Золото,серебро,бриллианты, розы,изумруды,аметист,стекло, эмаль; Герцог Жан Жак. Великобритании, России. 1777
Продолжаем муссировать «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Шатлен и форсил безудержно, и работал честно. Щеголял голубчик самыми разными бирюльками, но всё во имя пользы.
В собрании драгоценностей Елизаветы II восхищает огромный ветвистый шатлен с очень тонким крючком для вязания, такими вяжут кружева из хлопчатобумажных ниток. Он принадлежал королеве Виктории.
Этот большой Chatelaine был куплен королевой Викторией в январе 1850
[more]
Подарено королеве Виктории в 1843 году принцессой Аделаидой Орлеанской (French Chatelaine with watch 1843, Gold, blue cloisonné enamel, diamonds and pearls) Royal Collection
В английских шатленах встречается кошелёк для соверенов. Это предмет статусный – показатель благосостояния, ведь золотой соверен – монета дорогая. В российской сторонке такой кошелёк называли — монетница.
Соверенный кошелёк, под стать денежке и шатлену, делали из серебра и золота. Монеты (5-6 штук) помещали в короткий цилиндр с пружинным механизмом. Бывали и более объёмные соверенные кошельки, их крепили к жилетной цепочке. Есть и «бедняцкие» — на полсоверена.
В XVIII — XIX веках европейская аристократия увлеклась азартными карточными играми. Для ставок необходим кошелёк. Те господа и дамы, что не участвовали в игре, заключали всевозможные пари, ставили не на кон, а на победителей. Кошелёк был нужен всем — игрокам и их союзникам.
На шатленах встречаются маленькие сумочки из кольчуги. В случае необходимости их тоже использовали как кошельки. Сквозь звенья хорошо видно, какого достоинства монеты.
Те господа и дамы, что не участвовали в игре, заключали всевозможные пари, ставили не на кон, а на победителей. Кошелёк был нужен всем — игрокам и их союзникам.
На шатленах встречаются маленькие сумочки из кольчуги. В случае необходимости их тоже использовали как кошельки. Сквозь звенья хорошо видно, какого достоинства монеты.
По-русски такая сумочка с начала XIX века называется французским словом «ридикюль».
C шатленом небедного человека дружен свисток. У меня три версии появления этого сигнального инструмента на дорогих цепочках аристократов. Кто знает истинную, прошу сообщить — интересно.
Первая — традиция пошла из туманного Альбиона с его знаменитым лондонским смогом, в котором ни зги не видно. Как в плотном тумане подать знак, что джентльмен нуждается в движении или помощи? Во времена славного мистера Шерлока Холмса, свистнешь раз – появится кэб, свистнешь два – примчится двухколёсная пролётка, а уж если три – жди полицию.
Вторая версия присутствия свистка на шатлене — хулиганская: он необходим, чтобы вовремя «освистывать» то, что не по душе. Первоначально свист был знаком опасности – освистывали жуликов, выражая презрение, неприятие. Потом стали подвергать насмешкам актёрскую игру. Художника обидеть может каждый: первые литературные выступления Оноре де Бальзака были освистаны.
Теория номер три. На шатленах нашли приют многочисленные свистки, ведь в аристократических кругах России охота была одним из самых страстных увлечений. Если крестьяне свистели при помощи пальцев, то знать считала это ниже собственного достоинства. Свистком давали сигнал к началу охоты. Охотничьи собаки натаскивались на команды, подаваемые свистком. Собака слышит свист на очень большом расстоянии, прекрасно улавливает направление звука.
Думаю, на охоте нужен и компас, и маленькая подзорная труба, встречающиеся на шатленах.
Шатлен — мечта рукодельницы. К нему крепили швейные принадлежности (ножницы, наперстки, игольник, бобинки с узкой лентой, веревочками, нитками).
Тогда женщины (независимо от происхождения) умели шить и варить варенье (гаджетов-то не было, куда прикажете девать время)… Благородные выпускницы Смольного института собственноручно шили женское и мужское исподнее, отлично готовили… А иначе, как контролировать прислугу?
Ножницы (вещь в хозяйстве незаменимая) на шатлен крепились по-разному: открыто подвешивались на цепочке или защищались футляром.
Приглядитесь, на шатленах присутствуют странные закругленные крюки. Когда-то они выпускались как для шатленов, так и сольно (с основательной ручкой), а выполняли «тяжёлую работу» — помогали шнуровать платья, корсеты, обувь.
Зашнуровать корсет или высокий ботинок — непросто. Эти же крючки служили для застегивания пуговиц.
Наряды дам прошлых эпох были куда сложнее привычных джинсов, топа и блейзера. Корсеты очень туго шнуровались, бесчисленные мелкие пуговицы отнимали столько времени на застёгивание, что не спасали ни горничная, ни адское терпение. Пуговицы (например, на перчатках) были с мелкую горошину, застегнуть этих малюток пальцами и не порвать тончайшую ткань — очень сложно. Помощниками оказались специальные крючки, появившиеся в XVII веке. И размер тут имел значение: для перчаток — миниатюрные, для одежды – побольше, для ботинок – ещё крупнее (обычно — складные модели).
Если дамы носили на поясе всё для шитья, то сильный пол предпочитал курительные принадлежности (трубка, флакон с табаком, шомпол для чистки трубки). К счастью, заботливый Минздрав нас давно предупредил: курение опасно для здоровья.
В XVIII веке во многих странах распространилась мода на нюхательный табак.
Понюхать табачку любили и мужчины, и женщины. Носили с собой в специальных флаконах. Радость доступная в любой момент — насыпал на руку и нюхай на здоровье.
Ювелиры, стараясь перещеголять друг друга, делали табакерки из рога, перламутра, черепахи, дерева с инкрустациями из агата, цитрина, гелиотропа, оправляли в золото и серебро, украшали драгоценными камнями.
Мужские мелочи порою интереснее дамских.
Предшественник зажигалок — футляр или контейнер для спичек. Господа носили его на жилетной цепочке или в кармане, дамы — на шатлене. Спичечные футляры старались украшать изысканной формой, роскошным материалом (серебро, черепаховый панцирь, перламутр). Были хранилища спичек попроще – из бронзы, железа. На старых экземплярах видны на крышке царапины — след от чирканья спичкой.
Старинные ключи воскрешают в моей памяти разухабистую песню: «Ванька-ключник — злой разлучник, разлучил князя с женой…». Ключник или ключница — первый человек в барском хозяйстве, ведавший продовольственными запасами, хранитель ключей от всех кладовок, чуланов, амбаров, погребов… Помните, в комедии про злоключения Ивана Васильевича, царский вопрос: «А водку ключница делала?».
Ключей у богатых было видимо-невидимо – от шкатулок, сундуков, шкафов, комнат.
Среди ключей запирающих добро, на цепочках встречались те, что заводили часовой механизм.
Хозяйку дома выдавало висящее на шатлене ситечко для чая или перечница с драгоценной пряностью. А кому ещё можно доверить такое богатство?
Юмористический рисованный комикс 19 века из журнала "Панч", в котором высмеивались дамы, носящие шатлены.
Шатлен использовали как брошь для верхней одежды – крючком для пояса скрепляли петли накидки или плаща у ворота.
Бывало шатлены носили по долгу службы. В этом случае их делали из недорогого металла. Замшелая старушка-ключница, имевшая доступ ко всем хозяйским запасам, носила ключи для пущей сохранности на поясе. У такой не забалуешь!
Шатлен портного.
Шатлен цирюльника.
Упрощенные варианты шатленов заказывали цирюльники. Чтобы в нужный момент инструменты были под рукой, их цепляли к звеньям недорогой цепочки. Это же берегло от воровства ценные предметы их труда.
Известные портные тоже щеголяли модными шатленами. Ну, эти всегда в тренде…
Пролетели века. А красота и изящество шатленов по-прежнему вызывают вздох восхищения.
Шатлен - это цепочка для всяких разных мелочей - часов, флакончиков, блокнотиков, кошельков, ключей, печатей, ножниц, швейных принадлежностей и миниатюрных несессеров и пр. Карманов в женской одежде не было, все необходимые мелочи и сумочки носили на поясе.
Были шатлены богато украшенные, настоящие шедевры ювелирного искусства, были и поскромнее, серебряные и металлические.
George III
Royal Collection c.1785 Chatelaine включает в себя корпус часов украшен коронованный вензель Георга III с бриллиантами.
[more]
Когда-то, представьте себе, дамских сумочек не было (о, ужас!). И на поясе носили шатлен – собрание нужных в хозяйстве предметов, прелестно качающееся на цепях.
Причём деловой набор бряцал как на поясках домоправительниц, так и обнимал талии благородных дам.
Само слово шатлен с явным аристократическим гонором, в переводе с французского означает «владелец замка». Она же — владелица.
Размеры шатленов сильно разнятся, в зависимости от благосостояния «владельца замка» — хозяина жизни. Известны шатлены одиночные и «многостаночные». Если предметов было несколько, то цепочки сходились на ювелирной пластине, как правило богато украшенной.
Орнамент с инициалами и гербом – самый распространенный.
Ювелирный шатлен — вещь не массовая и дорогая, принадлежал исключительно аристократическим кругам, зато гендерно оказался доступным и дамам, и кавалерам.
Там, где вращался шатлен, в ходу были золото и серебро, драгоценные камни, горячие эмали, гравировка, чеканка.
Иногда шатленом называли цепочку, которой опоясывались. Но чаще так именовали крупный плоский крючок, цеплявшийся за пояс и прикрытый сверху декоративной пластинкой, от которого спускались несколько цепочек с разным набором сильно востребованных штуковин, в зависимости от предпочтений хозяина или хозяйки.
Появились шатлены в XVII веке, а время расцвета пришлось на XVIII-ый. Но еще в начале XIX столетия удавалось лицезреть этот аксессуар не только на музейных полках.
Значимость шатлена скрыта в богатых узорах и материалах, а очарование — в милых штучках, что свисают с него гроздьями. Чего только не цепляли к давнему моднику шатлену!
Самый частый спутник цепей — часы. Иногда этот аксессуар связывают только с шатленом. Но полномочия шатлена куда шире, ведь он такой талантливый и многосторонний!
В XVII веке часы приобрели облик похожий на современный: сначала появилась минутная стрелка, к концу века — секундная. Их Величествам Карманным Часам шатлен пришелся очень кстати и с радостью «начал водить за ручку» диковинный механизм. Тот в свою очередь крепко держался за шатлен. Так они прогуливались рядом более столетия.
Только с появлением наручных хронометров, шатлен и часы перестали быть неразлучной парой.
Часто тут же, на шатлене, висел ключ для завода часового механизма. И немаленький.
Часы в те времена скорее были диковинкой, чем функциональным предметом. Главное — богато их украсить.
Встречается на шатленах даже компас. То ли чтобы не заблудиться между погребами и замками, то ли ещё для чего. Может знать любила по грибы прогуляться?
Рядом с полезными мелочами были и кованые медальоны — открывающиеся подвески с миниатюрными портретами близких. Шатлен не только хранил дорогую память, но и демонстрировал её окружающим. В эпоху романтизма в медальоне прятали прядь волос любимого человека.
Навешанные на шатлен брелоки – откровенный декор. Их часто делали из недорогого металла, но встречаются экземпляры из золота, серебра, слоновой кости, коралла, фарфора.
Бывало, брелок заканчивался печаткой. Каждый аристократ удостоверял свое послание или документ личной печатью. Обычно оттиск помещался на перстень, который так и называли – печатка, а в эпоху моды на шатлены, печать перекочевала сюда.
Для многих дел необходимы карандаш и блокнот или листочки для записей. Всё это было заботливо собрано на шатлене. Даже перочинный нож тут как тут: сломался карандашик или гусиное перо, подтачиваем и вперёд! Маленькая записная книжечка-блокнот называлась французским словом Карне де баль (carnet de bal) и выручала дам на балу.
Съемные листочки обнимались шикарной обложкой: золотой, серебряной, перламутровой, черепаховой, костяной, украшенной драгоценными камнями, эмалями, росписью. Даже странички-вкладыши в карнэ поначалу делали из слоновой кости. Постепенно дорогие листочки из кости заменили на картонные (назовём их «дурилки»). Бумажная часть легко менялась.
В бальный блокнот по порядку вписывались танцы и имена кавалеров, ангажировавших даму на этот пляс. Считалось позором, если женщина забывала кому обещан танец. Карнэ – модный тренд XVIII века, но и в XIX-ом такой выручалкой пользовались забывчивые красавицы.
Плохая память бывает не только девичья, постепенно бальные книжки освоили мужчины. Им тоже не хотелось ударить лицом в грязь — кавалеры желали доподлинно знать, какая из девиц предназначена конкретному танцу. Тем более, что даже с женихом не рекомендовалось танцевать более трёх-четырёх раз на одном балу. Приветствовалось разнообразие.
Мода на танцевальные карточки прибыла из дворцов любительницы балов Вены.
Начало распространению карнэ положила привычка аристократов на балу или в театре писать записки — своеобразная форма кокетства. Это позднее у листочков появилось определённая задача: напоминать кому обещан танец.
Вечный спутник карнэ – карандаш, тоже болтался рядом на шатлене. Небольшой карандашик в золотом или серебряном футляре был необходимым дополнением к бальному блокноту.
Вы не поверите, но три века назад уже были автоматические карандаши!
Старинные карандаши-автоматы, самых изощрённых форм, из золота и серебра, комбинированные с другими предметами — карандаш-ручка, кисточка, свисток, печать, лупа, календарь, перочинный нож, зубочистка…
Автоматический карандаш-ручка был отличным подарком и украшением жилетной цепочки или шатлена.
Слева на фото изображена дама с серебряным шатленом, к которому пристегнуты свисток, складной крючок для застегивания башмаков, портмоне, флакон с нюхательной солью и наперсток. Справа - шатлен 1870 года от Тиффани, к которому пристегнуты флакончик духов
Коробочка с крышкой удобна для хранения хрупких предметов. Футляры, притороченные к шатлену, хранили модные лорнеты, монокли, очки. Лорнет помогал и дамам, и кавалерам разглядывать окружающую действительность.
Портрет Дианы де Пуатье с моноклем на цепочке
Но на исходе XIX столетия его стали относить к сугубо дамским принадлежностям, а вот в XVIII веке, щёголи – английские макарони и французские петиметры, считали лорнет своим обязательным аксессуаром.
Очки, как и всё имущество не бедных людей, богато украшались. Неужели были сомнения?!
После изобретения печатного станка, чтением увлеклись и мужчины, и женщины.
Слева на фото подборка шатленов-футляров для очков. Справа на фото 1885 года медсестра в форме, на поясе которой висит длинный шатлен со стетоскопом и ножницами.
Наступил век совершенствования очков. Церковь не приняла в лоно безобидные стеклышки и объявила их инструментом дьявола, с вытекающими последствиями: бесовское не носить! На гравюрах XVI века в очках разгуливали черти. И всё-таки, не только «колдуны и мошенники» нуждались в линзах, очки уверенно торили путь. Вот уже аристократы демонстрируют то, что раньше было уделом дьявола.
Часто богачи носили очки и лорнеты не в силу необходимости, а из тщеславной демонстрации достатка
Шатлен с мушечницей.
Шатлен заменял портативный туалетный столик: тут болтались флакончики с духами и ароматическими смесями, пудреница, мушечница, зеркальце. Назывались такие причиндалы забавным словом «туалетницы».
Для хранения мелочей дамы использовали очаровательные плетеные из кольчуги сумочки.
Мушечница – коробочка для искусственных родинок – мушек. Делали их из черной тафты или бархата, приклеивали на лицо, плечи, грудь. К сожалению, правда не всегда красива и придётся сознаться, дамы частенько прятали под мушками прыщики.
Возможно, европейки позаимствовали это «чудо» у арабов и персов, считавших красавицу без родинок несовершенной. Были мушки, стоившие о-о-очень дорого. Их делали из синей краски индиго, смешанной с растертыми в порошок драгоценными камнями, попутно сдабривая смесь ароматическими компонентами.
Загар у обитателей высшего света был не в чести – это сугубо для крестьян. Белая кожа подчеркивалась кипенной пудрой. Белизна лица, как паспорт, говорила о благородном происхождении.
Пудра, густо посыпавшая лица дворянок была двух видов – растительная и минеральная. Самая древняя – растительная, готовилась из рисовой или пшеничной муки тонкого помола. С открытием минеральной пудры человечество сделало космическо-косметический шаг вперёд. В её составе настоящие драгоценные компоненты — алмаз, аквамарин, аметист, малахит, родохрозит. В менее дорогую минеральную пудру добавляют тальк (тоже натуральный минерал), но он может вызывать раздражение и забивает поры. Другие полезные компоненты – перемолотые слюда, кварц, каолин. Драгоценную пудру носили с собой в пудреницах, которые крепили к шатлену. Дамы во все века любили «попудрить носик».
Ювелиры изготавливали красивые флакончики, которые наполняли духами, а в период дворцовых интриг – ядиком. Были популярны пузырьки для нюхательных солей, помандеры и прочие парфюмерные мелочи.
Зубочистки (при полном отсутствии стоматологии) были роскошным аксессуаром. Как все дамские примочки, они подвергались модным веяниям, создавались не дантистами, а ювелирами из драгоценных камней и металлов. Зубочистки тоже носили на шатлене.
Royal Collection Jefferys & Jones, London Chatelaine and watch
Josiah Wedgwood (& Sons) Royal Collection
No comments:
Post a Comment