Thursday 11 November 2021

Roskilde, Denmark

 


Кафедральный собор в Роскилле (Roskilde Cathedral) — расположенный в восточной Дании на острове Зеландия главный собор и достопримечательность Дании, усыпальница датских королей, являющий собой яркий образец кирпичной готики. С 1995 года собор внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия. Из других великолепных готических соборов Европы читателям также могут быть интересны Кельнский и Ахенский соборы в Германии, Амьенский, Реймсский, Шартрский, Руанский и Буржский соборы во Франции, готические монастыри Алкобаса и Баталья в Португалии.

Кафедральный собор в Роскилле, сердце Дании

История Дании начинается в Роскилле. Именно этот город, расположенный в 40 км к западу от Копенгагена, стал первой столицей страны. По преданию, поселение на месте Роскилле в незапамятные времена основал легендарный король Ро, или Хродгар, чьи владения терроризировало ужасное чудовище Грендель, убитое героем Беовульфом. 

Многочисленные курганы в окрестностях города свидетельствуют, что в конце I тысячелетия н. э. эта местность был густо заселена, а на месте нынешнего собора, вероятно, находился общеплеменной религиозный центр.

Судя по данным исторических источников, Роскилле, как город, возник в эпоху викингов, приблизительно в 990 г., и его основателем был король Харальд Синезубый, о чем сообщает руническая надпись, найденная близ города. Король Харальд построил здесь и первую деревянную церковь, в которой, вероятно, он был и погребен.

Роскилле стал первой резиденцией датских королей. В XI столетии он уже являлся одним из самых больших и наиболее важных городов Северной Европы. Здесь насчитывалось около 10 тысяч жителей, 14 приходских церквей и пять монастырей. Первое официально подтвержденное строительство на месте собора было начато епископом Вильгельмом между 1060-1073 и было завершено его преемником Свеном Нордмандом около 1080.

Церковь была построена с использованием травертина, камня, найденного в изобилии вокруг фьорда Роскилле. Это была базилика в романском стиле с полукруглыми арками и плоским потолком, западный вход обрамляли две башни. Храм обнесли каменными стенами, чтобы он гарантировал при необходимости убежище и безопасность.

Городская хроника повествует, что эта церковь была украшена короной, мраморными колоннами и каменной резьбой, а с северной стороны к ней примыкало общежитие-монастырь для священников.

В 1157 году начали расширять площадь собора. Монахи с юга принесли в Данию искусство обжига кирпича и новый материал с успехом использовали в строительстве. Проект собора составлялся при активном участии епископа Педера Сунессона, который незадолго до того побывал во Франции и теперь горел желанием воплотить на датской земле великие достижения французской готики. Вероятно, во многом благодаря его влиянию позднероманский в целом собор Св. Луки приобрел готические черты.

В 1170 году основатель Копенгагена, епископ Абсалон, не только священнослужитель, но и политик и воин, строит на месте церкви новый кирпичный храм, которому суждено стать важнейшим собором Дании.

Несмотря на то что здание собора в основном было готово уже к 1300 г., его строительство продолжалось вплоть до XV столетия. В 1443 г. большие повреждения недостроенному собор причинил огромный пожар. В 1513–1529 гг., при епископе Арне, кровлю храма покрыли медным листом, а в XVII в. две четырехугольные башни западного фасада увенчали тонкими медными шпилями.

Позже к зданию были пристроены подъезды и часовни, выполненные в различных стилях и направлениях, и это позволило собору стать ярчайшим примером изменения стилей и хронологии как датской, так и европейской архитектуры и искусства.

Собор в Роскилле был первым готическим собором, построенным из кирпича, способ строительства которого послужил примером для распространения готического стиля на всей территории северной Европы. Архитектура его сочетает в себе как элементы готики, так и черты романского стиля.

Собор Роскилле, некрополь датских монархов

С XIV века собор служит усыпальницей для датских монархов. 39 королей и королев Дании захоронено в различных щедро украшенных саркофагах, находящихся на территории собора и за его пределами. Первым захоронением в соборе стала расположенная сразу за алтарем усыпальница королевы Маргрете I Датской, умершей в 1412 году.

Сначала она была похоронена в семейной часовне, но через год епископ Педер Йенсен Лодехат, который был канцлером королевы и ее духовником, перенес ее тело в собор Роскилле. Церемония захоронения была масштабной и богатой. В ней приняли участие король Эрик VII, дворяне и все датские епископы.

Собору были переданы богатейшие дары: золотые украшения, драгоценные чаши, дворяне раздавали всем находившимся в храме монеты. Так была положена традиция хоронить в соборе Роскилле королевских особ. 14 мая 1443 огонь охватил Роскилле, уничтожив большую часть города. Собор был сильно поврежден, и его не могли восстановить до 1463.

Епископ Олаф Мортенсен гарантировал отпущение грехов тому, кто поможет в восстановительных работах. Восстановили всем миром, но ненадолго. Времена Реформации и война со шведами не пощадили храм. Имущество, богатейшего в стране собора было беспощадно конфисковано.

Среди наиболее ценных вещей собора была деревянная статуя Святого Луки, покрытая золотом и драгоценными камнями, но отстоять ее не удалось, статую забрали шведы. Вдобавок шведы забрали с собой домотканый стяг королевы, ее парадное парчовое платье и точильный камень, посланный ей в свое время шведским королем Альбрехтом Мекленбургским (он был главным конкурентом королевы на шведский престол, и его войска Маргрете разобьет, захватив его трон; широко известно высказывание шведа, что, мол, «Маргрете – король без штанов»).

Платье было подарено шведской королеве Элеоноре и в настоящее время находится в Упсале. Позади саркофага королевы Маргарет имеется гробница ее брата, Кристофера, умершего в 1363 г. Усыпальница украшена печальным рыцарем и герцогским гербом.

Все гробницы монархов, членов королевских семей в соборе создавались индивидуально и каждое из них настоящее произведение искусства. Могилы с надгробиями отличаются друг от друга по стилю – от сдержанного скромного до эксцентрично-вычурного.

Самые роскошные надгробья – у королей Кристиана III и Фредерика II, выполненные лучшими голландскими мастерами в ренессансном стиле. Скорее всего, мастеров вдохновили античные мавзолеи – саркофаги обильно украшены скорбящими скульптурами. На вершине усыпальницы Фредерика II имеется слон – символ Ордена слона.

А вот первому представителю династии Ольденбургов, Кристиану I и его супруге, королеве Доротее, памятника, по сути, как бы и нет – его заменяет великолепно расписанная фресками капелла Волхвов. Замысел основателя династии как раз и состоял в том, чтобы создать королевскую усыпальницу, но история рассудила иначе – и сыновья и внук короля были похоронены в Оденсе и Шлезвиге, и только после Реформации их прах перевезли в Роскилле.

В капелле Волхвов, построенной в XV веке, можно увидеть колонну, на которой сделаны зарубки с отметками роста некоторых монархов, самым высоким из которых, судя по всему, был Кристиан I, имевший рост 2.1 метра.

Рядом с часовней прадеда король-строитель Кристиан IV построил свою часовню, украшенную семью фигурами, изображающими христианские добродетели. Орнамент кованой решетки весьма затейлив, также попадаются изображения мифических животных и таких существ, что есть даже поверье, что дизайнером был сам дьявол.

Правда, легенду тут же опровергает подпись вполне земного мастера возле боковой двери – «Моя имя – Каспар Финк, и своей известностью я обязан этой работе». Кстати, именно этот мастер выполнил решетки для Круглой башни в Копенгагене.

На стене часовни изображено морское сражение при Колбергерхейде, когда король, командовавший датским флотом, был ранен в глаз. На другой – изображения сподвижников короля-строителя, таких, к примеру, как астроном Тихо Браге. Обе картины появились здесь после реставрации 1866 г.

В капелле Кристиана IV находятся также саркофаги Кристиана V и Фредерика IV и их жен – на гробницах изображены сами короли и события из их жизни. Вторая — морганатическая — жена короля Фредерика IV, дочь канцлера Ревентлов, также погребена в соборе, но в часовню к королям ее не допустили – сын короля решил, что мачеха недостойна, и она с тремя своими детьми от короля похоронены в северной башне собора.

А начиналось все романтично — не разведясь с первой женой, король выкрал 19-летнюю графиню из замка Клаусхольм (около Раннерса) и тайно женился на ней в Сканнерборге… Только спустя 9 лет, когда умерла официальная жена, король повторно женился на Анне-Софии и официально объявил её королевой.

В противоположность пышной часовне Кристиана IV можно привести сравнительно новую пристройку 1972 года — непритязательную часовню из кирпича восьмиугольной формы короля Фредерика IX, находящуюся вне стен церкви. К числу примечательных надгробий можно отнести и саркофаг королевы Маргрете I, выполненный из белого мрамора.

Капелла короля Фредерика V выполнена архитектором Харсдорфом в стиле неоклассицизм, что послужило поводом к распространению этого стиля в Дании. Она украшена римской колонной, медальонами с портретами и погребальными урнами – настоящий, классический памятник скорби! У ног короля – две женские фигуры, символизирующие Данию и Норвегию. Примечательны также стойки для церковного хора, каждая из которых украшена замысловатыми сюжетами из Старого и Нового Завета.

В часовне 12 надгробий, хотя рассчитано пространство явно на меньшее количество, поэтому тут несколько тесновато. Хоронили здесь в течение целого столетия, поэтому саркофаги разные по стилистике – гробница Софии Магдалины аскетичная, а саркофаги Кристиана VII и его жены выполнены в стиле ампир.

Запрестольный образ был выполнен фламандскими мастерами около 1560 г. для одного из испанских городов, и его история появления в Роскилле весьма поучительна: как известно, датчане брали со всех проходящих через пролив Зунд судов т.н. «датскую пошлину», установленную еще Эриком Померанским. Размер налога определялся стоимостью груза, которую капитан корабля озвучивал таможне.

Хитрость была в том, что таможня могла либо поверить на слово и корабль пропустить, либо приобрести груз за указанную цену. Так алтарь был куплен у пожадничавших испанцев за символическую сумму и передан собору в Роскилле. Картины на крыльях алтаря изображают сцены из жизни Иисуса с рождения и до распятия. После того, как собор пострадал от пожара в 1968 году, известной художницей Анной Томмесен было создано новое полотно алтаря.

Часовни, а их множество, построены в готическом стиле под стать собора, памятники выполнены лучшими скульпторами. Например, Эдвард Эриксен, автор знаменитой «Русалочки» вырезал из белого мрамора для одной из часовен статуи под названием «Горе», «Память», и «Любовь». А его жена Элин Эриксен была моделью и для морской принцессы и для скорбящих ангелов. Гробы монархов разрабатывались по индивидуальным проектам из мрамора или редких пород древесины.

Есть у собора и связь с Россией. После смерти Марии Федоровны в 1928 году, и после короткой церемонии в церкви Александра Невского в Копенгагене, гроб вдовствующей императрицы был помещен в часовне рядом с могилой ее родителей. В 1957 году гроб был помещен в склеп под часовней и находился там до сентября 2006 года, когда он был возвращен в Россию.

Особого внимания заслуживают также часы, датируемые началом XVI века, расположенные на внутренней стороне южной стены, над входом в собор. Крошечная фигура Святого Георгия верхом на лошади отмечает каждый час, повергая дракона, который издает громкий рев, отдающийся глухим эхом в церкви. А фигурка женщины трясется в ужасе от страха, но вскоре берет себя в руки и замирает, чтобы часы могли отбить четверть часа. Рассказывают, что это жительница Роскилле по имени Кирстен Кимер, которая приставала к занятым людям с праздными разговорами, и за ней в одно прекрасное утро явился сам сатана, утащив ее в ад.

Собор является привлекательным местом для посещения туристами, количество которых ежегодно составляет около 125 000. Именно этот собор, возвышающийся над скромным городским пейзажем словно мираж, сделал Роскилле духовной столицей Дании и северной Европы. В храме в течение всего года проводятся концерты.

No comments: