Виллем ван Хахт(1593-1637). Галерея Корнелиса ван дер Геста, 1630. Национальная галерея Шотландии
Интересно рассматривать картины Виллема ван Хахта с изображением кунсткамер, всегда найдёшь или шедевры живописи, или знаменитых исторических персонажей. В Национальной галерее Шотландии хранится ещё одна из трёх самых известных его картин. Она чаще всего упоминается под двумя разными названиями. Одно из них - "Коллекция Корнелиса ван дер Геста с Парацельсом". Действительно, на картине слева в красной шляпе изображён великий реформатор медицинской науки и практики - Парацельс.
Картина была написана в 1630 году. К этому времени Парацельса уже не было в живых, но художник Квентин Матсейс написал за 100 лет до этого прижизненный портрет Парацельса, вот Виллем ван Хахт и воспользоваться этим изображением.
Квентин Матсейс (1456/1466-1530). Парацельс
Настоящее имя медика и алхимика Парацельса - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541). Его псевдоним означает - выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины I в. до н. э. Швейцарец по происхождению Парацельс скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения Парацельс писал не по-латыни, а исключительно на немецком языке. Историческое значение работ Парацельса заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам Парацельс ввел в практику ряд химических медикаментов и подверг критическому пересмотру идеи древней медицины.
Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, кажутся сейчас очень справедливыми: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.
Второе название картины Виллема ван Хахта связано с полотном Антониса ван Дейка, стоящим в центре галереи на полу - "Галерея Корнелиса ван дер Геста с Мистическим обручением Святой Екатерины". Оно было написано в 1630 году и сейчас хранится в Королевской колекции Великобритании. Этот сюжет христианской религиозной живописи известен с XIV века. Встречается на картинах многих европейских живописцев. Святая Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, что символизирует её духовную связь c ним и то, что она стала «невестой христовой» (мистический брак).
Антонис ван Дейк (1599-1641). Мистическое обручение Святой Екатерины, 1630. Королевская коллекция Великобритании
Ещё несколько шедевров живописи изображены на картине. Один из них - Венера, завязывающая глаза Амуру Тициана, созданный около 1560 года, вероятно, как подарок к свадьбе. Три девушки на картине предстают в виде Граций. Венера олицетворяет красоту, Диана с луком олицетворяет Целомудрие, девушка с обнаженной грудью - Сладострастие. За спиной Венеры, узнаваемый по черным крыльям, Антэрос - бог отрицания любви. Он нашептывает что-то Венере, собирающейся завязать повязку на глазах Амура - его младшего брата. Картина из собрания Галереи Боргезе в Риме.
Тициан (1490-1576). Венера, завязывающая глаза Амуру, около 1559-1561. Галерея Боргезе, Рим
Картина Корреджо Венера и Амур, за которыми подглядывает сатир (около 1528), была заказана Федериго Гонзага (1500-1540). В XVI столетии в аристократической среде подобные полотна приобрели большую популярность. После "мрачного" Средневековья тяга к жизни и ее удовольствиям вспыхнула с новой силой, и удовольствия потребовалось облечь в изящную и пристойную форму. Античная мифология представляла живописцам множество благовидных предлогов для изображения обнаженной натуры.
Антонио де Корреджио (1490-1534). Венера, купидон и Сатир, 1524-1527. Лувр, Париж
И ещё одно интересное полотно, написанное совместно Рубенсом и его учеником Ван Дейком. На картине изображён Муций Сцевола - легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир.
Петер Пауль Рубенс (1577-1640) и Антонис ван Дейк (1599-1641). Гай Муций Сцевола перед царем Порсеном. Музей изящных искусств, Будапешт
Квентин Матсейс (1456/1466-1530). Парацельс
Настоящее имя медика и алхимика Парацельса - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541). Его псевдоним означает - выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины I в. до н. э. Швейцарец по происхождению Парацельс скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения Парацельс писал не по-латыни, а исключительно на немецком языке. Историческое значение работ Парацельса заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам Парацельс ввел в практику ряд химических медикаментов и подверг критическому пересмотру идеи древней медицины.
Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, кажутся сейчас очень справедливыми: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.
Второе название картины Виллема ван Хахта связано с полотном Антониса ван Дейка, стоящим в центре галереи на полу - "Галерея Корнелиса ван дер Геста с Мистическим обручением Святой Екатерины". Оно было написано в 1630 году и сейчас хранится в Королевской колекции Великобритании. Этот сюжет христианской религиозной живописи известен с XIV века. Встречается на картинах многих европейских живописцев. Святая Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, что символизирует её духовную связь c ним и то, что она стала «невестой христовой» (мистический брак).
Антонис ван Дейк (1599-1641). Мистическое обручение Святой Екатерины, 1630. Королевская коллекция Великобритании
Ещё несколько шедевров живописи изображены на картине. Один из них - Венера, завязывающая глаза Амуру Тициана, созданный около 1560 года, вероятно, как подарок к свадьбе. Три девушки на картине предстают в виде Граций. Венера олицетворяет красоту, Диана с луком олицетворяет Целомудрие, девушка с обнаженной грудью - Сладострастие. За спиной Венеры, узнаваемый по черным крыльям, Антэрос - бог отрицания любви. Он нашептывает что-то Венере, собирающейся завязать повязку на глазах Амура - его младшего брата. Картина из собрания Галереи Боргезе в Риме.
Тициан (1490-1576). Венера, завязывающая глаза Амуру, около 1559-1561. Галерея Боргезе, Рим
Картина Корреджо Венера и Амур, за которыми подглядывает сатир (около 1528), была заказана Федериго Гонзага (1500-1540). В XVI столетии в аристократической среде подобные полотна приобрели большую популярность. После "мрачного" Средневековья тяга к жизни и ее удовольствиям вспыхнула с новой силой, и удовольствия потребовалось облечь в изящную и пристойную форму. Античная мифология представляла живописцам множество благовидных предлогов для изображения обнаженной натуры.
Антонио де Корреджио (1490-1534). Венера, купидон и Сатир, 1524-1527. Лувр, Париж
И ещё одно интересное полотно, написанное совместно Рубенсом и его учеником Ван Дейком. На картине изображён Муций Сцевола - легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир.
Петер Пауль Рубенс (1577-1640) и Антонис ван Дейк (1599-1641). Гай Муций Сцевола перед царем Порсеном. Музей изящных искусств, Будапешт
No comments:
Post a Comment