[more]
Если бы современному ценителю искусств удалось перенестись в Берлин второй половины XIX века, он оказался бы мгновенно очарован. Атмосфера творчества, царившая тогда в столице Германской империи, способствовала появлению множества объединений, клубов и кафе, переполненных амбициозными художниками. Среди них был один живописец, который полюбил этот город настолько, что стал называться его «портретистом».
Лессер Ури (Lesser Ury, 1861-1931) был родом не из Берлина.
Он начал свой жизненный путь в городе Бирнбаум, расположенном в прусской провинции Позен.
Ури был немцем еврейского происхождения. О первых этапах его жизни известно немного, однако в столицу Лессер переехал уже после того, как овладел азами живописи, путешествуя по разным уголкам Европы. Ури исколесил всю Германию, учился в Мюнхенской академии художеств, и даже брал уроки заграницей, в Париже.
В Берлине же Лессер повстречал музу и любовь всей своей жизни ― улицы города. Он был приверженцем импрессионизма, а живые и яркие проспекты и бульвары германской столицы идеально подходили для художественной игры со светом. Огни ночных фонарей особенно привлекали Ури, о чем свидетельствует его знаменитая картина «Ночное освещение» (Nachtbeleuchtung, 1899).
Лессер создает приятный глазу эффект вечерних сумерек с легкой размытостью и игривым отражением света от асфальта. Иногда героями картин художника становились жители Берлина. Он любил «ловить» их образы в кафе и ресторанах, а затем увековечивать на холсте.
На картине «Дама и господин в ресторане» (Dame und Herr im Restaurant, 1900-е) акцент сделан на паре за столиком, хоть в их изображении есть некоторая недосказанность.
Интерес вызывает переход между черным силуэтом мужчины и светлыми оттенками в портрете женщины. С одной стороны, это диктуется постановкой света, а с другой - чувствуется явный авторский психологизм.
Лессер Ури снискал признание немецкой публики и даже стал почетным членом Сецессиона. Однако он был не самым везучим человеком. По характеру своему Ури всегда оставался одиночкой, что мешало ему вступить в какой-либо творческий союз. А ведь художественные объединения помогали многим его соперникам продвигать свои работы. Так получилось, что в союзах мастера недолюбливали. В частности, Макс Либерман видел в набирающем популярность Ури конкурента. Противостояние двух художников длилось не один год. Либерман всячески пытался вставить палки в колеса Ури, мешая ему участвовать в выставках. Их борьба была настолько упорной, что современники начали сочинять анекдоты про этих неугомонных живописцев.
И только в начале XX века эта творческая битва прекратилась. Ближе к концу своего творческого пути Лессер Ури начал писать картины на библейские сюжеты. Благодаря этому он обрел признание еврейской общественности. Художник перешел от легкости уличных пейзажей к тяжелым монументальным полотнам.
Несмотря на то, что отношения с различными объединениями у мастера не заладились с самого начала, его позднее творчество очень много значило для немецкого союза художников того времени. Высшие круги союзов живописцев даже хотели устроить торжественный вечер по случаю его 70-летия, но художник скончался за три недели до юбилея. Многие его работы долгое время считались утерянными, а позднее и вовсе были распроданы в частные коллекции. В музейных собраниях осталась лишь малая часть шедевров знаменитого живописца.
No comments:
Post a Comment