Жозеф Дезирé Кур- известный портретист и живописец исторического жанра. Работал директором музея искусства в Руане.
Его направление - это романтическая живопись в форме сентиментализма.
Такое направление в искусстве было популярно в России, Англии и Германии. К сожалению, на родине художника был несколько другой взгляд на романтизм: бурные, яркие краски в исторических сюжетах, а Joseph Désiré Court в своих картинах применял намного более широкое и разностороннее выражение романтизма. Полный каталог его работ насчитывает более 900 произведений.
Риголетта стремится развлечься во время отсутствия Жермена
Жозеф Дезирé Кур родился 14 сентября 1797 года в Руане. Еще в детстве, скопировав портрет матери кисти художника Гиацинта Риго, Жозеф показал всем свой талант и интерес к живописи. Поэтому мальчика отдали в муниципальную школу рисования Жана-Батиста-Марка-Антуана Декампа, где его первые шаги в творчестве и изучение азов прошли под руководством сына Декампа, профессора и куратора музея Руана. Жозеф не раз занимал первые места в школьных конкурсах.
В 1817 Кур поступил в Академию изящных искусств в Париже, где учился у Жана-Антуана Гро. На занятиях Гро Жозефа привлекала, прежде всего, тайна силы цвета, которая затем будет отличать его самые известные произведения.
Екатерина Алексеевна Щербатова (1818-1869), дочь князя А.Г.Щербатова и С.С.Апраксиной, была замужем за князем Ил.Ил.Васильчиковым (1805-1862).
Стипендия, которую молодой художник получал от своей семьи во время пребывания в Париже и учебы в Академии, была весьма ограниченной. Она уходила на оплату часов в студии, когда она была свободна, и на приобретение материалов для работы. Кроме того, однажды Кур не выдержал и купил по низкой цене столик работы известного дизайнера мебели, автора статуэток, ваз и украшений Альфонса Жиру. Буквально через полвека работы Жиру будут считаться раритетами.
Femme au tambourin
Еще учась в Париже, Жозеф мечтал посетить Рим, чтобы завершить свое художественное образование у классических античных истоков. Надежды на помощь, вернее финансирование, семьи у него не было. В Академии он узнал, что поездку можно совершить за счет государства, если выиграть, так называемый, Римский конкурс, на который все студенты могут представлять свои работы. Молодой самоуверенный юноша пообещал друзьям: «Ну что ж! Я выиграю этот приз!» И спустя пару лет, он выполнил свое обещание.Le Masque
6 октября 1821 году Кур был награжден Главным призом de Roma за картину «Далила передает филистимлянам Самсона» (1821, Музей Ecole Normal Supriur, Париж).
Этот успех помог Жозефу попасть на несколько лет в Вечный город, где среди шедевров искусства исполнялись его сокровенные желания. Молодой художник использовал эту поездку в Рим, чтобы воплотить свои задумки и создать новые картины, которые позволили бы ему войти «не бедным родственником» на выставки Салона.
La Venitienne au Bal Masque, 1837
В 1827 Кур представил в Салоне «Потоп» (1827, Музей искусств, Лион) и «Смерть Цезаря» (Лувр), которая имела грандиозный успех и была сразу куплена государством для Люксембургского дворца. Второй раз она выставлялась в 1855 году для передачи в коллекцию Лувра. Эта картина получила столь высокую оценку в основном за драматическую композицию. Хотя многие считают «Смерть Цезаря» главным и самым талантливым произведением художника.
В аннотациях к выставке критики писали, что «Потоп» подвел итоги ученичества у Гро и показал уверенный и яркий талант Кура.Сцена потопа
Уже в следующем 1828 году Кур подал свое резюме и заявление в Академию художеств с просьбой принять его членом-корреспондентом названного учреждения. И снова фарт! 27 июня 1828 Академией художеств Руана Куру присвоено звание члена-корреспондента, художник также получил заказ на оформление театра Корнеля.
Хотя Академия обратилась к художнику с заказом на станковую живопись, Кур сказал: "Я не хочу рисовать Корнеля в миниатюре" и написал большое историческое полотно.
На открытом заседании 30 августа 1831 года Академия вручила художнику Золотую медаль имени Пуссена, в знак признательности и благодарности.
La Sortie Du Bal
Правительство в 1830 году объявило конкурс на выполнение картин для украшения нового зала в палате депутатов. Были даны три темы, героями полотен должны были стать Луи-Филипп, Boissy d'Anglais и Мирабо.
Кур участвовал в этом конкурсе и получил приз за вторую тему, но посчитал, что жюри вынесло неправильное решение. Недовольный решением жюри, Кур не стал работать над заказом, но, чтобы привлечь общественное мнение, на свой страх и риск, написал все же картину внушительных размеров на эту тему (4,80 х8,08 метров) и показал ее в Салоне 1833 года. И эскиз, и сама картина хранятся в музее Руана. Впрочем, стоит отметить, что и Луи-Филипп, и Мирабо со временем будут изображены на полотнах Кура.
Работы де Кура содержат много исторических тем. Среди наиболее известных - «Король Людовик Филипп под флагами Национальной гвардии, 29 августа 1830» (Музей Версаля) и «Брак короля Бельгии Леопольда I с Луизой Орлеанской».Свадьба Леопольда I Бельгийского и Луизы Орлеанской
Свадьба Леопольда I Бельгийского и Луизы Орлеанской (деталь)
Кур оформлял также по просьбе префекта Сены Рамбутье «Премьер салон» в гостинице De Ville в Париже, написав в 1841 году восемнадцать панелей.
Но прежде всего Кур был успешным портретистом и при дворе, и в высших кругах аристократии, поскольку обладал особым талантом именно в портретной живописи.
Стоит отметить, что Кур преуспел и в области мужского портрета, написав замечательные полотна, изображающие целую галерею военных, а также своих друзей и коллег.
Portrait d'amiral
Есть сведения, что Кур в начале 1840х приехал в Россию, пытаясь получить работу у Огюста Монферрана (1786-1856) в период строительства Исаакиевского собора. Работу, по видимому, он получил, поскольку в 1850 году расписывал купол этого собора.
Кроме того в музее французского города Руана есть прекрасный портрет Монферрана в медвежьей шубе с перстнем (личная награда от царя) у слегка заснеженной колоннады Исакия кисти Кура.
Есть также несколько портретов художника в Санкт-Петербургском Эрмитаже и в филиале Русского музея в Михайловском Замке. Среди них наиболее известен портрет великой княжны Елены Павловны.
С ростом популярности, которая сопровождала его работам, мастерская художника не переставала принимать заказы. Среди его заказчиков были и именитые особы - сам король Луи-Филипп, его сестра Аделаида, король и королева Дании, папа Пий IX, кардинал принц де Крой, архиепископ Сибур, маршалы Сульта и Пелисье и многие другие.Кристиан VIII или Кэролайн Амалия
Несмотря на многочисленные работы и именитых заказчиков, которые должны были принести финансовый успех, мастерскую в центре Парижа и другие почести, Кур работал в своей мастерской, которую организовал в старой больнице Saint-Germain-en-Laye (ныне там находится музей другого художника – Мориса Дени). При этом Кур уже давно мечтал возвратиться в свой родной Руан.Гильберт Мотье маркиз де Ла Файетт (1757-1834) генерал-лейтенант, 1791
11 мая 1853 года Кур был назначен куратором музея в Руане, в этой должности художник находился до самой смерти, проявляя добросовестное усердие и развивая активную деятельность. Он, прежде всего, занялся реставрацией и реконструкцией здания музея.
Поддержанный руководством города, желающим помогать художественному развитию искусств в Нормандии, Кур смог проводить в стенах музея и свои персональные выставки, чего не было прежде в его карьере.
Впервые это произошло в 1859 году. Кур в Музее Руана организовал выставку работ Ари Шеффера. На закрытии экспозиции друзья Кура настоятельно просили Кура организовать и свою персональную выставку. Художник и директор в одном лице уступил их мольбам.
Portrait de la Marquise Chasseloup-Laubat
Но несмотря на работу и время, потраченные на организацию и проведение своей выставки, Кур при этом потребовал, чтобы весь доход от выставки был полностью выплачен в пользу Союза художников. Кстати, многие отмечали его доброжелательность и щедрый характер.
В 1863 году Кур начал писать «Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме». Точное название его последней крупной работы - Мученичество Святой Агнессы на римском Форуме, в год 303, при Диоклетиане.
Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме
Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме (деталь)
Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме (деталь)
Историк искусства Шарль Клемент писал: «По нашему мнению, художник воспользовался самыми последними археологическими открытиями, и его работа выглядит правдоподобно. Каждая деталь, представленная в картине, соответствует зданию, которое существовало на самом деле».
При этом критики указывали, что картина представляет собой странную смесь различных влияний, от Ле Брюна в фигурах на переднем левом крае до Рафаэля и Антуана Карона. Тем не менее, она остается весьма оригинальной работой художника и выделяется среди других картин Кура этого периода.
The Gleaner
В этом же году «Мученичество Агнесы» было выставлено в Салоне и привлекло внимание критики. Это был своего рода посмертный привет художника нации, которой он посвятил все свое творчество, и которая ничем не помогла ему в последние месяцы, когда Кур тяжело болел, и даже не смогла достойно проводить в последний путь.
Художник умер в начале 1865 года в возрасте 68 лет в Париже.
"Cimetière monumental de Rouen"
Следуя воле художника, его похоронили на монументальном Кладбище Руана, а деньги на памятник были собраны по подписке Обществом любителей искусств.
За свою творческую жизнь художник был награжден несколькими медалями на крупных выставках в Лувре. В 1838 году он стал кавалером ордена Почетного легиона, а позже был награжден орденом Датского национального флага Дании.
Работы Жозефа Дезире были выставлены на аукционах около 60 раз, по цене от 152 до 9 830 долларов США. С 1987 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 9 830 долларов США за картину ниже "Portrait de femme", проданную на Christie's Paris в 2015 году.
"Portrait de femme"
Portrait of Madame Pouchet
Portrait de femme
Шато де Шантильи, двор Жозефа Дезире, портрет Луизы Орлеанской
Woman Reclining On A Divan
Графиня де Пагес, урожденная Корнеллан, как святая Екатерина
Jeune femme assise
Jeune femme assise
No comments:
Post a Comment