![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1017047/121447594.a44/0_20ef8a_fb22fdd8_orig.jpg)
Автопортрет. 1828
Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее — Ямбургского уезда, ныне — Кингисеппского района Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича Швальбе. Родившемуся от крепостной девки Анны Гавриловой мальчику дали необычное имя, словно герою античности, - Орест. В 1788 году, под фамилией Кипрейский (позже изменённой), он был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств. В 1803 году Орест окончил академический курс с аттестатом I степени - «За хорошие успехи и особливо за признанное добронравие, честное и похвальное поведение». Вместе с аттестатом выпускнику вручили шпагу - знак дворянского достоинства. Но по просьбе Кипренского его оставили при академии ещё на два года пенсионером. Золотая медаль, которую он получил в 1805 году за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», дала ему право в числе семи лучших воспитанников академии отправиться за границу, прежде всего в Италию, о которой все они мечтали. За время обучения Кипренский написал ряд работ и среди них «Портрет А.К. Швальбе» (1804), в котором показал себя талантливым портретистом, последователем Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и притом представителем нового, романтического направления.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20effc_39716bd_orig.jpg)
Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20ef95_5a60f2ea_orig.jpg)
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1025946/121447594.a44/0_20ef8f_442ac9ee_orig.jpg)
Автопортрет с кистями за ухом. Около 1809.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1017047/121447594.a44/0_20ef89_97878274_orig.jpg)
Автопортрет с розовым шейным платком. 1809
В следующие годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его известность на этом поприще, - Е. П. Ростопчиной, А. А. Челищева, В. А. Перовского и др. Высшим его достижением стал знаменитый портрет Е. В. Давыдова (1809). Всё еще не установлено, кто изображен на нем: Евдоким, Евграф или, как долго считалось, Денис Давыдов - поэт и будущий герой-партизан 1812 г., но это не так уж существенно, потому что в романтически приподнятом образе были воплощены черты целого поколения, которому предстояло вскоре совершить воинский подвиг.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3212/121447594.7ca/0_17800e_77379335_orig.jpg)
Портрет Александра Александровича Челищева. 1808 - начало 1809
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20effd_ccb537bc_orig.jpg)
Портрет Перовского Василия Алексеевича (в испанском костюме 17 века). 1809
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016686/121447594.a44/0_20ef94_9bf603f4_orig.jpg)
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1025946/121447594.a44/0_20ef93_7f3a6232_orig.jpg)
Портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. 1809
Академия Художеств за представленные Кипренским портреты присвоила ему звание академика (1812). Грянувшая война с Наполеоном побудила художника снова взяться за портреты, но теперь в большинстве своем не живописные, а карандашные: он словно спешил увековечить своих современников. Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества в то героическое время. Здесь преобладали изображения военных из окружения художника - А. П. Бакунина, М. П. Ланского, А. Р. Томилова, Е. И. Чаплица, П. А. Оленина (все 1813) и др.; чуть позже к ним прибавились изображения деятелей искусства - П. А. Оленина (1813), Н. И. Уткина (1814), К. Н. Батюшкова (1815). Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816 г. - В. А. Жуковского и С. С. Уварова.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/963786/121447594.a44/0_20ef96_10dc7ef8_orig.jpg)
Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/766807/121447594.a44/0_20effe_b895802d_orig.jpg)
Портрет Александра Павловича Бакунина. 1813
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/998719/121447594.a44/0_20ef92_f3c7d3b6_orig.jpg)
Портрет Василия Андреевича Жуковского. 1815
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769623/121447594.a44/0_20ef97_9bd5abc1_orig.jpg)
Портрет Сергея Семёновича Уварова. 1815-1816
Кипренский стал знаменит и почитаем. Его даже называли «российским Вандиком» (то есть Ван Дейком); но он не был вполне удовлетворён успехом. На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирождённый портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и всё время порывался писать значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его. Вот почему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, отправился в Италию с твёрдым намерением создать наконец большую картину. Сначала он избрал сюжет «Аполлон, поражающий Пифона» - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но к работе толком не приступил; потом написал «Анакреонову гробницу» и без всякого успеха показал её на выставке в Риме. После кончины художника полотно стало собственностью частной коллекции, принадлежащей А. Брюллову. В 60-х годах 19 века она была отправлена на реставрацию, после чего безвозвратно исчезла. На данный момент полотно считается утраченным.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20effa_ba3351d4_orig.jpg)
Анакреонова гробница. Эскиз.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/963734/121447594.a44/0_20ef8b_9b5e5471_orig.jpg)
Автопортрет. 1820
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1030038/121447594.a44/0_20f000_66acd5b7_orig.jpg)
Портрет княгини Анастасии Валентиновны Щербатовой. 1908
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/510121/121447594.a44/0_20f018_1e494ec1_orig.jpg)
Портрет Софьи Степановны Щербатовой. 1819
Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты С. С. Щербатовой (1819) и А. М. Голицына (ок. 1819), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 году ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Его затянувшееся пенсионерство (дважды продлённое) наконец завершилось, и в начале 1822 г. художнику пришлось покинуть Италию. Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где общался с И.-В. Гёте и дважды рисовал его. Последней его зарубежной работой был начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже портрет Е. С. Авдулиной (1822) - изысканный и тонкий, но настораживающий отсутствием теплоты, живого контакта с моделью, столь свойственных прежним произведениям художника.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4521/121447594.6bc/0_14a12c_67e8f228_XXL.jpg)
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1030703/121447594.a44/0_20f002_b0167c92_orig.jpg)
Портрет Константина Николаевича Батюшкова. 1915
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1003897/121447594.a44/0_20f001_779de300_orig.jpg)
Портрет князя Александра Михайловича Голицына. около 1819
В Петербурге, куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 года, его встретили неожиданно холодно. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые недоброжелателями (а он их умел наживать) слухи о двух историях, омрачивших конец его пребывания в Риме. Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая - с позировавшей ему десятилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Всё же главная причина заключалась в том, что вкусы публики успели сильно перемениться. Пытаясь поправить положение, художник принялся за большую картину - давно заброшенного им «Аполлона, поражающего Пифона» - и закончил работу в 1825 г.; но снова не произвел желаемого впечатления.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1017047/121447594.a44/0_20ef8d_53474417_orig.jpg)
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/995807/121447594.a44/0_20ef8c_7d8df664_orig.jpg)
Апполон, поражающий Пифона. 1818-19. Эскиз.
В портретах же он по-прежнему блистал мастерством, однако они получались холодно-отчуждёнными. Среди них было лишь два счастливых исключения. Первое - замечательный портрет А. С. Пушкина (1827), с редкой силой передающий замкнутость поэта в собственном мире вдохновения и одиночество высокой души в окружающем суетном мире (то, что оставалось сокровенным для романтически настроенного художника).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1003448/121447594.a44/0_20ef91_654d9112_orig.jpg)
Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827
На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.»
Второе - автопортрет, исполненный год спустя, удивительный по беспощадной откровенности, с которой художник вглядывался в себя - постаревшего и немного жалкого.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20ef98_b898e21b_orig.jpg)
Эскиз к автопортрету. 1828
В 1828 г. Кипренский снова отправился в Италию - это было бесполезное бегство от самого себя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал К. П. Брюллов, оттеснивший соперников. Всё ещё веря в свое призвание исторического живописца, Кипренский вздумал привлечь к себе внимание картиной «Тибуртинская сивилла, предсказывающая падение мессии Августу» и потерпел неудачу. Более интересными были у него две картины 1831 г.: «Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» - в сущности, портреты, хотя и не поименованные. Впрочем, и они не стали событием. Кипренский получал всё меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездил пол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты, в том числе Б. Торвальдсена и Ф. А. Голицына (оба 1833), но и в них не приблизился к прежним достижениям. Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный портрет - и не справился с ним: этот эффектный жанр не соответствовал его возможностям, а силы художника уже иссякали.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20f003_4d36de2a_orig.jpg)
Читатели газет в Неаполе. 1831
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016686/121447594.a44/0_20effb_16ffa2f2_orig.jpg)
Девочка с виноградом. 1831
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1016661/121447594.a44/0_20efff_e0f8274f_orig.jpg)
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1833
В начале 1836 году он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи). Для этого ему пришлось в июне 1836 году принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Не известно, обрел ли он желанный покой. Некоторые современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой и жестоко пил, другие об этом умалчивают. Все равно жизнь его подошла к концу: он простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в Риме 17 октября 1836 года через четыре месяца после свадьбы. Спустя ещё несколько месяцев на свет появилась его дочь, Клотильда Кипренская, но след её безнадежно затерялся.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1017047/121447594.a44/0_20ef8e_17d6a15f_orig.jpg)
Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим.
Художник был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1023858/121447594.a44/0_20ef88_894b722f_orig.jpg)
Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев. его работы имеются в Государственном литературном музее, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Киевском музее русского искусства, музеях Владивостока, Владикавказа, Иркутска, Саратова, Таганрога, Твери, Томска, Бишкека, Риги и других.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1032407/121447594.a44/0_20f019_b9406af3_orig.jpg)
Вид Везувия в зимнее время. 1830
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/479032/121447594.a0e/0_20a315_68613875_XXL.jpg)
Бедная Лиза. 1827
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477095/121447594.a0e/0_20a316_b00129c9_XXL.jpg)
Цыганка с веткой мирта. 1819
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17914/121447594.6bc/0_14a12b_dea56471_XXL.jpg)
Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1028274/121447594.a44/0_20ef90_d5140219_orig.jpg)
Молодой садовник. 1817
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5303/121447594.6bc/0_14a12a_882f1de6_XXL.jpg)
Портрет Александры Осиповны Смирновой. 1830
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15499/121447594.6bc/0_14a134_347d9996_XXXL.jpg)
Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клеопатры.
No comments:
Post a Comment