Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну. |
Рогир ван дер Вейден (ок.1400-1464) – один из выдающихся художников XV столетия ‒ золотого века нидерландской живописи, ученик знаменитого мастера северного возрождения – Робера Кампена, работал в Брюсселе.
В нидерландскую живопись он внес тему раскрытия человеческих переживаний, оказав значительное воздействие на своих современников и последователей.
В настоящее время в мире известны четыре варианта картины «Святой Лука, рисующий Мадонну». Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других - в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия).
Картина поступила в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части. Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая – с изображением Мадонны с Младенцем была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера, она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции.
За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций – в 1854 году часть со святым Лукой была паркетирована (усиление основы картины с задней стороны, препятствующее ее деформированию) Федором Табунцовым.
Затем, в 1867 году, эта половина была переведена с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым.
В 1884 году он же после приобретения второй половины картины перевел ее с дерева на холст и соединил в единое целое с первой частью.
После соединения двух половин картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» приобрела почти первозданный вид. Почти – потому что она оказалась лишенной верхней части композиции, а также на ней были сделаны две реставрационные приставки – вверху половины со святым Лукой и внизу половины с Мадонной.
Несохранившуюся часть верха картины сейчас можно представить, сравнивая произведения с тремя другими известными вариантами.
Композиция картины Рогира ван дер Вейдена восходит к несохранившемуся произведению Робера Кампена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Одновременно видна перекличка с картиной старшего современника Рогира – Яна ван Эйка – «Мадонной канцлера Ролена» (1435), находящейся в Лувре.
Эта работа – характерное произведение нидерландского искусства. На переднем плане изображена Мадонна с Младенцем и евангелист Лука, рисующий ее лик; в глубине виден пейзаж, наполненный жизнью.
Сюжет евангелиста Луки, рисующего Мадонну, идет от византийского искусства VIII века. Около XII века он проникает в западноевропейскую живопись. Согласно преданию, Святой Лука долго пытался написать портрет Мадонны, но никак не мог вспомнить ее черты.
Тогда Мария явилась ему, и евангелист запечатлел ее образ. Святой Лука считался в Европе покровителем художников и его изображения украшали помещения гильдий живописцев в различных городах.
В нидерландской живописи к образу Cвятого Луки, рисующего Мадонну, обращались такие выдающиеся художники, как Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус и многие другие. Мастера часто отождествляли себя со Святым Лукой, поэтому многие видят в изображенном Рогиром ван дер Вейденом евангелисте возможное портретное сходство с самим живописцем.
Святой Лука представлен в момент творчества. В отличие от художников итальянского Возрождения, уделявших особое внимание человеку и изображавших его обычно в центре композиции, нидерландских мастеров интересует и человек, и его окружение. Поместив фигуры Марии с Младенцем слева и Луки – справа, всю среднюю часть картины Рогир ван дер Вейден занял пейзажем, открыв взору зрителя перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах.
В руках Святого Луки – серебряный карандаш – типичный инструмент художника того времени. Он держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге.
Это чудесный пример техники рисования, которую надо думать, Рогир ван дер Вейден знал в совершенстве.
Святой Лука изображен в розовато-красном плаще с меховыми отворотами рукавов и воротника, на голове коричневая шапочка.
На поясе у него висит чернильница. Есть предположения, что это костюм врача, который был в употреблении в XIV веке. Однако более правильным видеть в нем мантию и шапочку, связанную с католической традицией, возможно, это аббатские или кардинальские одежды.
Позади Святого лежит раскрытая книга. Это евангелие, которое святой Лука только что перестал писать. Теперь, после раскрытия записей, рядом с книгой стала видна открытая чернильница.
Ниже изображена голова быка – символ святого Луки. На подлокотнике трона Мадонны изображена сцена искушения Адама и Евы змием, предлагающим им яблоко. Трон Богоматери украшен дорогим ковром, который должен был нависать над ней балдахином, изображенным в утраченной верхней части картины.
Напротив Святого Луки, присев на ступеньку своего трона в красивых богато украшенных одеждах, Мадонна кормит Младенца Христа.
Ван дер Вейден сумел передать лицо Мадонны очень естественным и одновременно идеальным. Она смотрит любящим материнским взглядом на Младенца, аккуратно поддерживая его. После реставрации стала видна капелька молока, проступившая на ее груди, скрытая раньше темным разложившимся лаком. Этот нюанс дает еще одну трактовку сюжета этой картины как Мадонны-Млекопитательницы. Спустя столетие в середине XVI века такие изображения будут запрещены, и в западноевропейской традиции они постепенно исчезнут.
Если дополнить картину недостающей сверху частью, то строго в центре на пересечении диагоналей, на втором плане композиции изображены две фигуры, стоящие у каменной ограды моста.
Их считают фигурами святых Иоакима и Анны, родителей Мадонны. Проведенная реставрация вновь дала нам возможность увидеть левую руку святого Иоакима, считавшуюся утраченной под записями, которой он указывает на что-то происходящее вдали. По ступенькам на площадь поднимается женщина с ведрами воды, какой-то горожанин стоит у входа в лавку.
Есть предположения, что это лавка художественных предметов. Над ней у окон второго этажа развевается сохнущее белье. В отдалении, на правом берегу, скачут всадники. Легкость, с которой изображены эти маленькие фигуры, отсутствие механичности в их движениях показывает руку большого художника.
В начале 2013 года, после исследования памятника в ИК- и УФ-лучах, проведения рентгеноскопии, изучения состава материалов живописи, как авторских, так и реставрационных, была начата работа по реставрации картины.
Для исследований использовались: сканирующий электронный микроскоп с рентгеновским микроанализатором (SEM-EDX), газхроматомас-спектрометр (GC-MS), поляризационный микроскоп (PLM).
В конце 2015 реставрация картины была закончена. Было проведено раскрытие от многослойного сильно потемневшего лака, удалены старые реставрационные записи и мастиковки, заходящие на авторскую живопись, тонированы утраты авторской живописи. На реставрационных приставках XIX века проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции.
Реставрация картины проведена Валерием Юрьевичем Бровкиным, художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Татьяна Александровна Баранова).
Для сравнения до реставрации
источник http://lilac2012.livejournal.com/
No comments:
Post a Comment