Tuesday, 26 July 2016

Marc Chagall

Любовники Марка Шагала
Марк Шагал   Shagal (220x286, 12Kb)
Он один из самых известных художников XX века. Искусствоведы спорят, какой же стране принадлежит Шагал. Сам он считал, что у него две родины — Россия и Франция. Художник никогда не забывал о Витебске, где не только родился, но и научился смотреть на мир по-новому, как до него никому не удавалось. «Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Провинциальный мещанский город художник оторвал от земли и перенес на небо. На его картинах взмывают вверх не только ангелы и влюбленные, но даже коровы и быки забывают о земном притяжении. Здесь все переплелось, так что отличить высокое от низкого, фантазию от реальности просто невозможно. Сам художник искренне верил, в то, что так оно и есть на самом деле.

В старости Марк Шагал написал, что, только дожив до преклонных лет, можно считать, что выиграл поединок с судьбой. Но пришедшая с возрастом мудрость не помешала ему до конца жизни оставаться ребенком. Самым близким для себя мастером он считал Чарли Чаплина.

Марк Захарович (Моисей Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל; 6 июля 1887, Витебск, Смоленская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).
Денис Песков

Много лет назад в Эрмитаже была выставка замечательных цветных литографий Марка Шагала.
В этом посте не смогу выставлять все многообразные работы Шагала. Постараюсь выбрать лучшее из 280 найденных и отобранных мной работ Марка Шагала.

Серые   любовники (414x585, 101Kb)


Жена

Ты волосы свои несешь
навстречу мне, и я, почуя
твой взгляд и трепет, тела дрожь,
тебя опять спросить хочу я:

где давние мои цветы
под хулой свадебной, далекой?
Я помню: ночь, и рядом ты,
и в первый раз к тебе прилег я,
и погасили мы Луну,
и свечек пламя заструилось,
и лишь к тебе моя стремилась
любовь, тебя избрав одну.

И стала ты женой моей
на годы долгие. Сладчайшей.
Дочь подарила — дар редчайший
в наиторжественный из дней...

Благодарю, Господь высот,
Тебя за день, за месяц тот.

(с) Марк Шагал. Перевод с идиша Льва Беринского





"Серые любовники" -->

[more]



Обрученные и Эйфелева башня     1913 (636x700, 206Kb)


"Обрученные и Эйфелева башня" 1913

Автопортрет (579x700, 229Kb)


"Автопортрет"

Автопортрет  с   кистями (569x700, 187Kb)


"Автопортрет с кистями"

Любовники   в   розовом (492x700, 100Kb)


"Любовники в розовом"

74 (563x700, 131Kb)



Зеленые   любовники  1915 (638x700, 240Kb)


"Зеленые любовники" 1915


Влюбленный красный петух (700x562, 179Kb)


"Влюбленный красный петух"


Розовые любовники   1916 (524x700, 98Kb)


"Розовые любовники" 1916


Прогулка    1918 (672x700, 124Kb)


"Прогулка" 1918


Букет  и  летящие любовники (507x700, 175Kb)


"Букет и летящие любовники"


Любители   зеленого (487x700, 67Kb)


"Зелёные любовники"

Мосты  над  Сеной (700x485, 185Kb)


"Мосты над Сеной"

Песнь песней   Song of Songs IV (700x467, 130Kb)


"Песнь песней IV"

The Holy Family     1970 (526x700, 158Kb)


"Святое семейство"

Марсово   поле (486x700, 163Kb)


"Марсово поле"


Любовники  под  лилиями   1922-925 (534x700, 173Kb)


"Любовники под лилиями 1922-925"

Вечер   у   окна (531x700, 215Kb)


"Вечер у окна"


41 (489x650, 174Kb)



34 (560x503, 161Kb)



Свадьба    1916 (700x513, 100Kb)


"Свадьба" 1916

Влюбленные  в  сирени (469x700, 183Kb)


"Влюбленные в сирени"

Зеленый пейзаж (503x700, 156Kb)


"Зеленый пейзаж"

Древо жизни (530x700, 204Kb)


"Древо жизни"

Синие любовники  1914 (604x700, 109Kb)


"Синие любовники" 1914

Солнце Парижа (505x700, 137Kb)


"Солнце Парижа"

Воспоминания   художника (471x700, 147Kb)


"Воспоминания художника"

Адам  и  Ева (508x700, 158Kb)


"Адам и Ева"


Vitraux   Сhagall  Metz (503x700, 164Kb)


Metz Vitraux

Витражи  Шагала (700x472, 257Kb)


Витражи Марка Шагала


51 (435x650, 64Kb)



52 (412x620, 43Kb)


Царь Давид (380x700, 119Kb)
Вирсавия (385x700, 146Kb)


"Царь Давид" и "Вирсавия"


Любовники    с  цветами (608x700, 205Kb)


"Любовники с цветами"

Миф   об  Орфее (700x479, 173Kb)


"Миф об Орфее"

Начала музыки   1966  фреска (588x700, 297Kb)


"Начала музыки" 1966, фреска


Невеста с веером  1911 (564x700, 202Kb)


"Невеста с веером" 1911


65 (641x700, 150Kb)



Мечта ... (582x700, 147Kb)


"Мечта"

Картины посвящённые жене Шагала


Белла в белом воротнике    1917 (336x700, 87Kb)



"Белла в белом воротнике" 1917



Белла в Мурийоне  1926 (700x489, 118Kb)


"Белла в Мурийоне" 1926


Корова с зонтиком  1946 (700x513, 176Kb)


"Корова с зонтиком" 1946


Для   Вавы (512x700, 140Kb)


"Для Вавы"

К  моей  невесте (501x700, 169Kb)


"К моей невесте"


Портрет Вавы   1966 (480x700, 173Kb)


"Портрет Вавы" 1966


Свою вторую жену и последнюю любовь Валентину Бродскую (или Ваву, как ее называли близкие) Марк Шагал изображает в Париже. Атрибуты более чем узнаваемы – в верхней правой части Эйфелева башня, внизу – Парижская опера, плафон которой Шагал расписывал в 1963 году по заказу министра культуры Франции Андре Мальро.

Впрочем, дома в левом верхнем углу подозрительно напоминают Витебск, а повернутый в их сторону профиль на заднем плане говорит о том, что ничто и никто не смог вытеснить из сердца художника его родной город.

Картина поражает смелостью колористического решения. Яркие, сочные цвета задают тон всему полотну. Изображение Вавы яркое, сияющее, лицо ее цвета весенней листвы, цвета молодости и жизни, фиолетовое с переливами платье радует глаз, из-за спины Вавы выглядывает алая морда коня. Пабло Пикассо так отзывался об умении Шагала владеть кистью: «Когда умрёт Матисс, единственным художником из тех, кто знает что такое цвет, останется Шагал. Я не помешан на его петухах, ослах, летающих скрипачах и прочем фольклоре, но его полотна действительно нарисованы, а не просто размалёваны».

Шагал действительно с необычайной легкостью и изяществом оперирует цветом. Зеленоликая Вава в этом смысле не одинока. Как не упомянуть «Зеленого скрипача», «Еврея в зеленом», «Невесту с синим лицом» (а жениха – с зеленым!). А игра с цветом в изображении влюбленных – вообще отдельная страница в творчестве Шагала. Кажется, что он сознательно экспериментировал, пытаясь выяснить, какие цвета больше других подходят для изображения любви. В поиске ответа на этот вопрос художник написал «Зеленых любовников», «Синих любовников», "Розовых любовников", «Серых любовников».

В портрете Вавы Марк Шагал использовал символ беременности, к которому неоднократно обращался в своем творчестве. На животе женщины - изображение обнявшихся и слившихся в страстном поцелуе влюбленных. Это символизирует бережное отношение Шагала и его второй жены к их связи, словно к ребенку, которого следует холить и лелеять и взращивать с любовью и заботой.

Крайне противоречивое отношение к Ваве сложилось у искусствоведов и родственников Марка Шагала. Ее упрекают за то, что она превратила художника в бизнес-проект. А сын Шагала от Вирджинии Хаггард Дэвид через много лет, говоря о последней жене своего отца, употребляет исключительно слово «она». Но оградить Шагала от всего, что мешало ему писать, и создать идеальные условия для работы, равно как и стать его любимой, Ваве удалось.

И если в качестве ключевого аргумента в защиту Вавы обратиться к словам самого Шагала: «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви», – то бесспорно придется согласиться, что этим цветом он владел мастерски. «Портрет Вавы» – одно из ярчайших (во всех смыслах) тому доказательств.

Алена Эсаулова


В любом месте  вне мира    1919 (528x700, 137Kb)


"В любом месте вне мира" 1919


Весна (504x700, 137Kb)


"Весна"

И чем больше узнаёшь Шагала, тем больше завораживает мир Поэта живописи.
Прекрасные работы к "Дафнису и Хлое"


Дафнис и Хлоя  1956 (700x442, 149Kb)


"Дафнис и Хлоя" 1956

Дафнис и Лицений   из цикла    Дафнис и Хлоя (531x700, 178Kb)


"Дафнис и Лицений" из цикла "Дафнис и Хлоя"

Поцелуй Хлои   из цикла   Дафнис и Хлоя (525x700, 146Kb)


"Поцелуй Хлои" из цикла "Дафнис и Хлоя"


Растоптанные цветы   из цикла   Дафнис и Хлоя   1961 (529x700, 177Kb)


"Растоптанные цветы" из цикла "Дафнис и Хлоя" 1961

Леймон находит Дафниса    из цикла   Дафнис  и  Хлоя   1961 (533x700, 188Kb)


"Леймон находит Дафниса" из цикла "Дафнис и Хлоя" 1961


Суд Хлои  из цикла   Дафнис и Хлоя (700x457, 155Kb)


"Суд Хлои" из цикла "Дафнис и Хлоя"

Смерть Леймона (700x461, 144Kb)


"Смерть Леймона"

Урок Филеты  из цикла   Дафнис и Хлоя   1961 (543x700, 211Kb)


"Урок Филеты" из цикла "Дафнис и Хлоя" 1961

Фрагмент из  Дафнис и Хлоя 1956 (700x467, 134Kb)


"Фрагмент из Дафнис и Хлоя, 1956

Хлою  уносят  метимнийцы (700x451, 167Kb)


"Хлою уносят метимнийцы"


* * * * *



Невеста    1950 (475x600, 108Kb)


"Невеста"

Музыканты   1979 (700x537, 200Kb)


"Музыканты" 1979


Сон  в  летнюю  ночь  1919 (532x700, 93Kb)


"Сон в летнюю ночь" 1919

Автопортрет  с  музой (592x700, 129Kb)


"Автопортрет с музой"
       
 
 


No comments: