Старинный русский народный промысел... Хохломская роспись... золотая хохлома Хохлома - что это такое? Прежде всего это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было. История Золотой хохломы Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. [more] Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало. Зарождение высокого искусства Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами нижегородской губернии. Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами. Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары. В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов. Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей. Посуда и не только Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи. Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине 20 века художники создали "хохломской орнамент". Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились виды искусства, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино – это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством. Техника Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе. Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей. Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается. Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи. После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке. Виды росписи В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый". Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей : "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками. "Травник" – травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы. "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом. В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой". Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали. С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле "хохлома", фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием "хохлома". Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина. |
Antique pictures - arts, history, natural history, advertising, oddities Most pictures are clickable
My other blogs
http://www.benjaminarts.blogspot.com
http://www.mynaturepictures-benmil.blogspot.com
http://www.benjaminpelemele.blogspot.com
http://www.pelemelebenjamin.blogspot.com
http://www.benjamin2121.blog.cz
http://www.cojsemvideltrave.blogspot.com
http://notesbenjamin.blogspot.com
http://mynewoldpictures.blogspot.com
http://www.benjaminjokes.blogspot.com
http://www.benjaminaddress.blogspot.com
http://www.loyznude.blogspot.com
Sunday, 10 April 2016
Old Russian crafts
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment