Thursday, 24 December 2020

Václav (Wenceslaus) Hollar

 

Wenceslaus Hollar (Bohemian, Prague 1607–1677 London)
Head and shoulders of a woman with a veil and diaphanous neckware
1645

 

Wenceslaus Hollar Bohemian
Self-Portrait
17th century

 

Wenceslaus Hollar Bohemian
Young woman with a conical hat to right
1645

 

После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Холлара разорилась и Вацлав, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника. Самые ранние его работы, дошедшие до нас, датируются 1625—1626 годами. Это небольшие гравюры, одна из которых — копия картины Альбрехта Дюрера «Мария с младенцем». Творчество Дюрера оказало сильное влияние на Холлара.

 

Helmeted Head wtih Bird's Head Crest,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Catherine of Braganza,1661
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with houpette on forehead turned to left,1643
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with circular ruff, bonnet and hair-pin, in profile to right,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Head of Young Man,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

В 1627 году Холлар отправился во Франкфурт, где работал под руководством швейцарского гравёра и издателя Маттеуса Мериана Старшего, затем переехал в Страсбург, а в 1633 года — в Кёльн. В Кёльне на Холлара обратил внимание известный коллекционер и любитель искусства Томас Говард (21-й граф Арундел), пребывавший в то время у двора императора. С ним Холлар посетил Вену и Прагу и в 1637 году прибыл в Англию, ставшую его домом на многие годы[1]. Холлар проживал в доме графа, но работал не только для него, а вынужден был сотрудничать с издателями, от которых зависел.

 

Mary Villiers, Dutchess of Lennox and Richmond,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

William Fenner, Rector of Rochford,1656
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Wenceslaus Hollar Bohemian
Pietro Aretino
1649

 

Wenceslaus Hollar Bohemian
Hyems - Winter (Three-quarter-length seasons)
1641

 

Aestas - Summer (Three-quarter-length seasons),1641
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Autumnus - Autumn (Three-quarter-length seasons),1641
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

В первый год пребывания в Англии он создал для одного из продавцов гравюр величественное произведение «Вид Гринвича» длиной около 1 метра и получил за неё 30 шиллингов. Позже Холлар зафиксировал цену за свою работу в размере 4 пенсов за час и замерял время с помощью песочных часов. После начала в 1642 году гражданской войны (см. Английская революция) лорд Арундел покинул Англию и Холлар перешёл на службу к герцогу Йоркскому, переехав к нему вместе с женой и двумя детьми.

 

Ver - Spring (Three-quarter-length seasons),1641
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Charles II,1649
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Frances Stuart, Countess of Portland,1650
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with a Wreath of Oak Leaves,1646
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Richard Weston, Earl of Portland,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Вместе с другими деятелями искусства, Иниго Джонсом и Уильямом Фейторном, Холлар находился в замке Basing House (графство Хэмпшир), в котором укрылись сторонники короля Карла I во время осады (продолжалась до 1645 года). В 1643—1644 годы он создал несколько сотен гравюр, что говорит о его поразительном трудолюбии. Холлар был пленён, но позже либо бежал, либо был освобождён, присоединился к лорду Арундел в Антверпене и оставался там 8 лет (1644—1652). Это было время расцвета его творчества, он создавал прекрасные гравюры разных типов. В 1652 году он вернулся в Лондон и жил у гравёра Уильяма Фейторна около ворот Темпл Бар на западной окраине Лондона.

 

James, Duke of York,1651
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with large circular fur hat and earrings,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with stiff lace collar and flat-crowned fur hat,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

В последующие годы были изданы многие книги с иллюстрациями Холлара: «Вергилий и Гомер» Дж. Оджилби (John Ogilby, 1600—1676), «Ювенал» Р. Стэплтона (Robert Stapylton, ок. 1608—1669), «Warwickshire, St Paul’s and Monasticon» У. Дагдейла (William Dugdale, 1605—1686). Продавцы книг продолжали обманывать простодушного иностранца, претворяясь, что они откажутся от его работ, и вынуждая его снижать цену за свои работы. Восстановление монархии не привело к улучшению его положения, королевский двор не оказывал помощь Холлару. Во время чумы он потерял сына, который подавал надежды в искусстве рисования.

 

Woman with dark hair and a bow in profile to the left,1642
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with broad brimmed hat,1642
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with circular lace ruff,1644
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Head of a young man, turned slightly to right,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

An Old Man and a Girl, after Hulsman,1635
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

После разрушительного пожара 1666 года в Лондоне Холлар исполнил несколько «Видов Лондона». Возможно, что успех этих работ побудил короля в 1668 году отправить его в Танжер для создания видов города и фортов. Во время возвращения в Англию произошёл бой между судном «Мэри Роуз», на котором плыл Холлар, и семью алжирскими военными кораблями, запечатлённый Холларом для «Африки» Дж. Оджилби.

В Англии Холлар прожил ещё 8 лет, продолжая свою работу. В 1670 году он создал одну из лучших своих работ — большую гравюру с изображением Эдинбурга. Умер Холлар в нищете, не дожив несколько месяцев до своего 70-летия.

 

A variety of heads,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Frontispiece to 'Eikon Basilike',1649
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Antique bust of a woman,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Bearded man with chain necklace,1647
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Холлар работал в технике офорта. Часто выпускал иллюстрированные серии. Разнообразие его работ впечатляет. Он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы: виды городов, портреты, изображения кораблей, пейзажи, натюрморты, произведения на религиозные и геральдические темы, изображения женских костюмов, анималистические композиции. Его виды городов и архитектурных сооружений (таких, как соборы в Антверпене и Страсбурге) топографически точны и в то же время в них присутствует художественный замысел.

 

Head of a young woman in profile to right,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Head of an old man with a large beard,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

After Leonardo da Vinci (Italian, Vinci 1452–1519 Amboise)
Head and shoulder of a child, in profile to right,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Woman with string of pearls in her hair looking downwards to right,1645
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Холлар мог создавать почти точные копии произведений других художников (например, изображение чаши по рисунку Андреа Мантеньи). Его «Theatrum mulierum» и другие сборники показывают с исторической точностью жизнь людей того времени. Созданные им портреты — область искусства, в которой он был несправедливо недооценён, — отличаются изяществом и художественной силой.

 

William Dugdale,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Mary, Princess of Orange,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Spring, from The Seasons,1643–44
Wenceslaus Hollar

 

Autumn, from The Seasons,1643–44
Wenceslaus Hollar

 

Summer, from The Seasons,1643–44
Wenceslaus Hollar

 

Winter, from The Seasons,1643–44
Wenceslaus Hollar

 

Почти полная коллекция работ Холлара хранится в Британском музее и в библиотеке Виндзорского замка. Первый каталог его произведений создан в 1745 году (2-е издание в 1759 году) Джорджем Вертью. В 1853 году Густав Партей (Gustav Parthey) и в 1982 году Ричард Пеннингтон (Richard Pennington) создали каталоги гравюр Холлара. Сейчас составляется новый полный иллюстрированный каталог для включения его в «Hollstein series».

Холлару принадлежит знаменитая гравюра «Подлинный портрет кота Великого князя Московского» (1663) на которой изображён кот царя Алексея Михайловича.

 

Wenceslaus Hollar Bohemian
Mulier Basiliensis (Woman of Basel)
1644

 

Wenceslaus Hollar Bohemian
Mulier Basiliensis (Woman of Basel)
1644

 

Virgo Argentinensis. (Unmarried woman from Strasbourg),1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Nobilis Mulier Brabantica, (Noblewoman from Brabant),1648
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

English Lady in Winter Costume (The Winter habit of ane English Gentlewoman),1644
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Mulier primaria Antuerpiensis, in ornatus domestica (Gentlewoman of Antwerp in domestic adornment),1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Figure of a Lady Standing,1625–77
Wenceslaus Hollar Bohemian

 

Earl of Essex on Horseback,1643
Wenceslaus Hollar Bohemian


No comments: