Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912
В 1912 году он создает свой художественный «манифест» — «Аморфа. Фуга в двух цветах»: на белом фоне динамичная, концентрическая композиция проникающих друг в друга цветов — синего и красного.
Картина, выставленная на Осеннем салоне, вызывает скандал, а Аполлинер пишет о новых тенденциях в живописи и относит Купку (как и Робера Делоне) к одной из них — орфизму.
Oval mirror
Frantisek Kupka, Forme de Jaune (Notre Dame), 1911,
Study for “Cosmic Spring” (“Printemps cosmique”) and “Amorpha, Fugue in Two Colors” (“Amorphe, Fugue a deux couleurs”)
Предвоенная эпоха наметила пути радикализации искусства, начало демонтажа и поиска альтернативных путей, выхода из кризиса, в котором пребывала европейская культура. В каком-то смысле всё, что произошло в первой трети двадцатого века в искусстве, было основанием дальнейших экспериментов. Менялся угол зрения, «температурный режим». Всё, что было потом, уже вариации на тему. Абстрактное искусство стало одним из источников. (Следует отметить, что одна из самых важных теоретических работ по проблемам абстрактной живописи — это книга Купки «Творчество в изобразительных искусствах», вышедшая в 1923 году в Праге.)
Arabesque II. 1925–26 - Guggenheim Museum
Его картины являются художественными эквивалентами философских решений, касающихся основных законов природы, космоса, творения, жизненного цикла. Выражением этих интересов становится наблюдение за биологическими процессами (часто изучаемыми с помощью микроскопа), интерес к астрономии, а также к неорганическим формам, таким как горы, навевающие мысли о вечности, или облака.
После Первой мировой войны Купка окончательно порывает с конвенциональной живописью. Он создает многочисленные пастели, гуаши и рисунки в циклах, которые документируют индивидуальные поиски мастера в современном мире искусства. Мягкая, органичная конструкция, а также ритмичные повторы отдельных фрагментов формы типичны для этой фазы его творчества. Динамика органических форм сохраняется, а сам их характер всё более отдаляется от узнаваемой предметности.
Франтишек-Купка-Hindu Motif, or Graduated Red, ca. 1921 Frantisek Kupka
Беспредметная живопись Купки характеризуется удивительным разнообразием. Его одинаково интересуют как простые, иногда минималистские композиции форм и геометрических фигур, так и органические формы, почерпнутые из природы, живые, пульсирующие. Художник создает статичные композиции из вертикальных и горизонтальных плоскостей.
Пространство строится с помощью сопоставления форм, соответствующих соединений цветовых плоскостей, из которых одни зрительно «выпирают», а другие отходят вглубь. Живописец старается максимально приблизить свои образы к тем значениям, которые он задает названиями своих работ и которые относятся к конкретным явлениям действительности. Таким образом он указывает зрителю путь интерпретации.
Frantisek Kupka, Reminiscence of a Cathedral, 1920-23
Воспоминание о соборе. 1920 Франтишек Купка
Несмотря на то что Купка всё больше укреплял свои позиции корифея современного искусства (в 1928 году в Чехии была издана его биография), он не находил понимания у широкой публики. Эти неудачи усугубила душевная болезнь (художник страдал манией преследования).
Fanny Machine - The machinery
На рубеже 1920–1930-х годов Купка создает серию работ, темой которых становятся машины. Художник обращается к этой проблеме скорее для того, чтобы обогатить свой формальный язык. Он вступает в пространство иконосферы, узаконенной в искусстве конструктивистами, явно очарованный взаимоотношениями механических элементов (таких как передачи, поршни, валы, шатуны), их фактурой и цветом.
Drill - Frantisek Kupka
Существенным является то, что в серии работ, о которых идет речь, колористическое решение более сдержанно, чем в предыдущих и последующих работах, и сводится в основном к коричневым, бежевым, белым и черным тонам.
Изобразительный ряд этих картин можно трактовать как фиксацию определенных механизмов, хотя подобие в данном случае намного более условное, чем в некоторых из работ Фернана Леже. О последних говорили, что они передают безличную точность машин, а ритм и пространство в них создаются большими плоскостями и цветными пятнами. Доказательств прямого влияния одного мастера на другого нет, но фактом остается то, что оба художника участвовали во встречах группы из Пюто в мастерской Жака Вийона, а позже вошли в состав «Золотого сечения».
Creation - Frantisek Kupka
Creation - Frantisek Kupka
В 1931 году в Париже появляется группа «Креативная абстракция»; ее члены предлагают Купке пост председателя. В это время он создает чистые, холодные абстракции, композиции, построенные из простых геометрических фигур: прямоугольника, круга, треугольника, линий, пересекающихся под прямым углом. Появляются основанные на белом и красном минималистические элементы композиции, по характеру близкие к неопластицизму Пита Мондриана.
В 1936 году Альфред Барр, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, посещает Купку в Пюто и отбирает три его работы для выставки абстракционистов в Нью-Йорке.
Об этом периоде творчества художника искусствовед Людмила Вахтова пишет: «Он хотел найти меру вещей, иметь возможность формулировать свои произведения так кратко, как это только возможно. Добровольный аскетизм и минимализм сделали его картины более выразительными тематически. Этот этап работы, временно обусловленный принадлежностью к группе Abstraction— Creation, находит свою параллель в поисках Мондриана. Купка также искал визуальный эквивалент универсальной правды, и оба художника понимали геометрию как геометрическую науку, в которой цифры не являются только лишь инструментом соответствующего подсчета, но и представляют абсолютный интеллектуальный смысл».
После Второй мировой войны абстрактные работы Купки были представлены в ведущих мировых музеях современного искусства в Нью-Йорке и в Париже. После смерти художника большое количество его произведений попадает в Национальный музей современного искусства в Париже, который организовывает масштабную выставку. Там же в 1957 году была открыта постоянная экспозиция его произведений. Также крупной коллекцией работ Купки владеет Национальная галерея в Праге и Музей Кампа.
Искусствовед Серж Фошеро полагал: «Франтишека, или Франсуа, или Франка Купку, человека, который умер 24 июня 1957 года в возрасте 86 лет, будут везде прославлять как одного из самых значительных художников своего столетия. Его творчество — это пример страстности и терпения: даже очень талантливый человек не рождается гением, а становится им ценой тяжкого труда и любви к искусству».
Two grays II - Frantisek Kupka.
One Vision
Contrasts Series (IV.
Drawings of curves - Frantisek Kupka
Dynamic Disks ( Disques dynamiques )