Весна
|
Эдит Уоррен Миллер.
Французский салонный художник Жюль-Жозеф Лефевр
Чуть манерные, но необычайно изящные фигуры очаровательных женщин Жюля Жозефа Лефевра достаточно характерны для Франции 19 века. На творчество этого художника несомненное влияние оказали работы итальянских мастеров-маньеристов, чья изысканная техника и виртуозность чаще всего сочетается с некой скульптурностью и однообразием образов.
Лефевр родился в 1836 году в небольшом бельгийском городке Турне, принадлежавшем в то время Франции. Несмотря на то, что его отец не был слишком богатым человеком и трудился пекарем, он, так же, как и сын, был достаточно амбициозен и, когда юноше исполнилось 16 лет, он отправил его в Париж.
В столицу талантливый юноша прибыл с рекомендательным письмом от Салиниса, епископа города Амьена. Учеба у пейзажиста Леона Когнье, а затем и Парижская школа изящных искусств позволили ему отточить своё мастерство и окончательно утвердиться в выборе профессии. Свою первую значительную работу юноша представил в 1955 г. на одной из самых знаменитых выставок картин во Франции – Парижском салоне. Хотя картина не была замечена критиками, Лефевр продолжал упорно трудиться.
Основной его целью была престижнейшая премия Prix de Rome. Победа в подобном конкурсе дала молодому художнику возможность получить самое главное: грант и оплату учебы в Риме. Спустя четыре года после парижской выставки он смог добиться лишь второго места, но в 1961 г. его труды наконец увенчались успехом: картина «Смерть Приама» принесла Жюлю заветную награду.
За пять лет пребывания в Италии он познакомиться с работами величайших мастеров. Особенно большое влияние оказало на него творчество художника-маньериста Андреа дель Сарто, чьи работы молодой Лефевр тщательно копировал, стремясь уловить манеру и стиль знаменитого автора. Картина, изображающая мальчика, рисующего трагическую маску, стала ярчайшим примером влияния Сарто.
Именно в то время Жюль впервые стал интересоваться и обнаженной натурой. Но созданные в Риме работы «Корнелия, мать гракхов» и «Римская благотворительность» были весьма негативно восприняты критиками. В это же время умерли отец, мать, а затем и сестра, и наступил период жесточайшей депрессии.
Выход из нее ознаменовался совершенно иным подходом к искусству и своему творчеству. Если первые его работы были выполнены в академическом стиле, то теперь художник полностью сосредоточился исключительно на человеческой, и, в большинстве случаев, женской фигуре. С этого момента основной его целью становится точная визуализация жизни и ставшие для него уже привычными картины в стиле «ню».
В 1868 году Жюль выставляет работу «Лежащая обнаженная», которая тут же становится популярной. В начале семидесятых он уже получает Орден почётного Легиона и звание офицера.
В 1870 году аллегорическая работа «Истина», для которой ему позировала знаменитая модель Софи Кроузетта, приносит ему ещё больший успех. На данной картине молодая и прекрасная нагая женщина держит над головой зеркало, олицетворяющее истину и кажущееся лучезарным шаром. Темный фон как нельзя лучше подчеркивает яркий свет, идущий от зеркала, а также подчеркивает каждый изгиб идеально сложенного обнаженного тела.
Его следующие работы становятся многочисленными вариациями «Истины», однако они становятся необычайно популярными. В 1855-1998 гг. Жюль Лефебр выставляет в Парижском салоне уже семьдесят две работы, на которых были изображены все те же изящные женские фигуры: «Магдалина», «Магдалина в гроте», «Девушка с ипомеей», «Ундина», «Леди Годива», «Фьямента», «Пандора», «Психея», «Любовь ранит», «Нимфа», «Диана», «Обнаженная купальщица», «Одалиска» и др.
Его натурщицами охотно становились дамы из высшего света. Позировала ему и собственная дочь Ивонн, Александр Дюма и даже Имперский принц. Моделью для картины «Хлоя», созданной в 1875 году, становится жительница столицы по имени Мари, которая в дальнейшем покончила с собой из-за безумной любви к художнику.
Начиная с 1870 года Лефевр становится высокоуважаемым и весьма востребованным преподавателем частной художественной школы – Академии Жюльена. В 1889 году за портрет Фицджеральда он получает высшую премию на всемирной выставке в Париже. Спустя два года уже постаревший Жюль наконец получает членство Академии изящных искусств, а в 1899 г. за признание особых заслуг перед Францией становится Командором национального Ордена Почетного Легиона.
Умер Жюль Жозеф Лефевр в 1911 году в семьдесят пять лет в Париже. Книга отзывов Парижского салона гласит: «Достаточно упомянуть имя Лефевра, чтобы вызвать в памяти образы тысяч очаровательнейших существ... Жюль лишь с помощью кисти деликатно и уверенно явит нам волнообразный и восхитительный контур обнаженного женского тела».
Наталья Суркова
Офелия.
Веер из перьев.
Виттория Колонна.
Девушка с цветками ипомеи в волосах.
Мария Магдалина в гроте.
Грациелла.
Джулия Фостер Уорд.
Ивонна.
Ипомея.
Истина.
Карл Великий, король франков (768–814).
Клеманс Изор.
Красный плащ.
Леди Годива.
Лежащая обнажённая.
Луи Наполеон (1856-1879).
Невеста.
Невольница с тарелкой фруктов.
Нимфа с цветками ипомеи.
Обезоруженный Амур.
Одалиска.
Пандора
Пандора.
Флора
Портрет дамы.
Портрет женщины.
Портрет османа.
Прелесть.
Раздумье.
Святой Людовик IX, король французский.
Служанка.
Средиземноморская красавица.
Джун Риус
Хлоя.
Цикада.
Цыганка с мандолиной.
Японка.
Венецианская девушка
Миньон
Невеста Сорренто
No comments:
Post a Comment