ЗАМОК АЛЬБРЕХТСБУРГ И КОРОЛЕВСКИЙ ФАРФОР МЕЙСЕНА |
Невозможно узнать Германию, не посетив первого замка, построенного на этой земле. Всего в каких-то 25 километрах от Дрездена раскинулся древний город Мейсен, которому уже более тысячи лет. Город построен на Эльбе, и проплывая мимо него на пароходе, невозможно не заметить величественный замок на горе с оранжевыми башнями и белыми стенами, а также высокие шпили знаменитого собора, который расположился внутри замка. Именно здесь в замке Альбрехтсбург и был изобретен первый в Европе фарфор.
Альбрехтсбург является одним из самых красивейших замков Германии и Западной Европы. Это настоящий шедевр поздней готики, яркий пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Это уже не крепость, это замок-дворец.
Когда резиденцией местных курфюстов стал Дрезден, замок особо не использовался и не подвергался переделкам. В результате, до наших дней, он дошел в практически не тронутом виде. Посетителей Альбрехтсбург встречает большим изящным входом, как в настоящем дворце. Здесь много узких окон-бойниц (это такие широкие окна с ажурной деревянной резьбой).
От крепостных зданий в этом замке сохранились только ворота и башни XV века.
Ludwig Rohbock - Wolfgang Schwarze: "Romantische Reise durch den historischen Deutschen Osten". Gondrom Verlag, Bindlach, 1989.
Музей
После того, как фарфоровая мануфактура покинула стены Альбрехтсбурга, замок был отреставрирован, и стал музеем. Стены замка покрыты фресками, которые рассказывают об истории рода Веттингов.
После того, как фарфоровая мануфактура покинула стены Альбрехтсбурга, замок был отреставрирован, и стал музеем. Стены замка покрыты фресками, которые рассказывают об истории рода Веттингов.
Фресками украшены комнаты верхнего этажа. Датируются фрески XIX веком. Некоторые залы могут похвастаться оригинальным убранством, сохранившимся с незапамятных времен. Есть готические скульптуры, собранные по церквям Саксонии, некоторые даже имеют натуральный размер. Из особых ценностей, нужно отметить скульптуру Отццорфской Мадонны, сделанной из дерева. Возраст этой скульптуры составляет 850 лет!
Внутри замка расположен великолепный готический собор, который был построен в период с 1260 по 1410 год. Собор был первой резиденцией Мейсенских епископов.
Заходим на территорию замка через центральные ворота
Попадаем во двор замка
Замок Альбрехтсбург проводит огромное количество выставок и экскурсий. Хотелось бы выделить выставку, посвященную 300 –летию Мейсенского фарфора.
Здесь можно увидеть уникальные вещицы ручной работы, датированные XVIII веком, посмотреть фарфоровые предметы, изготовленные специально для царской семьи: для российской императрицы, для короля Августа III
Стоит ли говорить, что самый первый немецкий замок начинал свою историю со славянских поселений?Для прямого противостояния венгерской коннице Генрих I создал в Саксонии тяжеловооружённую конницу. По сообщению Видукинда, для того, чтобы её испытать и закалить, король Германии начал проводить завоевательную политику по отношению к западным славянам.
Генрих I. Иллюстрация из анонимной хроники, сделанной для императора Генриха V (1112/1114 год)
Первая военная кампания была организована против полабских славян. Она началась осенью 928 года, когда Генрих I вторгся на территорию, заселённую племенем гавелян. В это время реки и болота были уже скованы льдом, в результате чего города гавелян оказались без естественной защиты. Во время похода войско Генриха захватило главный город гавелян — Бранибор (сейчас Бранденбург). При этом попал в плен и князь гавелян по имени Тугумир, который был отправлен в Саксонию. Следующей целью Генриха стало племя далеминцев, которые не раз до этого нападали на Тюрингию. Далеминцы оказали армии Генриха упорное сопротивление, однако ему, в итоге, удалось захватить их главный город Гану. Для того чтобы удержать эту территорию, Генрих основал бург, который позже вырос в город Мейсен
С того времени началась история города ,именно в 929 году, когда король Генрих I, основал на берегу Эльбы крепость «Misnia», получившее своё название по имени протекавшего рядом ручья. Затем с 968 года Мейсен, упоминается в истории, в связи с образованием нового Епископства Мейсен, и как резиденция Маркграфов Мейсена. Небольшое поселение, находившееся у подножия крепостного холма, вскоре развилось до небольшого города (городские права были получены Мейсеном в 1332 году), который постепенно превратился в один из значимых городов Саксонии, современный Мейсен.
На высоком холме возле Эльбы, он решает разбить военный лагерь. Через 150 лет, в этих местах поселились маркграфы из рода Веттингов. Два брата – Эрнст и Альбрехт фон Веттинг. В 1423 году братья становятся курфюстами, а их земли теперь называются герцогством. А поскольку негоже герцогам пребывать без замка, в 1471 году был заложен первый камень в фундамент будущего замка Альбрехтсбург.
Эрнст Курфюрст Саксонии, Ландграф Тюрингии и Маркграф Мейсена.
Этот архитектурный шедевр, возведённый под руководством королевского мастера Арнольда из Вестфалии, стал первым замком, построенным исключительно как вельможная резиденция, для мирного проживания, а не как военная крепость. Не исключено, что Албрехтсбург, стал первым подобным замком в истории Германии
Duke Albert of Saxony at the tournament in Pirna beats a knight from Pirna, 1483.
Friedrich Strenge
Строительство замка было поручено архитектору Арнольду фон Вестфалену. Он и сотворил чудо-замок, смешавший в себе позднюю готику и Ренессанс. Он первым создал винтовую лестницу и стрельчатые своды, которые до сих пор восхищают посетителей Альбрехтсбурга.
Братья замок не жаловали, и не очень-то им пользовались.
Альбрэхт Энергичный. Герцог Саксонии, Губернатор Фрислэнда и основатель нашего замка.Маркграф Мейсена .
В 1485 году после так, называемого «Лейпцигского раздела» земельных владений княжеского Дома Веттинов между братьями Эрнестом и Альбрехтом, замок в Мейсене остаётся в пользу последнего. Однако сын Альбрехта герцог Георг Бородатый (прозванный так потому, что после смерти жены, совсем перестал бриться)...
Период расцвета замка приходится на время правления курфюста Саксонского и короля Польши Августа Сильного. Т.к. в те времена идеей фикс всего дворянства был поиск чудодейственной формулы, которая превратит простой металл в золото, то всеобщей золотой лихорадке подвергся и Август. Но об этом чуть позже.
Modell im Zustand des 18
При Августе был изобретен знаменитый мейсенский фарфор, в замке сто пятьдесят лет работала мануфактура по производству фарфора. Естественно, такое использование пагубно сказывается на состоянии замка. После того, как для производства построили новое здание, мануфактура покидает эти стены. Обветшалый замок решают восстанавливать. После восстановительных работ, в замке был основан музей, который и по сей день принимает посетителей.
При Августе был изобретен знаменитый мейсенский фарфор, в замке сто пятьдесят лет работала мануфактура по производству фарфора. Естественно, такое использование пагубно сказывается на состоянии замка. После того, как для производства построили новое здание, мануфактура покидает эти стены. Обветшалый замок решают восстанавливать. После восстановительных работ, в замке был основан музей, который и по сей день принимает посетителей.
Но Август Сильный мечтал о простом золоте. Для этого он нашел молодого аптекаря-алхимика Иоганна Фридриха Битгера. Именно он и был поселен в замке Альбрехтсбург для поиска жидкости, которая превратит металл в золото. Зал дворца до сих пор украшает огромное полотно, на котором изображен молодой аптекарь со стеклянной колбой в руках. Его вид неряшлив, но взгляд горит фанатичным огнем. Он близок к разрешению главной задачи.
За владение мейсенским маркграфством вели борьбу германские, польские и чешские феодалы, но к XI веку верх одержали германцы. В это время города еще не было, он состоял всего лишь из замка с военным гарнизоном и резиденций нескольких светских и духовных феодалов. Вся округа по-прежнему была заселена крестьянами, но потом рядом с замком возник рынок, где продавали свои товары заезжие купцы, а со временем вокруг рынка стали селиться и ремесленники
Но в нем нет ничего от готической мистики, готические вертикали замка больше не выражали оторванности от земли, более того — здание подчинено членению по горизонтали, не свойственному готике
Во время строительства нового замка резиденцией курфюрстов стал Дрезден, а Мейсен быстро превращался в провинциальный городок. Может быть, благодаря этому Альбрехтсбург в последующее время не подвергался переделкам и в почти нетронутом виде сохранился до наших дней. Он высится над Мейсеном на скале на берегу Эльбы.
Его башни и шпили, часто окутанные дымкой тумана, видишь задолго до того, как въезжаешь в город. Издали он похож на другие немецкие замки — угрюмые, неприступные крепости, в которых средневековые бароны без труда месяцами выдерживали осаду и откуда частенько совершали набеги на земли соседей.
