1702 - 1789
Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard родился 22 декабря 1702, Женева — умер в 1789, в Женеве)
— швейцарский художник, «живописец королей и красивых женщин».
"Портрет леди Энн Сомерсет, графини Нортгемптон" (Portrait of Lady Ann Somerset, Countess of Northampton)
60.7 х 45.7, пергамент, пастель, Частное собрание
Большую часть жизни Лиотар провел за границей. После обучения в Женеве у миниатюриста Даниэля Гарделя, он жил в Париже (1723-1736), где учится у Жана-Батиста Массе. Затем он совершает путешествие в Рим (1736), где знакомится с Уильямом Понсонби, впоследствии лордом Бессборо, с которым в 1738 художник отправляется в Константинополь (1738-1742). Здесь он создает серию рисунков итальянским карандашом и сангиной (Париж, Лувр и Нац. библиотека). Неутомимый путешественник, Лиотар приезжает в Вену (1743-1745), где исполняет свою самую знаменитую пастельную композицию – «Шоколадница» (ок.1745, Дрезден).
"Шоколадница" 1743-1745, 82.5 х 52.5, пергамент, пастель. Дрезден, Картинная галерея старых мастеров
[more]
Затем Лиотар возвращается в Париж, где в 1749 маршал Саксонский (чей портрет он исполнил) представляет его ко двору. Хотя он несколько раз выставлялся в Академии св.Луки, в Королевской Академии его ждали одни разочарования, он даже не стал ее членом. После этого Лиотар покидает Францию и отправляется в Лондон (1754) и Голландию и в 1757 обустраивается в Женеве. Богатый и знаменитый, он становится портретистом городской знати и проезжих иностранцев. В это время он создает множество замечательных пастельных портретов, более строгих по стилю и более точных по рисунку, например, портрет госпожи Эпине (ок.1759, Женева, Музей искусства и истории), восхитивший Флобера и Энгра.
По возвращении в Вену в 1762, он пишет портреты одиннадцати детей Марии-Терезы (там же). Затем он вновь отправляется в Париж (1770-1772), Лондон, где с успехом выставляется в Королевской Академии, и Вену, а затем окончательно возвращается в Женеву (1778).
В последние годы жизни, в Конфиньоне, близ Женевы, он пишет натюрморты (там же и собрание Сальманович), исполненные в сдержанной манере, даже с некоторым простодушием; они являются шедеврами этого жанра и сравнимы с натюрмортами Шардена.
"Натюрморт с чайным сервизом" 1781-1783, Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
Здесь же художник создает удивительный «Пейзаж» с видом гор около его мастерской (Амстердам).
"Вид массива Монблан из мастерской художника в Женеве, автопортрет" 1765-1770, 46 х 59.7, пергамент, Амстердам, Рейксмузеум
Искусство Лиотара прямо противоположно французскому искусству XVIII в., полному блеска, грации и обаяния. Его же эстетическая концепция независима и оригинальна, а иногда и озадачивает. По своим вкусам он является типичным женевцем, презирающим модные направления; его искусство очень острое, а модели в его портретах предстают такими, какие они есть, лишенными прикрас.
Его первая и главная забота - писать «правдиво» - отсюда и его прозвище «живописец правды». Замечательный колорист, Лиотар был мастером валёров. Его пастели не имеют ни психологической проникновенности пастелей Латура, ни утонченности пастелей Перроно, но они пластически верно передают реальность.
"Аполлон и Дафна", по Лоренцо Бернини в коллекции Боргезе в Риме (Apollo and Daphne) 1736, 66.2 х 51.2, бумага, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
Лиотар был автором «Трактата о принципах и правилах живописи» (Женева, 1781). Его концепция живописи как «зеркала всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», противостоит взглядам его современников; художник утверждает, что «в произведениях природы мазков не видно, и поэтому их не следует показывать на картине». Он боролся против наивности, «невежд», то есть тех, кто не имеет никакого представления о принципах искусства.
"Дама, пьющая шоколад" 1744, 46 х 40, м.,х., Лондон, Национальная галерея
"Этюд мальчика (Study of a boy at half the face) 1736-1738, 46 х 35.5, бумага, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
"Джон, лорд Маунтстюарт, позже 4-й граф и 1-й маркиз Бьюта" 1763, 114.9 х 90.3, пергамент, пастель, Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
"Портерт мадам Сен-Поль" 1757, 54.5 x 43.5, пергамент, пастель, Частное собрание
"Жанна-Элизабет Селлон (1705-1749), Леди Тирелл" 1746, 63 х 48.5, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
"Граф Герман Мориц Саксонский,маршал Франции" 1748, 62 х 51, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
"Мария Терезия Австрийская, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии" 1747, 62 х 51, медь, эмаль, Амстердам, Рейксмузеум
"Портрет Луи де Бурбона (1729-65), дофина Франции" ок. 1749, 60.4 х 49.9, бумага, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
"Портрет дамы в синем платье" 58.4 х 46.3, х.,м., Частное собрание
"Портрет Корнелиса Калкоена" (Portrait of Cornelis Calkoen) 1738-1742, 63 х 51, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
"Портрет императрицы Марии Терезы" 65 х 62, картон, пастель, Частное собрание
"Принцесса Каролина Матильда" (Princess Louisa), 1754-1755, 40.0 x 30.5, пергамент, пастель, Англия, Королевская коллекция
"Портрет графа Франческо Альгаротти" (Portrait of Count Francesco Algarotti) 1745, 42 х 32.5, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум
"Портрет молодой женщины" 40.6 х 32.4, пергамент. пастель, Сент-Луис, Художественный музей
"Три грации с античной римской статуи в коллекции Боргезе в Риме" (The Three Graces) 1737, 59.4 х 45.4, пергамент, пастель Амстердам, Рейксмузеум
"Жан-Луи Буша-Бойсье" 1762-1766, пергамент, пастель, Хьюстон, Музей изобразительных искусств
"Мария Фарг, жена художника, в турецком костюме" 1756-1758
"Портрет великого визиря" 1738-1743, 61.6 x 47.6, бумага, пастель, Лондон, Национальная галерея
"Женщина в турецком платье" 62 х 47, пергамент, пастель, Стамбул, Музей Пера
"Мария Фредерика ван Реде-Атлон в семь лет" 1755-1756, 57.2 х 47, пергамент, пастель, Лос-Анджелес, музей Пола Гетти
"Портрет дамы" 67.5 х 53.5, пергамент, пастель. Частное собрание
"Портрет мадам Боре" 1746, 2.8 х 49, пергамент, пастель. Амстердам, Рейксмузеум
"Этюд мальчика" (Study of a boy at half the face) 1736-1738, 46 х 35.5, бумага, пастель. Амстердам, Рейксмузеум
"Портрет Мери Дубле ван Грёнштайн, леди Холдернесс" 1745, 40 х 30, Берлин, Музей Берггрюна
"Портрет Марии Аделаиды Французской в турецком костюме", 50 х 56, х.,м., Флоренция, Уффици
"Фредерик, принц Уэльский" 1754, 67.9 x 55.2, пергамент, пастель. Англия, Королевская коллекция
"Портрет Марии Саксонской (1731-67), дофины Франции" 1749, 41 х 32.5, пергамент, пастель. Амстердам, Рейксмузеум
"Читательница, Марианна Лавернь, кузина художника" 1746, 54.5 х 43, пергамент, пастель. Амстердам, Рейксмузеум
No comments:
Post a Comment