История в живописи Ильи Глазунова |
Раскулачивание
Монументальные работы
Уникальное творчество Ильи Глазунова (5 фото) «Мистерия ХХ века» (1978 г). Фрагмент. Апокалипсис, к которому человечество привело планету за последние 100 лет.
Фрагмент полотна «Мистерия XX века»
(И. Глазунов, Л. Толстой, П. Столыпин, Николай-II, Г. Распутин,
М. Горький, Л. Троцкий, В. Ленин в бронзе)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века» ( Римский Папа - Пий ХХII, Н. Хрущёв,
М. Ганди, Э. Че Гевара, Ф. Кастро, М. Цзэдун, Д. Кеннеди, группа «Битлз»)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века» ( А. Солженицын, М. Тэтчер,
Л. Брежнев, Ю. Андропов, М. Горбачев, Р. Горбачева, М. Монро, Б. Ельцин)
Фрагмент полотна «Мистерия XX века» (А. Эйнштейн, Э. Хемингуэй, Л. Армстронг,
Ч. Чаплин, И. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт, Б. Муссолини, А. Гитлер, М. Цзэдун)
"Рынок нашей демократии", 1999
"Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию", 1980
"Разгром Храма в Пасхальную ночь"
"Великий эксперимент", 1990
В самом названии кроется упрек тем строителям «нового мира» по теориям Маркса и Энгельса, сотворившим тот самый призрак коммунизма, который долго бродил по Европе. Эта картина — осуждение, жесткий и беспощадный приговор все кровавым и жестоким событиям, творившимся в Советскую эпоху.
Картина представляет собой коллаж. Сразу бросается в глаза красная пятиконечная звезда занимающая центр композиции, как бы акцентирует внимание на изображенных в ней персонажей, главных виновников террора… Картина большая, сложная в композиционном плане, многофигурная, многодетальная.
Картина представляет собой коллаж. Сразу бросается в глаза красная пятиконечная звезда занимающая центр композиции, как бы акцентирует внимание на изображенных в ней персонажей, главных виновников террора… Картина большая, сложная в композиционном плане, многофигурная, многодетальная.
Здесь можно увидеть многочисленные повторения Ленина, как главного злодея коммунизма – где то он ехидно улыбается, где то со зверским видом и бешеными глазами скандирует. Настолько страшны лица и других его соратников и последователей. Глазунов, ярый противник коммунизма, защитник царской власти, показывает нам историческое прошлое, все те события, предпосылки террора. На полотне изображен Оливер Кромвель — цареубийца, французские революционеры, народовольцы и другие.
На левой стороне картины изображены мечты о счастливой и свободной стране – православной Царской России. Ясное небо, купола, колокольный звон, Русь Святая!… Тут же изображен как простой народ прежней России, так и деятели культуры и политики, крупным планом изображен Столыпин, плакат с Царем и Царицей. Чуть ниже в красном кровавом мареве, будто объята великим пожаром, предстает нам погибшая мученической смертью семья последнего Российского императора Николая II, с горящими ореолами вокруг их голов.
С правой стороны полотна — лицо Христа, который со страдальческим взором озирает происходящее вокруг.… Внизу – Перестройка, гласность, развал СССР — современная, такая же далекая от идеала Россия…
Литературные портреты
«Незнакомка»
Картина Илья Глазунова под названием «Незнакомка» была создана, как иллюстрация к одноименному стихотворению А. Блока, с которым они жили в одно и то же время, и очень часто пересекались при разных обстоятельствах.
Как видно на картине, таинственная девушка находится на каком-то пиршестве, но явно чувствует себя лишней на данном мероприятии. В отличие от лиц, которые находятся на заднем плане, но в это время создают общий фон и образ картины, лицо девушки не выказывает ни капли радости. Она хороша собой, прилично одета, но ее большие глаза наполнены грустью, и порой кажется, что смотрит прямо в вашу душу и внимает о помощи из-за собственной безысходности.
Но, все-таки стоит отметить, что Глазунов выполнил в этом образе незаконченность сомнений. Это обусловлено ее глубоким декольте и общим прекрасным образом, который никак не вяжется с общей атмосферой. Поэтому, до конца непонятно, как эта девушка попала сюда, и чего она ждет в дальнейшем.
В это время поэт описывает ее взгляд, как проникновенный и задумчивый, будто эта девушка мечтает о высоких чувствах, которых она по каким-то причинам до сих пор не постигла. Ее образ очень легок и практически невесом, это достигается не только за счет самой прорисовки персонажа, но и грузных, веселящихся лиц, которые вызывают отвращения, что находятся на заднем плане.
Именно не раскрытие образа до конца придает ему еще большую загадочность. При этом художник завлекает в игру раскрытия образа, каждого зрителя. Такие детали, как кольца на левой руке, ее глубокий вырез, или люди, которые находятся вокруг нее, заставляют самому закончить образ и раскрыть все тайны этого шедевра. Иллюстрацию к картине лучше всего просматривать вместе с прочтением стихов к ней, таким образом, достигается максимальная целостность восприятия.
Полотно «Моя жизнь» (1994)
Картина «Моя жизнь» рассказывает нам о жизни художника, о его судьбе, о тех событиях, которые имели место и особую важность в его карьере, были важны для его семьи и его лично. Перед нами — вся душа художника, все его мысли и воспоминания. Через все полотно проходит нить несокрушимой любви художника к России, его веры в непоколебимую силу Родины. Как раз в период написания им картины он также занимался написанием автобиографической книги. Слова его книги тесно переплетаются с сюжетом, положенным в основу картины.
В левой части картины художник изобразил ключевые моменты своей жизни, которые связаны с проживанием его в северной столице. Петербург был и остается для него Родиной – там он родился, пережил блокаду Ленинграда. Увы, никто из его семьи блокаду пережить не смог.
Фреска «Аврора» — память об обучении Глазунова в художественном училище. Там же, в альма-матер художник встретил и любовь всей своей жизни – свою жену, ряд образов в левой части картины связан в первую очередь с ней. Не остались без внимания и дети художника – изображена сцена домашнего вечера за чтением книг.
От левой части картины отделяет нас автор столбом дыма – это своеобразная отсылка к эпохе социализма. В центре – герб России, который для Глазунова с его любовью к Родине значит чрезмерно много. Справа можно заметить бесконечную лестницу, уходящую куда-то очень высоко. Лестница эта символизирует собой путь к Богу, к вере, к духовному. Но на этой лестнице пока никого нет…
Жена Ильи Глазунова
Нина Виноградова выполнила полностью свое предназначение: вся ее жизнь была посвящена Глазунову – любимому мужу, отцу ее детей, другу, творцу, знаменитому художнику. А он боготворил ее и очень часто писал ее портреты с очень красивым, но печальным лицом.
No comments:
Post a Comment