Saturday, 4 September 2021

William Wild


 

Francesco Tironi


 

Édouard Manet

 




01. The Spanish Singer
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1860
Oil on canvas
147.3 x 114.3 cm


Эта картина, отражающая парижскую моду на испанское искусство и культуру времен Второй империи, принесла Мане первый популярный и критический успех во время его дебюта в Салоне 1861 года. Хотя картина вызвала восхищение своей реалистичной детализацией, Мане не скрывал того факта, что она была написана в студии с использованием модели и реквизита. Леворукий певец держит гитару, настроенную для правши, и его аппликатура говорит о том, что он не знаком с инструментом. Его наряд был сшит из костюмов, которые Мане держал под рукой.




02. Mademoiselle V. . . in the Costume of an Espada
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1862
Oil on canvas
165.1 x 127.6 cm


Мане изобразил модель Викторину Мёрен (1844-1927) в образе матадора, позаимствовав ее позу с гравюры эпохи Возрождения. Туфли Викторины не подходят для корриды, а розовая накидка не того оттенка, но она исполняет свою роль с пафосом. На заднем плане воспроизведена сцена из серии "Тауромакия" Гойи, прославляющая подвиги тореадоров. Когда эта картина была выставлена на печально известном Салоне отказников 1863 года, один из комментаторов заметил: "Мане любит Испанию, и его любимым мастером, похоже, является Гойя, чьим ярким и контрастным оттенкам, свободному и огненному прикосновению он подражает".



03. Young Man in the Costume of a Majo
Молодой человек , одетый как Майо
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1863
Oil on canvas
188 x 124.8 cm


Характерно для испанского периода художника, когда на него сильно повлияли Диего Веласкес и другое испанское искусство.

Моделью был младший брат Мане Гюстав, изображенный в наряде лихих молодых испанцев, известных в просторечии как Majos (он использовал те же брюки и куртку-болеро, которые носила модель Викторина Мёрен на картине "Мадемуазель В... в костюме эспады")



04. A Matador
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1866–1867
Oil on canvas
171.1 x 113 cm


Матадор - прославленный Кайетано Санс-и-Позас (1821-1890), которого Мане видел во время поездки по Испании в 1865 году - своего единственного визита, несмотря на давнее увлечение испанским искусством XVII века. Это полотно, первое из картин с фигурами в полный рост, которые Мане завершил после изучения работ Веласкеса в Мадриде, было выполнено после его возвращения во Францию. В отличие от предыдущих изображений тореадоров художника, Кайетано Санс носит соответствующий красный плащ.



05. Boy with a Sword
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1861
Oil on canvas
131.1 x 93.4 cm


Пасынок Мане, Леон Коэлла-Леенхофф, вспоминал, что он позировал для этой картины в 1861 году, когда ему было около десяти лет. Мане одел его в костюм XVII века, добавив в качестве реквизита старинную шпагу - дань уважения великим испанским художникам, которыми он восхищался, в частности Веласкесу.



06. Head of Jean-Baptiste Faure (1830–1914)
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1882–1883
Oil on canvas
46 x 37.8 cm




07. Jean-Baptiste Faure (1830–1914)
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1882–1883
Oil on canvas
59.1 x 49.5 cm


Известный баритон и коллекционер Жан-Батист Фор позировал Мане зимой 1882-83 годов. Среди последних полотен художника - этюды, выполненные в рамках подготовки к портрету, оставшемуся незавершенным к моменту смерти Мане в апреле 1883 года.



08. George Moore (1852–1933)
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris)1879
Pastel on canvas
55.2 x 35.2 cm


На этой пастели, выполненной в один присест, изображен ирландский критик и романист Джордж Мур. Он использовал ее в качестве фронтисписа для своей книги "Современная живопись" (1893), отметив, что "свежий, светловолосый молодой человек, тип которого наиболее подходит для палитры Мане, [художник] сразу же предложил [ему] сесть". Критики высмеяли эту работу, когда она была выставлена в 1880 году, назвав ее "Le Noyé repêché" (утопленник, выловленный из воды).



