В наши дни капеллу посещает множество туристов, но исключительно небольшими группами и по предварительному заказу. Капелла была построена по воле богатого влиятельного купца и ростовщика Энрико Скровеньи и украшена фресками Джотто (Giotto), которые выполнил эту работу за 855дней в период с 1304 по 1306 гг. Интерьер постройки, прилегающей к богатому дворцу, построенному на месте римского амфитеатра 60-х годов до н.э., и служившей семейной капеллой, представляет собой около 1000 кв.м живописных работ, посвященных Ветхому и Новому Завету. Здесь можно увидеть самый знаменитый фресковый цикл Падуи, почти "визитную карточку" города.
"Страшный суд" , 1304
«Страшный суд», деталь.
У тех, кто находится в капелле, создается впечатление, будто они находятся внутри ковчега с многочисленными иллюминаторами, обрамляющими медальоны с изображением Христа среди евангелистов и пророков. Особенными представляются сцены, изображающие добродетели и семь смертных грехов, это самое настоящее наглядное пособие по поведению для христиан того времени. Под сводчатым потолком с изображением звездного неба, которое подпирают расписанные под мрамор стены, фигуры с обильными драпировками выглядят естественно и реалистично, наглядно повествуя о фрагменте истории христианства, вдохновившем теолога Августина. Свою работу Джотто завершил в совсем молодом возрасте, когда ему не было еще и сорока, но созданный им шедевр считается во всем мире сравнимым только с расписанной кистью Микеланджело Сикстинской Капеллой (Cappella Sistina) в Риме.
Капелла похожа на дворец: росписи Джотто покрывают вплотную боковые стены, стену у входа, потолок и арку, замыкающую неф перед алтарём. По всей вероятности, иконографическая программа капеллы была составлена духовным лицом: это мог быть изображённый на фреске входной стены монах, помогающий Энрико Скровеньи преподнести Деве Марии небольшую модель капеллы. Фрески, разделенные на несколько разных разделов, представляют общие истории из Библии, жизни Христа, а также пороков и достоинств человека.
Встреча Марии и Елизаветы
Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто — величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом, связанным друг с другом как сцены одного рассказа. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик, все они имеют схожий тип лица. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут говорить. Чувственность, чистота человеческих взаимоотношений, сила добра и любви – все это заставляет задерживать взгляд на фреске долго и испытывать необъяснимое чувство душевного тепла. Именно фрески сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира. Великий тосканский художник Джотто, cоздавая cвои фрески, руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).
Джотто использовал приём — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл "Аллегории Добродетелей и Пороков" выполнен монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.
Джотто ди Бондоне. "Справедливость (Правосудие)"
Джотто ди Бондоне. "Милосердие".
Джотто ди Бондоне. "Bepa."
Джотто ди Бондоне. "Haдeждa".
Джотто. "Благоразумие", 1306 г.
No comments:
Post a Comment