Tuesday, 13 August 2019

Nikolaus Gerhardt

Friedrich Frank

Marcel Dyf

Jean Dufy

Bernard Buffet

Franz Winterhalter



художник  Франц Ксавер Винтерхальтер (4406x500, 13Kb)
В маленькой немецкой деревушке Менценшванд
(ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден, в 1805 году родился мальчик, которому было предначертано блестящее будущее. Даже в самых смелых мечтах его родители не могли предположить,
что их Франца будут любезно принимать во всех европейских дворах, а дамы света будут мечтать иметь портрет его кисти.
Способности к рисованию у будущего художника проявились в раннем детстве и в возрасте 13 лет Франц Ксавер Винтерхальтер едет во Фрайбург, где поступает в художественную студию для изучения изобразительного искусства и литографии. В 1825 году к власти в Баварии пришел король Людвиг I Баварский. Он страстно желал превратить Мюнхен во «вторые Афины»: реорганизовал Академию художеств, окружил себя художниками, архитекторам заказал строить различные здания в греческом и итальянском стилях. Франц Ксавье Винтерхальтер добился признания, получив 200 флоринов от Людвига I, великого герцога Бадена, за рисунок для его портрета.

В 1825 году Franz Xavier Winterhalter едет в Мюнхен, где получает денежную стипендию от герцога Бадена и поступает в Художественную Академию в Монако. Хорошая школа, умноженная на талант, принесла отличные плоды. Он пишет портреты.
Интересен портрет матери фрау Евы. С нежностью и любовью передает Винтрехальтер черты простой женщины, своей матери. Здесь художник уже выступает как мастер психологического портрета.

Портрет фрау Евы, матери художника (480x621, 101Kb)
Портрет фрау Евы, матери художника

Через три года молодого художника назначают преподавателем изобразительного искусства великой герцогини Бадена Софии – это назначение открывает талантливому художнику двери в великосветское общество. А вскоре герцог Бадена Леопольд назначает Винтерхальтера своим придворным художником.

император  - Франц Ксавье (450x546, 296Kb)
портрет Великого герцога Баденского Леопольда

1 (700x553, 144Kb)
Королевская семья

Заручившись поддержкой и рекомендации герцога Бадена, художник едет в Италию, где пишет портреты итальянской знати. В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле Луи-Леопольда Робера и сближается с директором Французской академии Орасом Верне.

Женщина с кувшином. 1855 ГРМ (469x640, 100Kb)
«Молодая итальянка у источника»

девушка у колодца - Франц Ксавье (318x400, 34Kb)
Полна очарования его картина «Молодая итальянка у источника», изображающую молоденькую девушку, на мгновенье присевшую, облокотившись на кувшин, у источника и забывшую о делах, погрузившись то ли в грезы, то ли в размышления. Южное солнце окрасило румянцем ее щеки. Она смотрит вдаль, Мы видим ее, но она не с нами. И мы можем только издали любоваться ее тихой красотой, полной внутреннего достоинства.

сиеста - Франц Ксавьер Винт. (480x662, 143Kb)
Сиеста

В 1834 году Franz Xavier Winterhalter возвращается в Германию, где получает чин придворного художника в Карлсруэ, пишет портреты коронованных особ и придворных.

9923 (453x700, 83Kb)
портрет герцогини Марии - Августы де Бурбон

5389Винтерхальтер – Леди Констанция Левесон-Гоуэр (1834-80), позднее герцогиня Вестминстер (566x700, 111Kb)
Леди Констанция Левесон-Гоуэр (1834-80), позднее герцогиня Вестминстер .

Винтерхальтер – Баронесса Анри Оттингер (541x700, 73Kb)
Баронесса Анри Оттингер

emperor-frederick-iii-of-germany-king-of-prussia-with-his-wi (447x600, 49Kb)
Император Фридрих III

В этом же году он пишет Луизу-Марию Орлеанскую, королеву Бельгийскую с сыном Леопольдом, и за ним окончательно закрепляется слава талантливого и модного портретиста.

королева Орлеанская с сыном
Мария -Луиза, королева Орлеанская, с сыном Леопольдом

Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль.1844г. (559x699, 99Kb)
Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль.1844г.

Франсиска Браганса ( 1824, Рио де Жанейро, Бразилия — 1898, Париж, Франция) — принцесса Бразилии и Португальская инфанта.
Младшая дочь императора Бразилии Педру I и его первой жены Марии Леопольдины Австрийской.
В 1843 году вышла замуж за Франсуа Орлеанского, принца де Жуанвиль, третьего сына короля Франции Луи-Филиппа I.

9737Винтерхальтер – Франсуа-Фердинанд-Филипп Орлеанский, принц Жуанвиль (456x700, 78Kb)
Франсуа-Фердинанд-Филипп Орлеанский, принц Жуанвиль

Винтерхальтер – Эдуард Франсуа Андре (486x700, 70Kb)
Эдуард Франсуа Андре

Винтерхальтер – Эдуард VII (1841-1910) в бытность принцем Уэльским (469x700, 43Kb)
Эдуард VII (1841-1910) в бытность принц Уэльский

Франц Ксавьер Винтерхальтер – Александра, принцесса Уэльская (476x700, 100Kb)
Александра, принцесса Уэльская
Александра Датская, принцесса Уэльсская, жена Эдуарда VII, будущая королева Англии, сестра русской императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II

Несмотря на успех, которым пользуется художник при дворе герцога Баденского, художник переезжает во Францию, где на выставке 1836 года привлекла внимание публики его жанровая картина Il dolce Farniente, а годом позднее похвалы была удостоена и Il Decameron.

Франц Ксавьер Винтерхальтер – Il Dolce far niente (Сладкое безделье) 1 (700x555, 119Kb)

Ксавер В, Декамерон (700x472, 64Kb)
Декамерон

В Париже Винтерхальтер пишет портреты принца Ваграмского и его дочери. И получает заказ от Луизы-Марии Орлеанской., а потом и от французской королевы.

На Салоне 1838 года Винтерхальтером был представлен портрет Наполеона-Александра принца Ваграмского (сына маршала Франции Бертье Ваграмского) с юной дочерью (родившуюся в браке с дочерью шведского короля). Карьера художника-портретиста Винтерхальтеру была вскоре обеспечена.

принц Ваграмский с дочерью Франц Ксавье в. (477x700, 106Kb)
Наполеон-Александр принца Ваграмского с дочерью

Изображение известного человека не могло не принести художнику популярности в кругах французской знати. Портрет получил высокую оценку критиков, которые отмечали, что при фотографичности изображения и безупречном сходстве с моделями картина совершенна, прежде всего, в живописном отношении и продумана в деталях. Известие об уникальном таланте портретиста быстро распространилось в кругах европейской знати. И вот художник-иностранец за короткий срок пребывания во Франции становится королевским портретистом.

Леопольд Бельгийский - Франс ксавье Винт. (451x698, 88Kb)
Портрет короля Леопольда Бельгийского

Первая жена Леопольда, Шарлотта, дочь принца Уэльского, скончалась в родах. Новый брак Леопольд заключил с Луизой Орлеанской.

Луиза Мария Орлеанская, супруга короля Бельгии (573x700, 50Kb)
Луиза Мария Орлеанская, супруга короля Бельгии
* * *

В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. В качестве придворного живописца Луи Филиппа(в простонародье именуемого «король-груша») Винтерхальтер исполнил более тридцати заказов. Многие из изображений короля, королевы и их родственников предназначались для украшения королевского дворца в Версале, префектур, посольств.

9269Винтерхальтер – Луи-Филипп, король Франции (449x700, 81Kb)

У Винтерхальтера король представлен человеком, умудренным жизненным опытом и полным чувства собственного достоинства. Для дворца в Версале Винтерхальтер написал и портрет «самого красивого молодого человека», по мнению Наполеона I , короля Бельгии Леопольда I.

король Леопольд Бельгийский (431x599, 44Kb)
король Леопольд Бельгийский

А вот несколько портретов Шарлотты, дочери Леопольда 1 от второго брака, которую он назвал в память о своей первой жене.

Винтерхальтер – Принцесса Шарлотта Бельгийская, позднее императрица Мексики (1840-1927) (557x700, 99Kb)
Принцесса Шарлотта Бельгийская, позднее императрица Мексики

Винтерхальтер – Шарлотта, дочь короля Бельгии Леопольда (458x700, 83Kb)
Шарлотта, дочь короля Бельгии Леопольда

портрет девочки Франц Ксавье Винтер. (480x586, 101Kb)
Шарлотта, дочь короля Бельгии Леопольда

Шарлотта - принцесса Бельгии, после замужества императрица Мексики (491x699, 133Kb)
Шарлотта - принцесса Бельгии, после замужества императрица Мексики

Печальна судьба этой венченосной красавицы. Единственная дочь короля Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского. Она была названа в честь первой жены Леопольда, принцессы Шарлотты Уэльской, умершей при родах. Принцесса приходилась двоюродной сестрой королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту, а также Фердинанду II Португальскому.
27 июля 1857 года Шарлотта вышла замуж за австрийского эрцгерцога Максимилиана (1832—1867), младшего брата императора Франца Иосифа. Тот назначил Максимилиана вице-королем Ломбардо-Венецианского королевства и супруги несколько лет провели в Италии.

В 1863 году при поддержке французского императора Наполеона III Максимилиан получил титул и корону Императора Мексики. После прибытия в Мексику в 1864 году супруги короновались и остались жить в Мехико. Как императрица, Шарлотта сменила имя и стала именоваться Карлотой, на испанский манер. По прошествии всего нескольких месяцев после коронации Наполеон III решил остановить
свой мексиканский проект и Максимилиан лишился его поддержки. Новый император столкнулся с противодействием со стороны республиканцев и Соединенных Штатов. Видя неустойчивость положения Шарлотта вернулась в Европу, где попыталась найти поддержку для мужа. Однако ее усилия были напрасны, у нее появились симптомы шизофрении и сильный стресс. В Мексику она так и не вернулась. Печальные известия из Мексики и неудача миссии подорвали здоровье Шарлотты, она страдала шизофренией и последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке под Брюсселем. Она умерла так и не узнав что в 1867 году ее муж был расстрелян.

Франц  Винтерхальтер  - Альфред и  принцесса Елена (457x700, 42Kb)

Винтерхальтен (421x543, 37Kb)

Несмотря на то, что изображены августейшие дети, в них отсутствует помпезность, присущая портретам членов королевской семьи. Вопреки тому, что модели одеты во взрослые одежды – это объяснялось требованиями детского портрета первой трети XIX века, художнику удалось передать их непосредственность и нежность возраста.

Аделаида Луиза Мария Орлеанская, сестра Луи-Филиппа 1 (467x699, 135Kb)
Аделаида Луиза Мария Орлеанская, сестра Луи-Филиппа 1

В 1848 году во Франции произошла Февральская революция. Июльская монархия Луи Филиппа была свергнута. В декабре 1848
года президентом республики стал Шарль Луи Наполеон Бонапарт. Через четыре года он был провозглашен императором Наполеоном III.

Винтерхальтер – Наполеон III, император Франции (542x700, 84Kb)
Наполеон III, император Франции

После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени в подчинении Второй империи Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему. В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята и выставлена для всеобщего обозрения, по сей день оставаясь, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

Винтерхальтер – Императрица Евгения с прислуживающими ей дамами (700x486, 133Kb)
Императрица Евгения с прислуживающими ей дамами

Удивительно то, что благодаря этому полотну история сохранила имена дам свиты императрицы. Сама императрица сидит чуть левее центра картины в белом платье с сиреневыми бантами. Слева от императрицы, в розовом платье принцесса Анна Эсслинг (d’Essling) (1802-1887), статс-дама. Между ней и императрицей на первом плане две дамы в белом – баронесса Жанна де Пьер (de Pierres) (1821-1873) в белом платье с синими бантами, и виконтесса Луиза де Лезей- Марнезиа (de Lezay-Marnesia), в белом платье с розовым бантом (1826-1891). Рядом с императрицей дама в черном, герцогиня Паулина Бассано (Bassano) 1814-1867. В центре картины одетая в зеленое платье маркиза Адрианна де Монтебелло (Montebello) 1826-1870. И справа группа фрейлин: баронесса Натали де Маларе (Malaret) в желтом (1827-1910), маркиза де Лас Марисмас (Vicomtesse Aguado, Marquise de Las Marismas del Guadalquivir) в белом (1817-1905), и маркиза де Ла Тур-Мабур (de la Tour Mabourg) в синем (1829-1900).

Винтерхальтер – Императрица Евгения (525x700, 89Kb)
Императрица Евгения

Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.

the-empress-eug-nie-1854 (476x600, 53Kb)
Императрица Евгения

Винтерхальтер – Императрица Евгения с принцем Луи Наполеоном на коленях (465x700, 74Kb)
Императрица Евгения с принцем Луи Наполеоном на коленях

Оттачивая свое мастерство из года в год, Винтерхальтер мог идеально написать образ той или иной заказчицы, сгладив недостатки, но, при этом, сохранив невероятною похожесть с оригиналом. Он не оставлял без внимания и туалеты дам. Роскошь бархата, атласа, драгоценных камней – все это идеально передано на холсте. Неудивительно, что вся русская элита также жаждала видеть у себя Франца Великолепного.

На пост директора музеев – важный для художественной жизни Франции – был назначен граф Альфред-Эмиль Ньюверкерк. Поэтому неслучайно, что написать его портрет заказали Винтерхальтеру – «живописцу королей».
Винтерхальтер – Альфред Эмильен, граф Ньиверкерке (522x700, 64Kb)
Альфред Эмильен, граф Ньиверкерке

В определенной мере это была проверка мастерства портретиста; уже в следующем году император Наполеон III и императрица Евгения заказали ему свои портреты. Заказы императора для Винтерхальтера были престижными, создающими ему имя в кругах богатейших людей Европы. Одновременно строгие требования официального портрета были ему в тягость. В портретах европейской знати он предстает мастером преимущественно женского портрета, умеющим передавать потаенные переживания и интимные настроения.

Emperor Napoleon III (456x700, 80Kb)
Император Наполеон III

L'impératrice Eugénie (502x700, 122Kb)
Императрица Евгения

В Париж, к модному живописцу, едут русские княгини и графини, записываются в очередь и ждут своего часа.

Следующая страна, которую желает покорить художник – это Англия. В 1842 году художник оказался при английском дворе, по рекомендации бельгийской королевы Луизы Марии. Мастерство живописца настолько понравилось королеве Виктории, что за 30 лет он исполнил более сотни ее заказов, неустанно работая в Букингемском дворце или Виндзорском замке. После своего первого приезда он несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности не менее 120 работ. Большинство из этих полотен теперь находятся в Королевском собрании и открыты для демонстрации публике в Букингемском дворце и других местах. Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, в большинстве входивших в придворный круги. Падение Луи-Филиппа в 1848 году не оказало влияния на репутацию художника. Винтерхальтер переехал в Швейцарию, а кроме того, работал по заказам в Бельгии и Англии.

60119147_Portrait_of_Marie_Louise_Victoria_Duchess_of_Kent (444x699, 80Kb)
Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, герцогиня Кентская (1786- 1861) — принцесса Саксен-Кобург-Заальфельдская , мать королевы Великобритании Виктории.
Принцесса Мария Луиза Виктория родилась в семье герцога Франца Саксен-Кобург-Заальфельдского и его супруги Августы Рёйсс-Эберсдорфской.
В 17 лет 21 декабря 1803г. Виктория вышла замуж за князя Эмиля Карла Лейнингенского, второго князя Лейнингена, который умер в 1814г. В этом браке родилось двое детей:
Карл Фридрих Вильгельм Лейнингенский, 3-й князь Лейнингена (1804—1856)
Анна Феодора Августа Лейнингенская (1807—1872), в замужестве княгиня Феодора Гогенлоэ-Лангенбургская.
Спустя четыре года, 11 июля 1818г. Виктория вышла замуж во второй раз за герцога Кентского Эдуарда, младшего сына короля Георга III. В этом браке Виктория родила Александрину Викторию, будущую королеву Великобритании и Ирландии и императрицу Индии.
Второй супруг Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской также умер рано, и все хлопоты по воспитанию младшей дочери легли на неё. Не получая материальной поддержки от семьи своего умершего супруга, Виктория не могла бы себе позволить жизнь в Англии без помощи своего брата Леопольда, будущего короля Бельгии. Позднее Викторию связывали длительные отношения с Джоном Конроем, который за счёт матери будущей королевы стремился добиться власти и влияния. От этой связи пострадали отношения между матерью и дочерью, которые часто даже не разговаривали.

Принцесса Виктория (441x576, 39Kb)
"Принцесса Виктория

Винтерхальтер – Королева Виктория (1819-1901) (461x700, 109Kb)
Королева Виктория

Виктория (1819-1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии.
Названная при крещении в честь русского императора Александра Павловича - Александриной Викторией - она стала британским монархом с самой длительной историей правления. Её дети и внуки царствовали в Европе.
При её правлении королевство Великобритания стало Британской империей, над владениями которой "никогда не заходило солнце".
О её любви к мужу и скорби о его ранней кончине до сих пор пишут книги и снимают фильмы. Она стала источником "проклятия Кобургов" - редкой генетической болезни.
Она дала имя целой эпохе.

xudozhnik_Franz_Xavier_Winterhalter_24 (546x700, 88Kb)
Королева Виктория

Долгое сотрудничество художника с английской королевой объяснялось и тем, что он умел слегка идеализировать модели, скрывать изъяны внешности. Критики навсегда списали его из разряда мастеров живописи, осудив и за отклонение от общепринятой правды, и за лесть монархам,часто не пользующимся всеобщим авторитетом.

Винтерхальтер - королева Виктория (516x700, 37Kb)
королева Виктория

Хейтер Д. - английский художник, придворный портретист королевы Виктории, отметил, что в портрете выражение лица модели неприветливое и трактовка образа тяжелая. А вот королеве картина понравилась: впоследствии Винтерхальтеру было заказано написать несколько копий.

Новый портрет королевы, заказанный художнику, предназначался для подарка дорогому супругу ко дню рождения, художнику предоставлялась возможность попробовать себя в жанре интимного портрета.

королева Виктория - новый портрет  королевы (572x700, 44Kb)
королева Виктория
Впервые в его творчестве яркая представительница королевского рода, отличавшаяся властным волевым характером и ставшая символом целой эпохи в английской истории, была изображена без подобающих ей атрибутов власти, как простая женщина, словно пробуждающаяся ото сна. Более того, для викторианской Англии, где даже выглядывающая из-под юбки обувь воспринималась почти нарушением морали, изображение королевы с распущенными волосами могло считаться аморальным. Но именно таковым был королевский заказ. Королева Виктория сумела угодить принцу, оценившего по достоинству искусство.

Винтерхальтер – Королева Виктория и принц Альберт в гостях у короля Франции Луи-Филиппа в шато д´Э в 1845 году (558x700, 127Kb)
Королева Виктория и принц Альберт в гостях у короля Франции Луи-Филиппа в шато д´Э в 1845 году

В 1850-х годах художник создал несколько жанровых портретов королевы Виктории. Как бы высоко ни оценивала королева Виктория творчество художника, английские критики оставались к нему равнодушными. В викторианской Англии иностранцу по происхождению добиться официальных почестей было очень тяжело.
Словно желая реабилитироваться в глазах английских критиков, в 1852 году на выставке в лондонской Королевской Академии художеств Винтерхальтер представил полотно «Флоринда». Интерес к популярной испанской легенде о последнем вестготском короле Родриго и его любви к прекрасной Флоринде, вдохновил его и картина предстала, как
радостный праздник женской красоты.

флоринда - Франц Ксавье Вин. (580x447, 87Kb)
Флоринда, 1853г
Картину купила королева Виктория в качестве подарка принцу Альберту. В дневнике она назвала ее одной из самых прекрасных, представленных на выставке. Гораздо важнее для художника были отзывы о картине в английских журналах: «Это картина очень высокого качества исполнения, модели изящны, формы обаятельны и не выглядят неприличными, лица очаровательны с прекрасными чертами…».

Victoria_and_her_cousin,_1852 (480x600, 78Kb)
Victoria_and_her_cousin,_1852

Винтерхальтер – Первое мая 1851 года (700x572, 126Kb)
Первое мая 1851 г.


ef0d3cc7bc51 (560x700, 111Kb)
Франц Иосиф I, император Австрии
.
Франц - Иосиф I  - император Австрии (433x700, 107Kb)
Франц - Иосиф I - император Австрии

1697 Винтерхальтер – Альберт Саксен-Кобург-Готский, принц консорт (506x700, 82Kb)
Принц Альберт Саксен-Кобург-Готский

Винтерхальтер – Принц Альберт (417x700, 45Kb)
Принц Альберт

Винтер хальтер - принц Альбе (454x700, 37Kb)
принц Альберт

Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре. В этой области он добился немалого успеха, что, в свою очередь, помогло ему разбогатеть. Одновременно Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царствующих особ.
* * *
Сам же Франц Ксавер Винтерхальтер с удовольствием писал портреты Елизаветы Баварской - королевы Австрии. Не только он восхищался красотой "Сисси", но и вся Австрия обожала свою императрицу.

PORTRAIT OF `SISI`, ELISABETH OF BAVARIA, EMPRESS OF AUSTRIA AND QUEEN OF HUNGARY (1837-1898) (571x700, 124Kb)
PORTRAIT OF `SISI`, ELISABETH OF BAVARIA, EMPRESS OF AUSTRIA AND QUEEN OF HUNGARY (1837-1898)
Портрет Елизаветы Баварской, королевы Австрии. 1864 год.

Елизавета 1837 - 1898) — супруга императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 мая 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). В Австрии (а впоследствии — и в мире) известна под уменьшительно-ласкательным именем Сиси (нем. Sissi), которым её называли родные и друзья.

elisabeth-kaiserin-von-sterreich (389x563, 38Kb)
elisabeth-kaiserin-von-sterreich

В последующие годы потребность в его услугах становится ещё больше. В 1856 году он едет в Польшу писать для аристократии там, в 1857 — в Верхнюю Баварию, где пишет портрет императрицы Марии Александровны. На протяжении следующих лет, в 1860-е, художник много пишет по заказам русских аристократок. Для ускорения работы он перестаёт делать предварительные наброски портретируемых; на смену прежней академической манере, напоминающей миниатюры на эмали, приходит свободный мазок в духе романтизма.

the-empress-eug-nie-1854 (476x600, 53Kb)

Сегодня никто не знает, сколько портретов коронованных особ и аристократов (особенно аристократок) написал художник Франц Ксавер Винтерхальтер. Их точно больше тысячи практически во всех странах Европы.

original Мария Амалия Неаполитанская (452x700, 154Kb)
Мария Амалия Неаполитанская
Возможно, благодаря этой картине Винтерхальтер стал известен Марии-Амалии Неаполитанской, королеве Франции, матери бельгийской королевы.

Портрет, известный как герцог Монпансье, около 1850 (559x700, 124Kb)
Портрет, известный как герцог Монпансье, около 1850

Винтерхальтер – Антуан-Мари-Филипп-Луи Орлеанский, герцог де Монпансье (451x700, 61Kb)
Антуан-Мари-Филипп-Луи Орлеанский, герцог де Монпансье

Клэр де Берн, герцогиня Валломброзийская (480x637, 109Kb)
Клэр де Берн, герцогиня Валломброзийская

6579 Винтерхальтер – Педро V, король Португалии (1837-61) (472x700, 76Kb)
Педро V, король Португалии (1837-61)

Луиза - Мария Буке де Сен- симон (464x700, 32Kb)
Луиза - Мария Буке де Сен- симон

.Эмилий Максимилиан, принц Гессен-Дармштадтский - прусский политик и военачальник, генерал-лейтенант. (562x700, 78Kb)
.Эмилий Максимилиан, принц Гессен-Дармштадтский - прусский политик и военачальник, генерал-лейтенант.

Portrait eines jungen Studenten (574x700, 97Kb)
Portrait eines jungen Studenten

Мечтательница - Франц Ксавьер (469x647, 67Kb)
Винтерхальтер – Махараджа Далип Сингх (372x700, 86Kb) * * *

Он не был мастером психологического портрета, да от него заказчики этого и не ждали. Их привлекало в его творчестве другое – искреннее поклонение красоте.

1461417642178619353 (600x401, 176Kb)

Первоначально Франц Великолепный (так прозвали его аристократки) считал свой успех при дворе временным и желал скорейшего возвращения к предметной живописи, чтобы занять должное место в художественной иерархии того времени. Но по прошествии нескольких лет, принесших славу и богатство среди аристократической элиты, Винтерхальтер смирился со своим положением придворного портретиста.
Успех принёс Францу репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере.

В 1850-е годы, помимо императрицы Евгении и Наполеона III, моделями для художника стали многие представители французской знати. Репутация королевского портретиста, которую имел Винтерхальтер к середине 1850-х годов, возлагала на него ряд международных обязательств. Правители многих европейских стран хотели иметь свои портреты кисти Винтерхальтера. «Катаржина Браницкая, графиня Потоцкая» – одно из самых поразительных произведений Винтерхальтера 1850-х годов.

6303191_Katarzyna_Branicka_Countess_Potocka_1854 (542x699, 42Kb)
Katarzyna_Branicka_Countess_Potocka_1854

В 1852 году он едет в Испанию, чтобы написать королеву Изабеллу II, работает для португальской королевской фамилии.

133330613_5229398_zagryjeno_1_7_Мария Кристина де Бурбон, королева-консорт Испании (558x699, 264Kb)
Мария Кристина де Бурбон, королева-консорт Испании (

королева Изабелла Испанская (448x700, 70Kb)
королева Изабелла Испанская
* * *

В конце 1856 года Винтерхальтер отправился в Брюкинау, городок в Германии. Теперь моделью была императрица Мария Александровна – женщина, олицетворявшая собой загадочную и далекую Россию.

винтехальтер  - императрица Мария  Александровна (514x700, 50Kb)
императрица Мария Александровна
Мария Александровна ( 1824, Дармштадт — 1880 Санкт-Петербург) — признанная дочь великого герцога Людвига II Гессенского; супруга российского императора Александра II и мать будущего императора Александра III.
Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская (1824—1841), после замужества получила титул великой княгини (1841—1855), после восшествия супруга на российский престол стала императрицей (1855 — 1880).
По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, и учреждён Красный Крест.
Императрица долго болела туберкулёзом и умерла в 1880г. при жизни мужа. Последние годы были омрачены тем, что муж создал вторую семью (1866) с княжной Екатериной Долгоруковой, причём княжна с детьми от Александра жила в Зимнем дворце. Через месяц после её кончины Александр обвенчался с Долгоруковой, а ещё менее чем через год был убит.
* * *
Картина породила целую серию портретов русских дворянок.
Каждая считала за честь иметь свой портрет кисти Франца Великолепного, как его называли заказчицы. Благородным дамам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.

Главной красавицей портретов русских дворянок единогласно была признана Варвара Дмитриевна Мергасова, Жена Римского-Корсакова. О красоте её говорила вся Европа.

Franz_Xaver_Winterhalter_Portrait_of_Madame_Barbe_de_Rimsky-Korsakov (533x700, 85Kb)
Portrait_of_Madame_Barbe_de_Rimsky-Korsakov

Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.
Родилась и выросла Варвара Дмитриевна в Костромской губернии, на берегах Волги, в семье очень богатых дворян Мергасовых.
Семья будущего мужа Варвары Дмитриевны была широко известна в обеих российских столицах. Легендарная бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами. А мама Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. По некоторым сведениям, именно с нее списана Софья, главная героиня бессмертного «Горя от ума».
Из-за дуэли военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, и он подал в отставку. И - расстался с женой. Варвара Дмитриевна, не видя другого выхода, без шума и скандалов перебралась во Францию.
Умерла Римская-Корсакова сорокапятилетней вследствие сердечной болезни. Сын Николай продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Ланским в свое время вышла замуж в семью Араповых). Дочку Николай Николаевич назвал Варей - в честь своей матери.

* * *

Безусловный успех Винтерхальтера в аристократических и королевских кругах Европы привел к тому, что одни называли его «королевским подхалимом», другие лишали звания живописца, но всякий раз он считал своим долгом написать картину для широкой публики, чтобы о нем заговорили как о большом художнике, которому под силу решение самых разных художественных задач(«Сусанна и старцы»)

Винтерхальтер -  Сусанна (472x700, 46Kb)
Сусанна



Nr.-63_S.-94_Winterhalter (700x574, 253Kb)

Винтерхальтер - портрет девушки (579x699, 291Kb)
Почти каждый портрет, созданный художником, – это и известная личность, и целая история в династических связях Европы. Между тем в ХХ веке живописное мастерство Винтерхальтера не признавалось искусством. Королевские портреты считались лишь историческими свидетельствами. Лишь после большой персональной выставки в Национальной портретной галерее в Лондоне и во дворце Пти-Пале в Париже в 1987 году имя Винтерхальтера как талантливого художника было реабилитировано.

В 1852-м году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто, Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.
В последние годы жизни Франц Ксавьер Винтерхальтер много путешествовал по Европе; исполнял заказы.

В 1864 году Винтерхальтер в последний раз съездил в Англию. Осенью того же года он едет в Вену, чтобы выполнить портреты императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы.

Во время франко-прусской войны, которая закончилась крушением Второй французской империи в сентябре 1870 года, он проходил курс лечения в Швейцарии. После войны художник не вернулся во Францию, отправившись вместо этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена, и он обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало.

Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.

Немалое число работ мастера находится в музеях Санкт-Петербурга и его окрестностей и в некоторых областных музеях России. Это обстоятельство, несомненно, прибавляет интерес к творчеству художника у отечественных любителей искусства.

Франц Ксавьер Винтерхальтер навсегда останется великим мастером парадного портрета. Пусть некоторые критики XIX века и пытались отрицать талант этого великого живописца, увы, это удел всех известных людей. Спустя век, мастерство Винтерхальтера уже ни у кого не вызывает сомнений, а его умение передать не только портретные сходства, но и расставить акценты именно на достоинствах внешности и запечатлеть на полотне удивительную красоту может только восхищать! В современной мировой живописи Винтерхальтер является одним из известнейших портретистов XIX века.

7329 (385x91, 12Kb)