Thursday, 17 October 2019

Joseph Désiré Court

Портретист и живописец исторического жанра Жозеф Дезирé Кур (Корт)

 

PRESUMED PORTRAIT OF MISS WHITE, 1838 (продано за 27 017,88 Долларов США на Sotheby's, 26.06.19)
Автор - Alexandra-Victoria
Joseph Désiré Court (French, 1797–1865)
Портретно-Жанровое с аукционов и музеев



Портрет молодой швейцарской женщины с фруктами

Жозеф Дезирé Кур (Корт)/Joseph Désiré Court (14 сентября 1797 г.

- 23 января 1865 г.) - известный портретист и живописец исторического жанра. Работал директором музея искусства в Руане.

Его направление - это романтическая живопись в форме сентиментализма.
Такое направление в искусстве было популярно в России, Англии и Германии. К сожалению, на родине художника был несколько другой взгляд на романтизм: бурные, яркие краски в исторических сюжетах, а Joseph Désiré Court в своих картинах применял намного более широкое и разностороннее выражение романтизма. Полный каталог его работ насчитывает более 900 произведений.


Риголетта стремится развлечься во время отсутствия Жермена
Жозеф Дезирé Кур родился 14 сентября 1797 года в Руане. Еще в детстве, скопировав портрет матери кисти художника Гиацинта Риго, Жозеф показал всем свой талант и интерес к живописи. Поэтому мальчика отдали в муниципальную школу рисования Жана-Батиста-Марка-Антуана Декампа, где его первые шаги в творчестве и изучение азов прошли под руководством сына Декампа, профессора и куратора музея Руана. Жозеф не раз занимал первые места в школьных конкурсах.

В 1817 Кур поступил в Академию изящных искусств в Париже, где учился у Жана-Антуана Гро. На занятиях Гро Жозефа привлекала, прежде всего, тайна силы цвета, которая затем будет отличать его самые известные произведения.



Екатерина Алексеевна Щербатова (1818-1869), дочь князя А.Г.Щербатова и С.С.Апраксиной, была замужем за князем Ил.Ил.Васильчиковым (1805-1862).

Стипендия, которую молодой художник получал от своей семьи во время пребывания в Париже и учебы в Академии, была весьма ограниченной. Она уходила на оплату часов в студии, когда она была свободна, и на приобретение материалов для работы. Кроме того, однажды Кур не выдержал и купил по низкой цене столик работы известного дизайнера мебели, автора статуэток, ваз и украшений Альфонса Жиру. Буквально через полвека работы Жиру будут считаться раритетами.



Femme au tambourin

Еще учась в Париже, Жозеф мечтал посетить Рим, чтобы завершить свое художественное образование у классических античных истоков. Надежды на помощь, вернее финансирование, семьи у него не было. В Академии он узнал, что поездку можно совершить за счет государства, если выиграть, так называемый, Римский конкурс, на который все студенты могут представлять свои работы. Молодой самоуверенный юноша пообещал друзьям: «Ну что ж! Я выиграю этот приз!» И спустя пару лет, он выполнил свое обещание.


Le Masque

6 октября 1821 году Кур был награжден Главным призом de Roma за картину «Далила передает филистимлянам Самсона» (1821, Музей Ecole Normal Supriur, Париж).
Этот успех помог Жозефу попасть на несколько лет в Вечный город, где среди шедевров искусства исполнялись его сокровенные желания. Молодой художник использовал эту поездку в Рим, чтобы воплотить свои задумки и создать новые картины, которые позволили бы ему войти «не бедным родственником» на выставки Салона.


La Venitienne au Bal Masque, 1837

В 1827 Кур представил в Салоне «Потоп» (1827, Музей искусств, Лион) и «Смерть Цезаря» (Лувр), которая имела грандиозный успех и была сразу куплена государством для Люксембургского дворца. Второй раз она выставлялась в 1855 году для передачи в коллекцию Лувра. Эта картина получила столь высокую оценку в основном за драматическую композицию. Хотя многие считают «Смерть Цезаря» главным и самым талантливым произведением художника.
В аннотациях к выставке критики писали, что «Потоп» подвел итоги ученичества у Гро и показал уверенный и яркий талант Кура.


