(1755-1842)
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрён по мужу; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница.
Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. Уже в конце 1760-х гг. Виже рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить то, что её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента.
В 1776 г. Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрёна, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрён была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.
C 1780-х гг. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрён писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрён вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).
Виже-Лебрён оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.
Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. Уже в конце 1760-х гг. Виже рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить то, что её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента.
В 1776 г. Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрёна, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрён была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.
C 1780-х гг. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрён писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрён вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).
Виже-Лебрён оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Манера письма её ясная и точная, едва ли не наибольшей живостью отличаются автопортреты, которые она писала много и охотно.
Галерея художницы:http://www.batguano.com/vigeeart.html
Ранее о художнице:http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post345689339
Self-Portrait - 1781
Oil on canvas, 25 1/2 x 21 1/4 in, 64.8 x 54 cm)
Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas
Oil on canvas, 25 1/2 x 21 1/4 in, 64.8 x 54 cm)
Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas
Vigee-Le Brun with her daughter Julie - 1789
121 x 90 cm
The Louvre, Paris
121 x 90 cm
The Louvre, Paris
Julie LeBrun as Flora - 1799
Oil on canvas, 51 3/8 x 38 1/2 in
St. Petersburg, Florida
Oil on canvas, 51 3/8 x 38 1/2 in
St. Petersburg, Florida
Duchesse de Caderousse - 1784
Oil on canvas
Private collection
Oil on canvas
Private collection
Portrait of the Young Countess Schouvalof
(Elizabeth Vladmirovna) - 1797
(Elizabeth Vladmirovna) - 1797
Arabella Diane Cope, Duchess of Dorset - 1803
oil on canvas, 29-1/2" x 24-1/2" (75 x 62 cm)
The Sackville Collection, Sevenoaks Knole House,Kent, England
oil on canvas, 29-1/2" x 24-1/2" (75 x 62 cm)
The Sackville Collection, Sevenoaks Knole House,Kent, England
Duchesse de Caderousse - 1784
Oil on canvas
Private collection
Oil on canvas
Private collection
Marquise de Fresnes d'Aguesseau - 1789
oil on panel, 42-1/8" x 32-3/4"
Kress Collection, National Gallery of Art, Washington
oil on panel, 42-1/8" x 32-3/4"
Kress Collection, National Gallery of Art, Washington
Julie Le Brun-1789
Oil on Canvas, 17-1/4" x 13-3/4"
Pinacoteca Nazionale, Bologna
The Graefin von Schoenfeld with her daughter - 1793
Oil on canvas, 134cm x 98 cm
The University of Arizona Museum of Art, Tucson, AZ.
Oil on Canvas, 17-1/4" x 13-3/4"
Pinacoteca Nazionale, Bologna
The Graefin von Schoenfeld with her daughter - 1793
Oil on canvas, 134cm x 98 cm
The University of Arizona Museum of Art, Tucson, AZ.
Princess Alexandra Golitsyna - 1794
Oil on canvas, 137cm x 101cm, 54 1/4in x 46 in
Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow
.
Oil on canvas, 137cm x 101cm, 54 1/4in x 46 in
Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow
.
Princess Tufiakin - 1801-1802
oil on canvas, 34.6 x 28.25 in, 87.9 x 71.8 cm
Chi Mei Museum in Tainan, Taiwan
oil on canvas, 34.6 x 28.25 in, 87.9 x 71.8 cm
Chi Mei Museum in Tainan, Taiwan
Princess Karoline, Princess de Lichtenstein - 1793
Oil on Canvas, 65.4 x 53.6 cm
New York, private collection
Oil on Canvas, 65.4 x 53.6 cm
New York, private collection
Portrait of Madame Mole-Raymond-1787
Oil on panel, 42" x 28"
The Louvre.
Oil on panel, 42" x 28"
The Louvre.
Grafin von Bucquoi - 1793
Oil on canvas, 136 x 99 cm
Minneapolis Institute of Arts
Oil on canvas, 136 x 99 cm
Minneapolis Institute of Arts
Countess Skavronskaya - 1790
Oil on canvas, 135 x 95 cm
Painted in Naples
Institut de France, Musee Jacquemart-Andre
Oil on canvas, 135 x 95 cm
Painted in Naples
Institut de France, Musee Jacquemart-Andre
Автопортрет/Self Portrait-1790
Oil on canvas, 100 cm x 81 cm
Uffizi Gallery, Florence, Italy
Oil on canvas, 100 cm x 81 cm
Uffizi Gallery, Florence, Italy
Self Portrait - 1800
Oil on canvas, 78.5cm x 68cm
Hermitage, St. Petersburg
Oil on canvas, 78.5cm x 68cm
Hermitage, St. Petersburg
Girl Wearing a Veil- 1785
Countess Golovin - 1797-1800
Oil on canvas, 83 x 66.5 cm
The Barber Institute of Fine Arts,
The University of Birmingham, England
Oil on canvas, 83 x 66.5 cm
The Barber Institute of Fine Arts,
The University of Birmingham, England
Marquise de Grollier - 1788
oil on panel, 36-3/16 x 28-1/4 in, private collection
oil on panel, 36-3/16 x 28-1/4 in, private collection
Princess Radziwill - 1802
oil on canvas, 80.5 x 64
Private Collection, USA
oil on canvas, 80.5 x 64
Private Collection, USA
Julie Le Brun with a mirror - 1787
Oil on panel, 73 x 60.3 cm
Private collection, France
Oil on panel, 73 x 60.3 cm
Private collection, France
Varvara Ivanovna Ladomirsky-1800
Oil on canvas, 63.5 x 55.2 cm, 25 x 21 3/4 in
Columbus Museum of Art, Ohio
Oil on canvas, 63.5 x 55.2 cm, 25 x 21 3/4 in
Columbus Museum of Art, Ohio
Princess Isabelle Lubomirska, nee Czartoryska - 1799
oil on canvas, 40-3/4 x 31-1/2, 104.6 x 81 cm
This painting was sold at Christies on 15 December 1978.
View the framed painting. View another version of this painting by Slendzinski at Castle Lancut, Poland.
oil on canvas, 40-3/4 x 31-1/2, 104.6 x 81 cm
This painting was sold at Christies on 15 December 1978.
View the framed painting. View another version of this painting by Slendzinski at Castle Lancut, Poland.
Isabella Teotochi Marini - 1792
Oil on paper, mounted on Canvas
(19" x 13-7/8")
Toledo (Ohio) Museum of Art
Oil on paper, mounted on Canvas
(19" x 13-7/8")
Toledo (Ohio) Museum of Art
Marie Antoinette en Chemise - 1783
Oil on canvas, 93.3 x 79.1 cm
Private collection of Hessische Hausstiftung, Kronberg, Germany
Oil on canvas, 93.3 x 79.1 cm
Private collection of Hessische Hausstiftung, Kronberg, Germany
Madame Grand - 1783
Oil on Canvas, 36" x 28"
Metropolitan Museum of Art, NewYork
Oil on Canvas, 36" x 28"
Metropolitan Museum of Art, NewYork
Elisabeth Isabelle Mniszech -1797
oil on canvas,48.5 x 44.2 cm,
National Gallery of Slovenia in Ljubljana
oil on canvas,48.5 x 44.2 cm,
National Gallery of Slovenia in Ljubljana
Madame Perregaux - 1789
Oil on oak, 100 x 78 cm, 39 3/8 x 30 3/4 in
Wallace Collection, London
Oil on oak, 100 x 78 cm, 39 3/8 x 30 3/4 in
Wallace Collection, London
Marie Renée Louise de Fouquet - 1786
oil on canvas, 54.5 x 45 cm
Private collection, France
oil on canvas, 54.5 x 45 cm
Private collection, France
Marie Louise Adelaide de Bourbon - 1789
Oil on Canvas, 99 x 83 cm (38.9 x 32.6 cm)
Located at Versailles (acquired in 1836). Currently on loan to the Museum of Fine Arts Marseille
Oil on Canvas, 99 x 83 cm (38.9 x 32.6 cm)
Located at Versailles (acquired in 1836). Currently on loan to the Museum of Fine Arts Marseille
Princess Galitzyna - 1797
Oil on canvas, 136 x 100.5 cm
Baltimore Museum of Art, Mary Frick Jacobs Collection
Oil on canvas, 136 x 100.5 cm
Baltimore Museum of Art, Mary Frick Jacobs Collection
Countess Skavronskaya-1796
Oil on canvas, 84 x 114 cm
The Louvre, Paris
Oil on canvas, 84 x 114 cm
The Louvre, Paris
Grand Duchess Elisaveta Alexeevna - 1798
Oil on canvas, 80x65.5 cm
Hermitage Museum, St Petersburg, Russia
Oil on canvas, 80x65.5 cm
Hermitage Museum, St Petersburg, Russia
Self Portrait - 1789
Pastel on paper, 19 5/8" x 25 1/4" (50 x 40 cm)
Private collection, New York
Pastel on paper, 19 5/8" x 25 1/4" (50 x 40 cm)
Private collection, New York
Self Portrait - 1783
Drawing, 48 x 37 cm
Self Portrait.
Private Collection, New York
Drawing, 48 x 37 cm
Self Portrait.
Private Collection, New York
Self Portrait-1787
Oil on Canvas, 31.25 x 25.25 in
Fyvie Castle, Aberdeenshire, Scotland
Oil on Canvas, 31.25 x 25.25 in
Fyvie Castle, Aberdeenshire, Scotland
Portrait of Woman -1819
Oil on canvas, 61 x 51 cm,
Private Collection
Oil on canvas, 61 x 51 cm,
Private Collection
Princess Youssoupoff - 1797
Oil on canvas, 141 x 104.1 cm, 55.5 x 41 in
Tokyo Fuji Art Museum
Oil on canvas, 141 x 104.1 cm, 55.5 x 41 in
Tokyo Fuji Art Museum