Лишь вблизи можно заметить, что у замка Альбрехтсбург нет ни скрипучих подвесных мостов на толстых железных цепях, ни окованных дубовых ворот, прострелить которые не под силу пушке. В замке открытый изящный парадный вход, вместо узких окон-бойниц — широкие окна с ажурными деревянными переплетами
J. J. Kändler: »Büste des Gottfried Schmiedel«, 1739
Начало XVIII века, казалось, навсегда покончило с пышными приемами и шумными празднествами, прославившими Альбрехтсбург. Сотни мастеровых под бдительным надзором перегородили анфилады замка грубыми деревянными стенами, положили печи, пробили дымоходы, в блистательных прежде залах появились унылые ящики и кадки
J. J. Kändler: »Kavalier am Schreibtisch«, um 1740
Figurinen von Jacob Ungerer:»Das Gärtnermädchen mit Hund«, »Die Gänsemagd«, »Die Dame mit Katze«, 1902
Geschirr mit Zwiebelmusterdekor
Jugendstil-Solitaire von Theodor Grust mit Kleeblatt-Dekor, 1902
Когда работы были закончены, в закрытой карете под эскортом роты драгун в замок доставили какого-то человека. Хозяин расположенного на окраине города трактира рассказывал потом, что это был совсем еще юноша — лет девятнадцати, не более . По городу поползли слухи: в замке поселили алхимика, чтобы он делал курфюрсту золото. Да и ради чего другого стал бы курфюрст превращать свой замок в мастерскую?! В XVIII веке алхимия еще не сделалась областью преданий, и потому в королевских дворцах, резиденциях епископов, замках крупных феодалов и уединенных лабораториях часто трудились люди с безумными глазами
Золото нужно было всем, и алхимики довольно легко находили кров и стол у европейских владык того времени. Алхимиков носили на руках, их берегли так, что практически каждый из них становился узником, за любым шагом которого следила специально приставленная стража. История сохранила имя мейсенского алхимика: Иоганн Фридрих Бётгер, аптекарь, 19 лет…
В 1701 году его доставили сначала ко двору курфюрста Августа Сильного в Дрезден, а затем в замок Альбрехтсбург. В одном из залов замка висит большая картина, на которой И.Ф. Бётгер изображен в минуту сосредоточенных размышлений
Он действительно молод, красив и без придворного парика, который был не нужен среди тиглей и лабораторных посудин. На плечи алхимика наброшена меховая шуба, ведь в просторном каменном замке всегда очень холодно, но рубашка на груди распахнута, чулок на одной ноге спустился, другая нога, похоже, и вовсе не обута.
В перепачканных руках И.Ф. Бётгер держит колбу с золотистой густой жидкостью. Может быть, это и есть та самая тинктура, с помощью которой можно любые металлы превращать в золото? Однако, займись И.Ф. Бётгер поисками, например, философского камня, история вряд ли сохранила бы его имя, ведь так много алхимиков кануло в безвестность. А он обессмертил свое имя тем, что открыл тайну производства фарфора.
Еще со времен раннего Средневековья фарфор попадал в Европу из Китая, но все попытки выведать у китайцев секрет его изготовления заканчивались неудачей. Фарфор стоил в Европе страшно дорого: он был предметом не просто роскоши, а роскоши королевской. Известен, например, случай, когда китайский столовый сервиз выменяли на полк бравых прусских солдат. В Италии и во Франции делались попытки создать свой фарфор, но он ни в какое сравнение не мог идти с китайским.
Иоганн Фридрих Беттгер
Господин Чирнгаузен
И вот аптекарь И.Ф. Бётгер, изобретатель и экспериментатор, сделал первый фарфор в Европе — настоящий фарфор! Другим «отцом» саксонского фарфора считается известный математик, физик и минеролог Э.В. Чирнгаузен. Вдвоем они установили, что таинственный «петунцзе», который входит в состав необходимого для фарфора каолина, — это полевой шпат. Но годился только тот, что добывался в Скандинавии, а догадаться об этом можно было, только обладая солидными научными знаниями
. По соседству, в городе Фрайбурге, находилась старейшая в мире Горная академия, в которой были собраны данные о минералах чуть ли не со всей Европы. В ней в то время работали ученики знаменитого Георга Агриколы, впервые обобщившего опыт горно-металлургического производства и написавшего 12-томный труд «О горном деле и металлургии"
.
