюжет «Аполлон, поражающий Пифона» - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но к работе толком не приступил; потом написал «Анакреонову гробницу» и без всякого успеха показал её на выставке в Риме. После кончины художника полотно стало собственностью частной коллекции, принадлежащей А. Брюллову. В 60-х годах 19 века она была отправлена на реставрацию, после чего безвозвратно исчезла. На данный момент полотно считается утраченным.


Анакреонова гробница. Эскиз.


Автопортрет. 1820


Портрет княгини Анастасии Валентиновны Щербатовой. 1908


Портрет Софьи Степановны Щербатовой. 1819

Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты С. С. Щербатовой (1819) и А. М. Голицына (ок. 1819), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 году ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Его затянувшееся пенсионерство (дважды продлённое) наконец завершилось, и в начале 1822 г. художнику пришлось покинуть Италию. Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где общался с И.-В. Гёте и дважды рисовал его. Последней его зарубежной работой был начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже портрет Е. С. Авдулиной (1822) - изысканный и тонкий, но настораживающий отсутствием теплоты, живого контакта с моделью, столь свойственных прежним произведениям художника.


Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822


Портрет Константина Николаевича Батюшкова. 1915


Портрет князя Александра Михайловича Голицына. около 1819

В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 года, его встретили неожиданно холодно. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые недоброжелателями (а он их умел наживать) слухи о двух историях, омрачивших конец его пребывания в Риме. Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая - с позировавшей ему десятилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Всё же главная причина заключалась в том, что вкусы публики успели сильно перемениться. Пытаясь поправить положение, художник принялся за большую картину - давно заброшенного им «Аполлона, поражающего Пифона» - и закончил работу в 1825 г.; но снова не произвел желаемого впечатления.


Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819


Апполон, поражающий Пифона. 1818-19. Эскиз.

В портретах же он по-прежнему блистал мастерством, однако они получались холодно-отчуждёнными. Среди них было лишь два счастливых исключения. Первое - замечательный портрет А. С. Пушкина (1827), с редкой силой передающий замкнутость поэта в собственном мире вдохновения и одиночество высокой души в окружающем суетном мире (то, что оставалось сокровенным для романтически настроенного художника).


Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827

На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.»

Второе - автопортрет, исполненный год спустя, удивительный по беспощадной откровенности, с которой художник вглядывался в себя - постаревшего и немного жалкого.


Эскиз к автопортрету. 1828

В 1828 г. Кипренский снова отправился в Италию - это было бесполезное бегство от самого себя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал К. П. Брюллов, оттеснивший соперников. Всё ещё веря в свое призвание исторического живописца, Кипренский вздумал привлечь к себе внимание картиной «Тибуртинская сивилла, предсказывающая падение мессии Августу» и потерпел неудачу. Более интересными были у него две картины 1831 г.: «Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» - в сущности, портреты, хотя и не поименованные. Впрочем, и они не стали событием. Кипренский получал всё меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездил пол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты, в том числе Б. Торвальдсена и Ф. А. Голицына (оба 1833), но и в них не приблизился к прежним достижениям. Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный портрет - и не справился с ним: этот эффектный жанр не соответствовал его возможностям, а силы художника уже иссякали.


Читатели газет в Неаполе. 1831


Девочка с виноградом. 1831


Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1833

В начале 1836 году он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи). Для этого ему пришлось в июне 1836 году принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Не известно, обрел ли он желанный покой. Некоторые современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой и жестоко пил, другие об этом умалчивают. Все равно жизнь его подошла к концу: он простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в Риме 17 октября 1836 года через четыре месяца после свадьбы. Спустя ещё несколько месяцев на свет появилась его дочь, Клотильда Кипренская, но след её безнадежно затерялся.


Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим.

Художник был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»



Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев. его работы имеются в Государственном литературном музее, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Киевском музее русского искусства, музеях Владивостока, Владикавказа, Иркутска, Саратова, Таганрога, Твери, Томска, Бишкека, Риги и других.


Вид Везувия в зимнее время. 1830


Бедная Лиза. 1827


Цыганка с веткой мирта. 1819


Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814


Молодой садовник. 1817


Портрет Александры Осиповны Смирновой. 1830


Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клеопатры.

No comments: