Monday 13 February 2017

Kshesinskaya house

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)
Музей политической истории России, о котором я рассказывал в прошлый раз, располагается в довольно примечательном с архитектурной и исторической точки зрения здании - бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской. Сюда к ней приезжали великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович, а после переворота 1917 года особняк некоторое время служил большевистским штабом, где работали Ленин, Сталин, Зиновьев и др.

1. Особняк построил в 1904-1906 годах архитектор Александром Ивановичем фон Гогеном.


2. Это классический пример северного модерна. Здание асимметрично и представляет собой композицию разновысоких объёмов.


3. В 1913-1914 годах вплотную к особняку гражданский инженер А. И. Клейн поставил пятиэтажный дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир со скульптурами на фасаде.


4. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра, поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Её сестра Юлия также стала балериной, брат Иосиф - танцовщик и балетмейстер, впоследствии стал заслуженным артистом РСФСР. В 1890 году Матильда окончила Императорское театральное училище, и вслед за сестрой была принята в балетную труппу Мариинского театра.


5. Кшесинская танцевала партии феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноимённом балете, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Никии в «Баядерке», принцессы Авроры в «Спящей красавице». В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров. Первой среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд. В музее представлены подлинные вещи из гардероба танцовщицы.


6. Но больше всего была знаменита Кшесинская своими отношениями с членами царской семьи. В 1892-1894 годах она «выполняла роль» любовницы цесаревича Николая (будущего Николая II), чтобы отвлечь его от принцессы Алисы. Безуспешно. Позже она сожительствовала с Сергеем Михайловичем, в 1902 году у них родился сын Владимир. Позже привязанность к балерине сослужила князю дурную службу: в 1918 году был схвачен в Петрограде большевиками, выслан в Алапаевск, где сброшен в шахту с другими Романовыми. Он погиб с зажатым в руке золотым медальоном с портретом Матильды и надписью «Маля».


7. Летом 1917 года Кшесинская с сыном навсегда уехала из Петрограда. В 1921 году в Ницце она вышла замуж за князя Андрея Владимировича. Скончалась она лишь в 1971 году, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».


8. До сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница. Во времена Кшесинской по ней ходили Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры начала XX века.


9. Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.


10. В вестибюле сохранилась оригинальная люстра-медуза.


11. Часть залов стоит пустыми.


12. Главное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.


13. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.


14. Сейчас зал сдают в аренду для проведения конференций, семинаров, презентаций, праздников, концертов и пр.


15. Из зала можно пройти в зимний сад с огромными окнами.


16. В дни Февральской революции особняк заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, внутри разместился ряд революционных организаций. Здесь образовался один из главных центров тогдашней политической жизни.


17. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. И. Ленин, члены ЦК И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев и др.


18. В ходе июльского кризиса 1917 года большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.


19. Двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами внизу, на Кронверкском проспекте.

20. Напоследок - фото из особняка лесопромышленника В. Э. Бранта, с 1957 года объединённого с особняком Кшесинской в единый комплекс. В особняке сохранилась кроме всего прочего великолепная дубовая лестница с витражами.
 
 
 

Gaston la Touche

Gaston La Touche, 1854-1913. Франция

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Золушка (Cendrillon)_76 х 80_д.,м._Частное собрание

1906 (ок)_Беседка (The Arbor)_180 х 201_х.,м._Балтимор, Художественный музей Уолтерса
[more]
 
Гастон Ла Туш (фр. Gaston La Touche, 29 октября 1854, Сен-Клу — 12 июля 1913, Париж) — французский художник, иллюстратор и пастелист, представитель постимпрессионизма
Родился 29 октября 1854 года в семье родом из Нормандии, в десять лет начинает брать уроки рисования, которые были прерваны Франко-прусской войной. Впоследствии продолжит заниматься живописью самостоятельно.
 
С 1877 по 1879 посещает встречи в парижском кафе «Новые Афины», где знакомится с Эдгаром Дега и Эдуардом Мане. В 1880 году пишет серию бытовых сценок в духе XVII века, но они имеют малый успех. Через год его картину впервые принимают в Салон. Он пишет в академическом стиле до 1890 года, когда под влиянием Феликса Бракемона переходит в лагерь постимпрессионистов. Его новая манера испытала влияние художников рококо, таких как Антуан Ватто и Франсуа Буше, также Ла Туш был вдохновлён Пюви де Шаванном. Это изменение сразу повлекло за собой большой успех. В последующие годы ведёт активную творческую жизнь. В 1913 году умер во время работы за мольбертом.
 

1893_Объятия (The Embrace)_80 х 47.6_х.,м._Частное собрание

В опере (A l'opera)_92.4 х 88.9_х.,м._Частное собрание

1882_Пастушка (Shepherdess)_27 х 35.5_х.,м._Частное собрание

1883_Первенец (The first born)_167.5 х 167.5_х.,м._Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса

1890-1913_Фонтан в Тюильри (A Water Fountain in the Tuileries)_х.,м._Париж, музей Орсе

1897_Ночные духи (Esprits Nocturnes)_99.5 х 99.5_х.,м._Частное собрание

1897_Тайная вечеря (Last Supper)_78.3 х 56_бумага на доске, акварель_Санкт-Петербург, Эрмитаж

1898_Пан играет мелодию у реки (Pan playing a tune by the river)_89.7 x 79.5_х.,м._Частное собрание

1899_Галантный праздник (Fete galante)_101 х 81.5_х.,м._Частное собрание

1900 (ок)_Купальщицы_131.4 x 148_х.,м._Частное собрание

1899_Перенесение святыни (Translation of a Holy Relic)_145 х 156.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

Анатомия любви (The Anatomy of Love)_131.4 x 148_х.,м._Частное собрание

Балет (Le Ballet)_61 x 60_х.,м._Частное собрание

Бал-маскарад_61 x 49_картон, гуашь и акварель_Частное собрани

Возвращение принцессы (Le retour de la Princesse)_76 х 80_д.,м._Частное собрание

Дань Амуру (Homage to Cupid)_170 x 207_х.,м._Частное собрание

Бассейн Нептун, Версаль (Bassin de Neptune, Versailles)_74.9 х 79.7_д.,м._Частное собрание

Балет (Le Ballet)_77.5 х 55.9_д.,м._Частное собрание

Радость материнства (La joie maternelle)_94.5 х 98_д.,м._Частное собрание

Девушка в боннете, читающая у окна (A young girl with bonnet reading by a window)_45,7 x 35.2_д.,м._Частное собрание

Добро пожаловать (La Bienvenue)_40 х 34_д.,м._Частное собрание

Задумчивая девушка в интерьере (Jeune fille pensive dans un interieur)_60 х 60_д.,м._Частное собрание

Канапе (Le Canape)_60 х 60_д.,м._Частное собрание

Красная карета (Le carrosse rouge)_76 х 80_х.,м._Частное собрание

Купание. Целомудренная Сюзанна (Le Bain. La chaste Suzanne)_209.2 х 173.9_х.,м._Частное собрание

Мой ребенок и я (Le Reveil de Bebe)_77.5 х 80_д.,м._Частное собрание

Под аркой (Sous l’arche)_61 х 61_х.,м._Частное собрание

Три грации (The three graces)_95 х 98_х.,м._Частное собрание

На берегу реки (At the Riverbank)_110.5 х 100.7_х.,м._Частное собрание

Под деревьями (Sous les arbres)_60.5 x 60.5_х.,м._Частное собрание

Порт Де Бретань (Porte de Bretagne)_95 х 99_х.,м._Частное собрание

Лунный свет, Генуя (Moonlight, Genoa)_95 х 99_х.,м._Частное собрание
***