А в Дрездене тогда жили и творили выдающиеся скульпторы, художники и ювелиры, без которых фарфор так бы и остался ценным, но бесформенным керамическим материалом. Художник Г. Герольд открыл немеркнущие краски, позолоту и подглазурную живопись: он был первым и до сих пор остался непревзойденным мастером «мейсенского декора» — художественной росписи по фарфору.
Так появился на свет саксонский фарфор, и вскоре его марка — два голубых скрещенных меча — стала известна всей Европе. Краски, сделанные 300 лет назад, не потускнели: они такие же яркие и живые, как и на только что созданных вазах, чашках и сервизах, на которых скрестились голубые саксонские мечи
оригинальные клейма фарфора
Полтораста лет фарфоровая фабрика не выходила за пределы нагорного замка Альбрехстбург, в котором не раз возникали пожары. Только в 1864 году расширившаяся мануфактура была переведена вниз — на окраину Мейсена.
А 36-летний алхимик И.Ф. Бётгер, безнадежно отравленный химикатами и хронически простуженный сквозняками замка Альбрехтсбург, скончался 13 марта 1719 года. Никто не знает, где он похоронен, и под установленным много позже памятником открывателю фарфора никто не лежит " Когда Август Сильный открывает в замке первую фарфоровую мануфактуру, которая занимала вплоть до 1863 года все го помещения. Понятно, что такое применение не лучшим образом сказалось на состоянии замка. Поэтому после того как для мануфактуры было построено новое здание, обветшавший замок решают радикально отреставрировать и сделать музеем.
Стены замка покрывают настенными фресками, рассказывающими мифы и реальные факты из долгой истории рода Веттинов, в том числе и связанные с Майсенским замком. Помимо этого, в залах разместили множество сомнительной художественной ценности скульптур, изображающих членов династии в пышных средневековых одеяниях. Похоже без влияния мадам Тюссо здесь не обошлось. Интерьер замка выглядит как развесистая клюква, не лишенная, впрочем, определенного обаяния. По фрескам вполне можно восполнять пробелы в образовании, касательно истории Саксонии и сопредельных Богемии и Польши.
Надо отметить, что в некоторых залах сохранилось оригинальное убранство, а также выставлены готические скульптуры, собранные из церквей Саксонии.
Литература:
Dietmar Fuhrmann, Jörg Schöner (Fotos): Albrechtsburg Meißen. Ursprung und Zeugnis sächsischer Geschichte. Halle/Saale 1996.
Dietmar Fuhrmann: Die Porzellanmanufaktur in der Albrechtsburg. Kai Homilius Verlag 2002
Stephan Hoppe: Die funktionale und räumliche Struktur des frühen Schloßbaus in Mitteldeutschland. Untersucht an Beispielen landesherrlicher Bauten der Zeit zwischen 1470 und 1570. Köln 1996, S. 35ff.
Stephan Hoppe: Die Albrechtsburg zu Meißen als Beispiel eines retrospektiven Architekturstils? Beobachtungen zu möglichen Wechselwirkungen zwischen Architektur und Bildkünsten im letzten Drittel des 15. Jahrhunderts. In: Schlossbau der Spätgotik in Mitteldeutschland. Dresden 2007, S. 64–74. Onlineversion auf ART-Dok
Walter May: Die Albrechtsburg zu Meißen. Herkunft und Bedeutung. In: Sächsische Heimatblätter 17 (1971), S. 103–110.
Albrechtsburg Meissen. Baumaßnahmen des Freisttaates Sachsen von 2003 bis 2010.
Dietmar Fuhrmann: Die Porzellanmanufaktur in der Albrechtsburg. Kai Homilius Verlag 2002
Stephan Hoppe: Die funktionale und räumliche Struktur des frühen Schloßbaus in Mitteldeutschland. Untersucht an Beispielen landesherrlicher Bauten der Zeit zwischen 1470 und 1570. Köln 1996, S. 35ff.
Stephan Hoppe: Die Albrechtsburg zu Meißen als Beispiel eines retrospektiven Architekturstils? Beobachtungen zu möglichen Wechselwirkungen zwischen Architektur und Bildkünsten im letzten Drittel des 15. Jahrhunderts. In: Schlossbau der Spätgotik in Mitteldeutschland. Dresden 2007, S. 64–74. Onlineversion auf ART-Dok
Walter May: Die Albrechtsburg zu Meißen. Herkunft und Bedeutung. In: Sächsische Heimatblätter 17 (1971), S. 103–110.
Albrechtsburg Meissen. Baumaßnahmen des Freisttaates Sachsen von 2003 bis 2010.
Серия сообщений "Посуда":
No comments:
Post a Comment