09. Mademoiselle Isabelle Lemonnier (1857–1926)
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1879–1882
Pastel on canvas
55.9 x 46.4 cm


Изабель Лемонье была дочерью успешного парижского ювелира и младшей сестрой Маргариты Шарпантье, чей портрет работы Ренуара также находится в коллекции Метрополитен. Между 1879 и 1882 годами Мане сделал несколько портретов Изабель, к которой, судя по всему, был неравнодушен; летом 1880 года он послал ей серию писем, украшенных очаровательными акварельными зарисовками.



10. Emilie-Louise Delabigne (1848–1910), Called Valtesse de la Bigne
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1879
Pastel on canvas
55.2 x 35.6 cm


Натурщица Мане стала одной из самых богатых и модных куртизанок Парижа. К тому времени, когда она позировала для этого портрета, в возрасте тридцати одного года, она переименовала себя в Вальтесс - игра слов "Votre Altesse" (Ваше Высочество). Создав себе круг ухажеров и поклонников из высшего сословия литераторов, она окружила себя атрибутами аристократической роскоши. Ее роскошная кровать, которая сейчас находится в Музее декоративного искусства в Париже, послужила прообразом будуара проститутки Наны в скандальном романе Эмиля Золя, опубликованном в 1879-80 годах.



11. Madame Manet (Suzanne Leenhoff, 1829–1906) at Bellevue
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1880
Oil on canvas
80.6 x 60.3 cm


Это последний портрет жены Мане; он был написан в Бельвю, пригороде Парижа, где они провели лето 1880 года.



12. Young Lady in 1866
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1866
Oil on canvas
185.1 x 128.6 cm




13. The Monet Family in Their Garden at Argenteuil
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1874
Oil on canvas
61 x 99.7 cm


В июле и августе 1874 года Мане отдыхал в доме своей семьи в Генвилье, на другом берегу Сены, рядом с Моне в Аржантейле. Этим летом художники часто виделись, и в ряде случаев к ним присоединялся Ренуар. Пока Мане писал эту картину Моне с женой Камиллой и их сыном Жаном, Моне рисовал Мане у своего мольберта (местонахождение неизвестно). Ренуар, который приехал как раз в тот момент, когда Мане начал работать, взял краски, кисти и холст, расположился рядом с Мане и написал картину "Мадам Моне и ее сын" (Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия).



14. Boating
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1874
Oil on canvas
97.2 x 130.2 cm


В 1874 году Мане приезжал на лето в Генвилье, часто проводя время с Моне и Ренуаром на другом берегу Сены в Аржантейле, где и была написана картина "Катание на лодке". Не перенимая легкие штрихи и палитру своих молодых коллег-импрессионистов, Мане использует широкие плоскости цвета и сильные диагонали японских гравюр, чтобы придать неповторимую форму этой сцене отдыха на природе. Считается, что позировал Родольф Леенхофф, шурин художника, личность женщины неясна.



15. The "Kearsarge" at Boulogne
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1864
Oil on canvas
81.6 x 100 cm


Во время Гражданской войны в США военный корабль Соединенных Штатов "Кирсардж" попал в заголовки газет, потопив рейдер Конфедерации "Алабама" у берегов Франции. Мане не был непосредственным свидетелем широко освещаемого события, но посвятил ему две картины: сцену морского боя (Музей искусств Филадельфии) и эту картину, написанную после посещения победоносного корабля, стоящего на якоре возле Булони. Это были его первые изображения актуального события.



16. Fishing
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) ca. 1862–63
Oil on canvas
76.8 x 123.2 cm


Созданная по образцу пейзажей Питера Пауля Рубенса, эта картина подтверждает слова Делакруа: "Смотри на Рубенса, черпай вдохновение у Рубенса, копируй Рубенса. Рубенс был Богом". Мане и его будущая жена, Сюзанна Леенхофф, - это пара справа внизу, одетая в костюмы XVII века. Поскольку Мане скрывал свои отношения с Сюзанной от отца, который умер в сентябре 1862 года, вполне вероятно, что "Рыбалка" - вариация свадебного портрета - была сделана между этим временем и их свадьбой в октябре 1863 года.



17. The Funeral
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) ca. 1867
Oil on canvas
72.7 x 90.5 cm


Считается, что незаконченная картина Художника изображает похороны писателя Шарля Бодлера, которые состоялись 2 сентября 1867 года. Мане, в отличие от других друзей, которые еще не вернулись из отпуска или остались из-за грозящей летней бури, был среди немногих присутствующих на похоронах. Вид на скудный похоронный кортеж у подножия холма Муффетар (Butte Mouffetard) на юго-западе Парижа обрамлен силуэтами башен и куполов Валь-де-Гранс, Пантеона, Сент-Этьен-дю-Мон и Тур-де-Кловис на заднем плане.

Мане хранил картину до своей смерти. В 1894 году Писсарро приобрел ее в обмен на один из своих пейзажей.



18. The Dead Christ with Angels
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1864
Oil on canvas
179.4 x 149.9 cm


В надписи на скале: Евангелие от Святого Иоанна. Однако в приведенном отрывке гробница Христа пуста, кроме двух ангелов. После того как Мане отправил полотно на Салон 1864 года, он понял, что совершил еще большее отступление от текста, изобразив рану Христа не с той стороны. Несмотря на предупреждение Шарля Бодлера, что он "даст злопыхателям повод для смеха", художник не исправил свою ошибку.



19. Jeanne (Spring)
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1882
Etching on blue laid paper, only state, from 1905 Strölin edition
15.7 x 11.4 cm




20. Cat and Flowers
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1869
Etching and aquatint; third (final) state; posthumous edition
20 × 14.9 cm




21. Strawberries
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) ca. 1882
Oil on canvas
21.3 x 26.7 cm




22. Still Life with Flowers, Fan, and Pearls
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) ca. 1860
Oil on canvas
46 x 36.8 cm




23. Peonies
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1864–1865
Oil on canvas
59.4 x 35.2 cm




24. The Brioche
Edouard Manet (French, Paris 1832–1883 Paris) 1870
Oil on canvas
65.1 x 81 cm


По слухам, Мане называл натюрморт "сенсорным камнем художника". С 1862 по 1870 год он выполнил несколько масштабных настольных сцен с рыбой и фруктами, из которых эта является последней и наиболее сложной. Она была вдохновлена переданной в дар Лувру картиной бриошей Жана Симеона Шардена, французского мастера натюрморта XVIII века. Как и Шарден, Мане окружил хлеб с маслом предметами, стимулирующими чувства - блестящей белой салфеткой, мягкими персиками, сверкающими сливами, полированным ножом, ярко-красной коробкой - и, по традиции, увенчал бриошь благоухающим цветком.



25. Manet on His Deathbed
Pierre-Ernest Prins (French, Paris 1838–1913 Paris) ca. 1883
Pastel
32.4 × 46 cm




26. Manet Seated, Turned to the Left
Edgar Degas (French, Paris 1834–1917 Paris) ca. 1866–68
Etching, first state (one of four known impressions)
17.1 x 12 cm




27. Edouard Manet [?]
Artist: Bouillier (French, active 1886–early 1890s)
Date: ca. 1890
Albumen silver print from glass negative
14.9 x 9.1 cm

Gustave Courbet in the MET

 





01. The Woman in the Waves
Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz) 1868
Oil on canvas
65.4 x 54 cm


Между 1864 и 1868 годами Курбе предпринял серию картин с изображением обнаженной женщины. Здесь художник обращается к мифу о Венере, морской богине, но лукаво нарушает условности, изображая волосы подмышками модели - элемент реализма, усиленный почти осязаемым качеством ее плоти.




02. Woman with a Parrot
Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz) 1866
Oil on canvas
129.5 x 195.6 cm


Когда эта картина была представлена в Салоне 1866 года, критики осудили "отсутствие вкуса" Курбе, а также "неуклюжую" позу и "растрепанные волосы" его модели. Однако провокационная картина нашла отклик у молодого поколения художников, которые разделяли пренебрежение Курбе к академическим стандартам. Мане начал свою версию этой темы в том же году; а Сезанн носил в своем бумажнике небольшую фотографию данной работы.



03. The Young Bather
Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz) 1866
Oil on canvas
130.2 x 97.2 cm


Традиционная тема купания женщин неоднократно привлекала внимание Курбе в 1860-е годы. На этой картине реалистично плотская обнаженная женщина наслаждается у лесного источника. Один писатель оценил эту "прекрасную девушку" как "само здоровье, с обширным и пухлым силуэтом... нельзя быть более независимой или более правдивой". 



04. Nude with Flowering Branch
Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz) 1863
Oil on canvas
74.9 x 61 cm


Это первая обнаженная Курбе, приобретенная американцами Луизиной (1855-1929) и Х. О. Хавмейером (1847-1907), которые собрали одну из крупнейших и наиболее представительных частных коллекций работ художника. Супруги приобрели картину в 1892 году. Луизина Хавмейер считала ее "одной из самых прекрасных картин, которые я когда-либо видела", и ее муж вскоре был покорен этой работой. Ветка, за которую держится женщина, часто идентифицируется как ветка вишневого дерева.



05. The Source
Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz) 1862
Oil on canvas
120 x 74.3 cm


Отвергая традицию изображения идеализированной, статной женской фигуры на основе классических моделей, Курбе в этой работе отбросил атрибуты академической аллегории или, более того, картины с высокопарным предлогом. Его изображение женщины, обнимающей каскад воды, возможно, было ответом на работу Энгра, выставленную в Париже в предыдущем году, где изображена гипер-идеализированная обнаженная женщина, держащая кувшин, из которого льется вода, как намек на источник или реку.



06. Study of a Nude Man
Attributed to Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz)
Date: early 1840s
Oil on canvas
73.7 × 84.1 cm


Считается, что это упражнение было написано молодым Курбе вскоре после его приезда в Париж в 1839 году, когда он несколько месяцев учился у барона Шарля де Стьюбена (1788-1856), а затем в Академии Сюисс. В эпоху, когда темы, взятые из античности и Библии, стояли во главе установленной иерархии сюжетов, удачное изображение неодетого мужского тела было критерием становления художника. До наших дней сохранилось мало подобных работ, относящихся к раннему периоду творчества Курбе, и происхождение этой картины остается неясным.



07. Self-Portrait with Upraised Arm
Gustave Courbet (French, Ornans 1819–1877 La Tour-de-Peilz) ca. 1840
Black and white chalk over graphite on papier bleuté, relined.
26.7 x 19.7 cm

Frans Snyders 1579-1657






 

Kostroma, Russia 1910

 



01. Вход в церковь Воскресенья. Кострома. 1910 год
Справа на заднем плане- купол зимней Знаменской церкви.





02. Этюд. Во дворе церкви Воскресения. [Кострома.] 1910




03. Церковь Воскресения на дебрях. Кострома. 1910




04. Церковь Воскресения на дебрях (с другой стороны). [Кострома.] 1910




05. Богоявленский женский монастырь. Кострома. 1910
На снимке фрагмент Нового Богоявленского собора, пристроенного в 1864-1869 гг. (после пожара 1847 г.) к Богоявленскому собору, которых с тех пор стал называться "Старым"




06. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре (зимний). 1910




07. Троицкая [церковь]. Кострома. 1910
На снимке изображены зимняя и летняя церкви Троицкого прихода Костромы.




08. Деталь Троицкой [церкви]. Кострома. 1910
Деталь Троицкого собора. Кострома.




09. Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома. / [Вход в монастырь через Святые ворота со стороны р. Костромы.] 1911
Указанные в авторском названии Водяные ворота находились в восточной стене рядом со Святыми; местонахождение их доподлинно неизвестно.




10. Кострома. Общий вид с Заволжской стороны. 1910




11. Общий вид г. Костромы с [Успенским] собором с Заволжской стороны. 1910
Слева Успенский собор и колокольня Богоявленского собора.




12. Вид из городского сада на г. Кострому. 1910
На снимке вид из общественного сада ("городского бульвара") на восточную приволжскую часть города. В перспективе слева Борисоглебская и Всехсвятская церкви на Всехсвятской ул., в центре церковь Воскресения на Дебре.




13. Кострома. Вид с колокольни [Богоявленского] собора на город с запада. 1910




14. Кострома. Вид с колокольни [Богоявленского] собора. 1910
За каланчей - Богоявленский жен. монастырь. Справа от каланчи - Николаевская (Салтыковская) церковь, за ней - Богоявленский собор; слева - церковь Рождества Христова, пятиглавая, с шатровой колокольней. Напротив правого края фасада каланчи - памятник Ивану Сусанину.
Колокольня Богоявленского собора (не Богоявл. мон.)




15. Кострома. Вид с колокольни [Богоявленского] собора на набережную Волги. 1910




16. Кострома. Успенский собор с берега [Волги]. / [Успенский собор и колокольня Богоявленского собора.] 1910
На ближнем плане береговой пост МПС (мачта с постовым флагом).




17. Кострома. Успенский собор и вход в него. / [Богоявленский и Успенский соборы.] 1910
В центре- колокольня Богоявленского собора.




18. Вход в Успенский собор. Кострома. 1910
На снимке Успенский собор и Триумфальные ворота - главный вход в ограду Успенского и Богоявленского соборов. Построены в честь посещения Костромы Екатериной II в 1767




19. Вход в Успенский собор. Кострома. 1910
На снимке Триумфальные ворота - главный вход в ограду Успенского и Богоявленского соборов (с обратной стороны). Построены в честь посещения Костромы Екатериной II в 1767 г. Сюжет на арке: "Явление иконы Божией Матери Феодоровской костромскому князю Василию Ярославовичу у речки Запрудни 16 августа 1239 г."




20. Вход в [Троицкий] собор в Ипатьевском монастыре. [Кострома.] 1910
Справа на заднем плане зимний собор Рождества Богородицы.




21. Вход [из западной галереи в Троицкий собор] в Ипатьевском монастыре. 1910




22. Дом Романовых в Ипатьевском монастыре (с левой стороны). 1910
На снимке искаженное реставрацией 1859 г. древнее здание ("Царские терема"), в котором с середины февраля до 19 марта 1613 года проживал Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой.




23. Дом Романовых в Ипатьевском монастыре (с правой стороны). 1910
На снимке искаженное реставрацией 1859 г. древнее здание ("Дворец Михаила Федоровича"), в котором с середины февраля до 19 марта 1613 года проживал Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой.




24. Ограда Ипатьевского монастыря. Этюд. 1910
На снимке Северо-западная башня Нового города. Снято со стороны Екатерининских ворот.




25. В Ипатьевском монастыре. У ограды. Этюд. 1910
На снимке Юго-западная башня Нового города. Снято со стороны Зеленой башни.
Стена справа - дамба для защиты от наводнений.




26. Екатерининские врата в Ипатьевском монастыре. 1910
Справа на снимке Екатерининские (Святые) ворота Ипатьевского монастыря. Устроены в 1767 году по случаю посещения Ипатьевской обители Императрицей Екатериной II.
Стена слева -- дамба для защиты от наводнений.




27. Стена в церкви Воскресения. Кострома. 1910




28. Екатерининские врата. [Ипатьевский монастырь.] 1911
Над новыми Святыми (Северными) воротами изображена св. Троица, под ней — вензель Императрицы Екатерины II, вступившей через эти ворота в монастырь 14 мая 1767 года.




29. Зеленые врата. [Ипатьевский монастырь.] 1911
Зеленая башня, построена в 1642-1643 г. г. по повелению царя Михаила Федоровича в память того, что до этого места, покидая обитель 19 марта 1613 года "на царство Московское", Костромичи с крестным ходом сопровождали Царя. Здесь он остановился и, сделав поклонение Чудотворному образу Божией Матери Феодоровской, сел в экипаж.
Зеленый цвет шатровой кровли дал название башне и воротам.




30. Колокольня Ипатьевского монастыря. [Кострома.] 1910




31. Икона Феодоровской Божьей Матери, которой инокиня Марфа, мать Царя Михаила Феодоровича, благословляла его на царство. 1910