Сцена потопа

Уже в следующем 1828 году Кур подал свое резюме и заявление в Академию художеств с просьбой принять его членом-корреспондентом названного учреждения. И снова фарт! 27 июня 1828 Академией художеств Руана Куру присвоено звание члена-корреспондента, художник также получил заказ на оформление театра Корнеля.
Хотя Академия обратилась к художнику с заказом на станковую живопись, Кур сказал: "Я не хочу рисовать Корнеля в миниатюре" и написал большое историческое полотно.
На открытом заседании 30 августа 1831 года Академия вручила художнику Золотую медаль имени Пуссена, в знак признательности и благодарности.


La Sortie Du Bal

Правительство в 1830 году объявило конкурс на выполнение картин для украшения нового зала в палате депутатов. Были даны три темы, героями полотен должны были стать Луи-Филипп, Boissy d'Anglais и Мирабо.
Кур участвовал в этом конкурсе и получил приз за вторую тему, но посчитал, что жюри вынесло неправильное решение. Недовольный решением жюри, Кур не стал работать над заказом, но, чтобы привлечь общественное мнение, на свой страх и риск, написал все же картину внушительных размеров на эту тему (4,80 х8,08 метров) и показал ее в Салоне 1833 года. И эскиз, и сама картина хранятся в музее Руана. Впрочем, стоит отметить, что и Луи-Филипп, и Мирабо со временем будут изображены на полотнах Кура.

Работы де Кура содержат много исторических тем. Среди наиболее известных - «Король Людовик Филипп под флагами Национальной гвардии, 29 августа 1830» (Музей Версаля) и «Брак короля Бельгии Леопольда I с Луизой Орлеанской».


Свадьба Леопольда I Бельгийского и Луизы Орлеанской

Свадьба Леопольда I Бельгийского и Луизы Орлеанской (деталь)

Кур оформлял также по просьбе префекта Сены Рамбутье «Премьер салон» в гостинице De Ville в Париже, написав в 1841 году восемнадцать панелей.
Но прежде всего Кур был успешным портретистом и при дворе, и в высших кругах аристократии, поскольку обладал особым талантом именно в портретной живописи.



Стоит отметить, что Кур преуспел и в области мужского портрета, написав замечательные полотна, изображающие целую галерею военных, а также своих друзей и коллег.


Portrait d'amiral

Есть сведения, что Кур в начале 1840х приехал в Россию, пытаясь получить работу у Огюста Монферрана (1786-1856) в период строительства Исаакиевского собора. Работу, по видимому, он получил, поскольку в 1850 году расписывал купол этого собора.
Кроме того в музее французского города Руана есть прекрасный портрет Монферрана в медвежьей шубе с перстнем (личная награда от царя) у слегка заснеженной колоннады Исакия кисти Кура.

Есть также несколько портретов художника в Санкт-Петербургском Эрмитаже и в филиале Русского музея в Михайловском Замке. Среди них наиболее известен портрет великой княжны Елены Павловны.


С ростом популярности, которая сопровождала его работам, мастерская художника не переставала принимать заказы. Среди его заказчиков были и именитые особы - сам король Луи-Филипп, его сестра Аделаида, король и королева Дании, папа Пий IX, кардинал принц де Крой, архиепископ Сибур, маршалы Сульта и Пелисье и многие другие.


Кристиан VIII или Кэролайн Амалия

Несмотря на многочисленные работы и именитых заказчиков, которые должны были принести финансовый успех, мастерскую в центре Парижа и другие почести, Кур работал в своей мастерской, которую организовал в старой больнице Saint-Germain-en-Laye (ныне там находится музей другого художника – Мориса Дени). При этом Кур уже давно мечтал возвратиться в свой родной Руан.


Гильберт Мотье маркиз де Ла Файетт (1757-1834) генерал-лейтенант, 1791
11 мая 1853 года Кур был назначен куратором музея в Руане, в этой должности художник находился до самой смерти, проявляя добросовестное усердие и развивая активную деятельность. Он, прежде всего, занялся реставрацией и реконструкцией здания музея.
Поддержанный руководством города, желающим помогать художественному развитию искусств в Нормандии, Кур смог проводить в стенах музея и свои персональные выставки, чего не было прежде в его карьере.
Впервые это произошло в 1859 году. Кур в Музее Руана организовал выставку работ Ари Шеффера. На закрытии экспозиции друзья Кура настоятельно просили Кура организовать и свою персональную выставку. Художник и директор в одном лице уступил их мольбам.


Portrait de la Marquise Chasseloup-Laubat

Но несмотря на работу и время, потраченные на организацию и проведение своей выставки, Кур при этом потребовал, чтобы весь доход от выставки был полностью выплачен в пользу Союза художников. Кстати, многие отмечали его доброжелательность и щедрый характер.

В 1863 году Кур начал писать «Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме». Точное название его последней крупной работы - Мученичество Святой Агнессы на римском Форуме, в год 303, при Диоклетиане.


Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме

Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме (деталь)

Мученичество Святой Агнесы на римском Форуме (деталь)

Историк искусства Шарль Клемент писал: «По нашему мнению, художник воспользовался самыми последними археологическими открытиями, и его работа выглядит правдоподобно. Каждая деталь, представленная в картине, соответствует зданию, которое существовало на самом деле».
При этом критики указывали, что картина представляет собой странную смесь различных влияний, от Ле Брюна в фигурах на переднем левом крае до Рафаэля и Антуана Карона. Тем не менее, она остается весьма оригинальной работой художника и выделяется среди других картин Кура этого периода.


The Gleaner

В этом же году «Мученичество Агнесы» было выставлено в Салоне и привлекло внимание критики. Это был своего рода посмертный привет художника нации, которой он посвятил все свое творчество, и которая ничем не помогла ему в последние месяцы, когда Кур тяжело болел, и даже не смогла достойно проводить в последний путь.

Художник умер в начале 1865 года в возрасте 68 лет в Париже.


"Cimetière monumental de Rouen"

Следуя воле художника, его похоронили на монументальном Кладбище Руана, а деньги на памятник были собраны по подписке Обществом любителей искусств.

За свою творческую жизнь художник был награжден несколькими медалями на крупных выставках в Лувре. В 1838 году он стал кавалером ордена Почетного легиона, а позже был награжден орденом Датского национального флага Дании.

Работы Жозефа Дезире были выставлены на аукционах около 60 раз, по цене от 152 до 9 830 долларов США. С 1987 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 9 830 долларов США за картину ниже "Portrait de femme", проданную на Christie's Paris в 2015 году.


"Portrait de femme"

Portrait of Madame Pouchet

Portrait de femme

Шато де Шантильи, двор Жозефа Дезире, портрет Луизы Орлеанской

Woman Reclining On A Divan

Графиня де Пагес, урожденная Корнеллан, как святая Екатерина

Jeune femme assise

Jeune femme assise


Belle de jour

Elegante dame met parelcollier

Elegante dame met parelcollier

Мадам Ахилль Флобер (1839)

Портреты чилийских бизнесменов девятнадцатого века Исидора Гойенечия и Луис Кусиньо

COUNTESS ALEXANDRA POTOCKA

Alexandra Kolosova


Портрет принца П.Г. Ольденбургского (1812-1881)

Портрет принца П.Г. Ольденбургского (1812-1881)

Bildnis eines Offiziers (Peter von Oldenburg ?)

После Иосифа Дезире Корт, Le Masque

La commission du Musée Napoléon présente à leurs

La commission du Musée Napoléon présente à leurs

Achille donne à Nestor le prix de la sagesse aux jeux Olympiques

Смерть Ипполита

Une jeune fille venen Trouver Le Fleuve Scamandre ou Nymphe et Faune au bain



Tableau appartenant à l'Académie de Rouen intitulé "Corneille accueilli par le Grand-Condé"

Le roi donne les drapeaux à la Garde nationalale de Paris and de la banlieue (29 - 1830)

Сильвен Шарль, граф Вале, маршал де Франс (1773-1846)

Portrait of a young lady

Portrait d'une dame de qualité

Portrait d'une élégante aux perles



Портрет женщины за туалетным столиком с ее канарейками

Портрет женщины за туалетным столиком с ее канарейками

Портрет женщины за туалетным столиком с ее канарейками

Портрет молодой женщины, 1847 г.

Louis-Philippe prêtant serment à la Charte devant les Chambres

Нимфа в бане, 1932

Ольга Алексеевна Щербатова (1829-1879), дочь А.Г.Щербатова и С.С.Апраксиной, замужем за Голицыным.


Olga Ogińska (Kalinowska)


Мария исцеляет больных



Герцогиня де Берри (копия после Томаса Лоуренса)

No comments: