[more=]
Vincenzo Irolli (Italian, 1860-1949) «Self-portrait»
Винченцо родился 30 сентября 1860 года в семье Луиджи Иролли и Клотильды Феделе. Существует легенда, что юноша решил заняться живописью, посетив в 1877 году Национальную выставку в Неаполе, после которой поступил в Институт изящных искусств, где три года учился в мастерской Джоаккино Тома (Gioacchino Toma, 1836-1891), Федерико Малдарелли (Federico Maldarelli, 1826-1893), и Станислао Листа (Stanislao Lista, 1824-1908).
В 1878 году Иролли написал портрет художника Раффаэле Иццо, который понравился директору института Доменико Морелли. А в 1879 году юный живописец дебютировал на XV выставке неаполитанского Общества изящных искусств имени Сальватора Розы, представив портреты и жанровые сцены, которые станут основной темой его творчества, где выиграл Главный приз за картину «Счастливые воспоминания» (Felice rimembranza). Эта победа сразу же принесла еще студенту Иролли известность и первые заказы.
После окончания института художник вернулся в родительский дом в маленьком городке Кальвизано под Неаполем, жил и работал там, а в сам город наведывался только, чтобы встретиться с арт-дилером Рагоццино, который занимался продажей его картин. Вдохновленный творчеством Морелли и Микетти, Винченцо интенсивно писал пейзажи, виды Венеции и Неаполя, натюрморты, и свои любимые темы – уличных мальчишек - юных рыбаков, молодых женщин с детьми и красивых девчушек с цветами и куклами, влюбленные пары, сцены на улицах, рынках и садах.
Vincenzo Irolli (Italian, 1860-1949) «Self-portrait»
Между 1880 и 1883 годами художник был призван на военную службу, которую проходил в Павии. Но и в армии Винченцо продолжал писать. Историки отмечают, что период между 1883 и 1895 годами был связан с определенными экономическими трудностями в жизни Иролли, при том, что картины художника пользовались спросом.
Причем таким спросом, что один из арт-дилеров галереи на площади Беллини в Неаполе, получая многочисленные заказы на картины, и понимая, что Винченцо не в состоянии просто физически выполнить эти заказы, заказывал копии с картин Иролли, чтобы потом продавать их оптом публике. И это, не смотря на то, что сам художник работал над картинами очень быстро, да и цены на его работы после Первой мировой войны значительно выросли. Но обо всей этой истории с «подпольными» продажами» художник не знал. Позже она повредила его репутации в художественных кругах и среди искусствоведов, которые считали Иролли «коммерческим художником». А некоторые критики с презрением писали, что он во главу угла ставил не творчество, а зарабатывание денег. С таким «клеймом» художник и вошел в историю итальянской живописи неаполитанской школы.
Но Иролли, не смотря на критику, продолжал активно писать яркие сцены из повседневной жизни.
Vincenzo Irolli (Italian, 1860-1949) «Self-portrait» 1935
В 1890 году Иролли стал членом Художественного клуба политехнического университета Неаполя и принимал активное участие в мероприятиях этого общества до 1920 года. В первой половине ХХ века, несмотря на преклонный возраст, художник сохранял в себе силы и юношескую энергию, что позволило ему заниматься творчеством до последних дней жизни. Один из искусствоведов в 1961 году вспоминал: «В свои более, чем семдесять лет, он имел румяное лицо и был застенчив, отвечая на рукопожатие, словно смущался и хотел извиниться за то, что выглядит так молодо, за то, что бодр, продолжает плодотворно работать и полон новых идей».
Vincenzo Irolli (Italian, 1860-1949) «Self-portrait» 1933
Иролли, слыша критику в свой адрес от тех, кто восхищался современным модернизмом, понимал, что его картины становятся «старомодными», но он даже не пытался перестроить свое творчество на «современные рельсы». Есть сведения, что Винченцо даже сделал несколько «домашних» рисунков на тему «уродливого кубизма», в которых сквозит ирония к новым течениям в живописи.
Удивительно, но первая персональная выставка Иролли состоялась только в 1930 году в Риме, а вторая - спустя три года в Бари, хотя его произведения были уже давно широко известны и ценились за рубежом, особенно в Германии. Правда, первой последовали еще две персональные выставки, в 1934 году – в Бергамо и Триесте.
Vincenzo Irolli (Italian, 1860-1949) «Self-portrait»
В 1935 году художнику была вручена Золотая медаль «За заслуги». В 1936, на выставке сакрального искусства в Неаполе Иролли, впервые представил десять картин с религиозными сюжетами.
Последняя выставка, в которой принял участие художник, состоялась в 1948 году в городке Кава де Тиррени. Среди прочих работ художник представил на этой ежегодной национальной выставке свою последнюю законченную картину «Солнце в темноте / Sole nelle tenebre».
Винченцо Иролли умер в своем доме с видом на Неаполитанский залив в последние дни ноября 1949 года, в возрасте восьмидесяти девяти лет.
Vincenzo Irolli (Italian, 1860-1949) «Self-portrait» 1940-е
Сегодня Винченцо Иролли единогласно признан одним из великих неаполитанских художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, работавший в стиле, который искусствоведы назвали «второй реализм».
Работы мастера можно увидеть в Пинакотеке ди Каподимонте, ратуше и коллекции Трамонтано, в Галереях современного искусства Рима, Турина, Милана, Палермо и Пьяченцы, в «Пети Палас» в Париже, музее Мюлуз во Франции и музее Револтелла в Триесте. Очень много полотен Иролли хранится в частных коллекциях.