Tuesday, 3 January 2017

Nataliya Goncharova

Правнучка жены Пушкина и рекордсменка мировых аукционов. Художник Гончарова Наталия Сергеевна (Россия - Франция, 1881-1962)

Давно заметила, разглядывая картины в других дневниках или цитируя чужие сообщения, так не проникаешься творчеством художника как при создании собственного поста. В случае с Наталией Гончаровой это и произошло. Теперь вот прониклась, очарована и с удовольствием делюсь... Прошу прощения за обширную подборку, рука не поднимается удалять такие работы... И это лишь малая толика ее творческого наследия.

106318744_large_4498623_GONChAROVA2 (651x587, 529Kb)

М.И.Глинка - Ноктюрн "Разлука" (для фортепияно)


1390360878_0gon (250x292, 14Kb)Наталия Сергеевна Гончарова (1881–1962) вошла в русское искусство как «амазонка авангарда», новатор живописи, блестящий декоратор, живописец, график, театральный художник. В цепи самостоятельных творческих экспериментов Гончарова развивала идеи примитивистской живописи (неопримитивизма), включала в свои работы преобразованные элементы иконописи и лубка.
Гончарова - из дворянского рода, ведущего начало с 1780г. Двоюродная правнучка жены А.С.Пушкина. В 1892 с отцом-архитектором и метематиком переехала из тульской губернии в Москву, где окончила гимназию и недолго училась на исторических курсах. В 1901 поступила а МУЖВЗ, занималасьв классах скульптуры у С.М.Волнухина и П.П.Трубецкого, позже - в классах живописи у К.А.Коровина.

Московская зима, 1900-е (656x637, 402Kb)
Московская зима, 1900-е

[more]Считается, что ее главным учителем стал муж, М.Ф. Ларионов, с которым Гончарова познакомилась в 1900 году. Эта обаятельная пара осталась неразлучна и в жизни, и в творчестве. Вот собственные слова Гончаровой о нём: «Ларионов - это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь всё знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я - его". Почти во всех выставках и в творческих объединениях художники участвовали вместе. Они экспонировались на всех ключевых выставках русского авангарда: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень»… Эта же традиция сохранилась и в эмиграции.

Прачки (651x443, 382Kb)
Прачки. 1911

Гончаровой не пришлось спешно покидать Россию с началом гонений на авангард. В 1915 году по приглашению Сергея Дягилева Гончарова и Ларионов отправляются в Европу, где художница продолжает занятия как живописью, так и декоративно-прикладным искусством. В Россию они больше не вернулись. Перепробовав множество стилей от кубизма до реализма, Гончарова так и не стала художником одного направления, но оставила след в истории искусства как выдающийся мастер авангарда. Супруги обосновались в Европе, долгое время были обеспечены театральными заказами и до конца своих дней прожили в Париже.

Крестьянки. 1910 (653x449, 311Kb)
Крестьянки. 1910

Надо сказать, что Гончарова очень тосковала по России, что говорят ее письма. "Вы не поверите , - пишет она уже в 1917 году из Рима , - где находилась с труппой Дягилева,Сергею Боброву, - как интересует каждая весть из Москвы. Начинаешь понимать китайцев, которые, как говорят, зашивают, уезжая из дому горсть земли в подошвы туфель, чтобы всегда ходить по своей земле".

Крестьянские танцы. 1911 (644x405, 330Kb)
Крестьянские танцы. 1911

Сергей Дягилев рассказывл: "Самый знаменитый из ... передовых художников - женщина: имя её Наталья Гончарова. Она недавно выставила семьсот холстов, изображающих «свет», и несколько панно в сорок метров поверхности. Так как у неё очень маленькая мастерская, она пишет кусками, по памяти, и всю вещь целиком видит впервые только на выставке. Гончаровой теперь кланяется вся московская и петербургская молодёжь. Но самое любопытное - ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Но это еще ничто. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали на санях - с лошадьми, домами, слонами - на щеках, на шее, на лбу..." (Марина Цветаева "Наталья Гончарова")

