Artemisia Gentileschi 1593-1652. |





Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим — ок. 1653, Неаполь) — итальянская художница эпохи барокко.
Дочь художника. Её отец — Орацио Джентилески, принадлежал к школе Караваджо. Мать умерла, когда дочери было двенадцать. В 1612 году она была обесчещена флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с её отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы.
Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613). К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.
Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в том же 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем.
В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 гг. переехала в Неаполь.
В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I.
Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины.
Автопортрет в образе лютнистки (Self-Portrait as a Lute Player)_77.5 x 71.8_х.,м._Частное собрание.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (Judith Beheading Holofernes)_1611-1612_158.8 х 125.5_х.,м._Неаполь, Музей Каподимонте
Автопортрет в образе аллегории искусства (Self-Portrait as the Allegory of Painting)_1638-1639_98.6 х 75.2_х.,м._Лондон, Хэмптон-корт



Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.
Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 гг. итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988, 1989, 1990, 1991 гг.).

В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссером Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви). В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер.
В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.
Автопортрет в образе мученицы (Self-portrait as a Female Martyr)_ок.1615_31.7 х 24.8_д.,м._Частное собрание


Аллегория риторики (Allegory of rhetoric)_ок.1650_90 х 72_х.,м._Милан, Частное собрание

Аллегория славы (Allegory of Fame)_1630-1635_57.5 х 51.5_х.,м._Частное собрание

Благовещение (Annunciation)_ок.1630_257 х 179_х.,м._Неаполь, музей Каподимонте
Венера и Амур (Спящая Венера) (Venus and Cupid (Sleeping Venus))_1625-1630_96.5 х 143.8_х.,м._Ричмонд, Музей искусства Виргинии

Вирсавия в купальне (Bathsheba At Her Bath)_204.5 х 155.5_х.,м._Частное собрание

Вирсавия в купальне (Bathsheba At Her Bath)_288 х 228_х.,м._Частное собрание

Есфирь перед Артаксерксом (Esther before Ahasuerus)_208.3 х 273.7_х.,м._Нью-Йорк, Музей Метрополитен

Иаиль и Сисара (Jael and Sisera)_1620_86 х 125_х.,м._Будапешт, Музей изобразительных искусств


Кающаяся святая Мария Магдалина (Saint Mary Magdalen in Penitence)_1627-1629_100 х 73_х.,м._Сорренто, Музей Корреале ди Терранова

Христос и самарянка у колодца (Christ and the Samaritan at the Well)_до 1637_267.5 х 206_х.,м._Неаполь, Частное собрание

Юдифь и ее служанка Абра с головой Олоферна (Judith and her maid Abra with the Head of Holofernes)_1645-1650_272 х 221_х.,м._Неаполь, Музей Каподимонте
Юдифь и ее служанка с головой Олоферна (Judith and Her Maidservant with the Head of Holofernes)_1618-1619_114 х 93.5_х.,м._Флоренция, Палаццо Питти
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (Judith Beheading Holofernes) (атр)_1620-1621_31 х 24_медь, масло_Частное собрание


источник https://plus.google.com/108357570456383899947 Андрей Ве-слов
No comments:
Post a Comment