Жатва. 1911 (638x700, 600Kb)
Жатва, часть одноименного девятичастного полиптиха. 1911

В.Ф. Булгаков, посетивший Гончарову, в Париже в 1937, описывает ее мастерскую: "Все помещение было заполнено живописными работами Гончаровой. Все четыре высокие и широкие стены увешаны были картинами и рисунками от пола до потолка. Я внутренно пришел в ужас от плодовитости этого творчества впрок ..., то есть неизвестно для чего. Ведь очевидно было, что русская художница продавала едва ли пятьдесят процентов создаваемых ею картин и рисунков!"

moscow-street (644x530, 446Kb)
Московская улица. 1911

Персональные выставки Гончаровой прошли в Риме (1918), Париже (1918-1920,1926,1931,1939,1948,1952,1956,1958), Нью-Йорке (1923), Лондоне (1926), Милане и Бале (1961). Она выставляла в Осеннем салоне, салоне Тюильри и Независимых (с 1921 - член салона). Участвовала в первой русской выставке (1921) и международной выставке балета в Лондоне (1928), выставке европейского искусства в Кельне (1928) и др. Н.С. Гончарова представлена в крупнейших музеях и частных собраниях мира, в том числе в ГРМ (30 картин), ГТГ (19 картин) и ГЦТМ.

Покос. 1910 (650x546, 455Kb)
Покос. 1909

Наталья Сергеевна Гончарова - самая дорогая и самая известная русская художница, её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории. Считается, что наиболее высоким художественным значением обладают работы доэмиграционного периода и вещи, созданные до начала 1920-х годов. О самых дорогих картинах художницы - в конце поста.

Хоровод (651x479, 346Kb)
Хоровод. 1910

Купание лошадей, 1911 (607x700, 556Kb)
Купание лошадей, 1911

Речной пейзж. (610x700, 621Kb)
Речной пейзж. 1911

+Лебедь (654x625, 664Kb)
Лебедь. 1911

Сенокос. 1905 (700x508, 68Kb)
Сенокос. 1905

Велосипедист 1913 (654x497, 410Kb)
Велосипедист 1913

Феникс. Часть полиптиха. Из цикла «Жатва». 1911 (642x674, 493Kb)
Феникс. Часть полиптиха. Из цикла «Жатва». 1911

Пьеро и Коломбина (653x478, 440Kb)
Пьеро и Коломбина (автопортрет и портрет мужа Михаила Ларионова в маскарадных костюмах). 1906

Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907(522x700, 550Kb)
Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907

Жёлтый и зелёный лес (580x700, 546Kb)
Жёлтый и зелёный лес. 1913

Завтрак (566x700, 448Kb)
Завтрак. 1924

Зима. Сбор хвороста (552x700, 379Kb)
Зима. Сбор хвороста. 1911

Мать. 1910 (610x700, 612Kb)
Мать. 1910

+Bleaching Canvas 1908 (514x561, 352Kb)
Отбеливание холста. 1908

+Peasant Women with Rakes 1907 (561x640, 680Kb)
Крестьянки с граблями. 1907

+Shearing Sheep 1907 (553x640, 621Kb)
Стрижка овец. 1907

+Woman Selling Bread 1911 (551x640, 499Kb)
Женщина продающая хлеб. 1911

+Две русских девы. 1920 (533x700, 528Kb)
Две русских девы. 1920

+Курильщик. Стиль подносной живописи. 1911. (565x700, 476Kb)
Курильщик. Стиль подносной живописи. 1911

+Мальчик с петухом (545x700, 372Kb)
Мальчик с петухом. 1910

Women Carrying Baskets of Grapes. 1911 (556x700, 481Kb)
Женщины с корзинами винограда. 1911


ИСПАНКИ:

Весна. Белые испанки. 1922 (651x671, 697Kb)
Весна. Белые испанки. 1922

33 (524x700, 457Kb)
Испанка. 1916

0_cef32_f3d4a6c4_XXL (527x700, 463Kb)
Испанка с веером. 1920-е

Испанки, 1915 (555x700, 618Kb)
Испанки, 1916


РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ:

Рождество, 1910 (652x499, 418Kb)
Рождество, 1910

+Evangelisti_1910_ (652x518, 432Kb)
Евангелисты. 1910

Богородица с младенцем 1911 (640x632, 769Kb)
Богородица с младенцем 1911

Троица. 1910 (628x483, 172Kb)
Троица. 1910


НАТЮРМОРТЫ:

Рыбы. Натюрморт с рыбами и цветами» Около 1928. (651x504, 431Kb)
Рыбы. Натюрморт с рыбами и цветами. Ок.1928

Осенние цветы (573x700, 538Kb)
Осенние цветы

Чертополох (511x700, 505Kb)
Чертополох. Начало 1920-х

+ (602x700, 575Kb)
Осенний букет (Айва и листья клена). 1908

+3 (592x700, 597Kb)
Розовая камелия. 1930

+Большой букет из полевых цветов (587x700, 532Kb)
Большой букет из полевых цветов. Ок.1960

+Букет и флакон красок (485x700, 478Kb)
Букет и флакон красок. 1910

Натюрморт с магнолией и стаканом. (578x700, 543Kb)
Натюрморт с магнолией и стаканом


ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭСКИЗЫ:

+Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова Золотой петушок (655x424, 348Kb)
Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова `Золотой петушок

Liturgy - sketch of a costume, 1914 (398x533, 100Kb)Эскиз костюма святого Луки к балету Л.Мясина "Литургия". 19150_cef29_f034f713_XXXL (399x535, 260Kb)Эскиз костюма святого Андрея к балету Л.Мясина "Литургия". 1915

+Эскиз занавеса к балету «Свадебка» на музыку И.Ф. Стравинского. Неосуществленный вариант. Около 1915 (648x435, 402Kb)
Эскиз занавеса к балету «Свадебка» на музыку И.Ф. Стравинского. Неосуществленный вариант. Около 1915

Костюмы к балетам. (402x542, 361Kb)Костюмы к балетам (401x538, 223Kb)
Костюмы к балетам

Эскиз декорации Шота Руставели. 1943 (644x476, 556Kb)
Эскиз декорации Шота Руставели. 1943
 
+Картина для балета Золотой петушок (muzhchina_v_russkom_kostume). 1914-1919 (399x509, 252Kb)Картина для балета Золотой петушок (Мужчина в русском костюме)Картина для балета Золотой петушок (Женщина в платье). 1914-1919 (399x502, 315Kb)Картина для балета Золотой петушок (Женщина в платье). 1914-1919


САМЫЕ ДОРОГИЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИЦЫ,
проданные на аукционах "Кристи" и "Сотбис" (данные взяты отсюда):

Сбор яблок. 1909.  2007 - 4 ,948 млн евро (ок $9,9 млн) Кристис (642x458, 114Kb)
Сбор яблок, 1909
Продана в 2007 году за 4,95 млн фунтов стерлингов (ок. $9,9 млн)

Цветы. 1912. 2008 5,5 млн. евро (ок $10,9 млн) Кристис (543x700, 475Kb)
Цветы, 1912
Продана в 2008 году за 5,5 млн фунтов стерлингов (ок. $10,9 млн)

Испанка. 1916. Продана в 2010 за $6,43 млн (440x700, 396Kb)
Испанка, 1916
Продана в 2010 году за 6,43 млн фунтов стерлингов (ок. $10,2 млн)

Still LIfe (also known as Bluebells) (506x700, 482Kb)
Натюрморт (Колокольчики), 1909
Продана в 2008 году за 3,04 млн фунтов стерлингов (ок $4,6 млн)

No comments: