Картина Яна Стена Танцующая пара, 1663. |
Ян Стен – один из малых голландцев. Малыми голландцами по размеру картин называют большинство голландских художников 17 в.
Ян Стен (ок.1626-1679) родился в Лейдене в семье пивовара, и сам был пивоваром и трактирщиком – ремеслом художника прокормиться было не просто. Легенда гласит, что пил он слишком много своих алкогольных запасов и тратил больше денег, чем зарабатывал. Хаос и веселье его картин породили выражение "to run a household like Jan Steen" / "вести домашнее хозяйство, как Ян Стен," означающее беспорядочный дом. Слыл он гулякой, впрочем, многие исследователи полагают, что это скорее домыслы.
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
Ян Стен работал в крупных городах Голландии, участвовал в организации в Лейдене Гильдии святого Луки, потом, уже в зрелом возрасте, стал ее президентом. Ян Стен, совмещая профессию живописца с трактирным бизнесом, стал одним из самых универсальных и плодовитых голландских художников семнадцатого века.
В работах Ян Стен часто использовал сюжеты, сочетающие мотивы современной автору литературы и народного театра, художник использовал символы как из итальянской комедии дель арте, так и из голландских "камер риторов".
На картинах Яна Стена веселые застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, высмеивающего пороки общества. И данная "Танцующая пара" напоминает сцену из спектакля.Вроде бы, Стен сам участвовал в театральных постановках, очевидно, в rederijkkamers /«камерах риторов» /«риторических камерах».
Rederijkkamers - некие общества любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах и позже. Их члены сочиняли стихи и пьесы, ставили их во время праздников.![foto](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t-P6JVIqjlPO_S2HUt3sXGbpuQsZWDVLJDWq_W0m_ROOd9NZvfiOlPKdZpPA88Ynv0P3rLjb0SpIk7kJ3vj2ifIdnlobD-H60HLR_mg4pI5IekiByrjOkS5Y5Px9rh0X903MhTjONkUmGH5fXAaEvM=s0-d)
Ян Стен часто вкладывал в свои работы морализаторские идеи или иллюстрировал общеизвестные пословицы и аллегории.![foto](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_stsflkDzamuHzhvZEp3mxELMah-iKlX_WHCweDdMo4MzVfgDJB6bdeZHL9iT9240B3WPgFZSTHtFWzuEfOTN8EzgFZpdtC7jpNmMJn6PHKmKiGLj3Hs3FECipTpsJ7j85_SvemYS5qLUfBCzARz74X=s0-d)
В этой работе представлены все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За танцующей парой играют два молодых музыканта.
В это время другие персонажи в увитой виноградными лозами беседке флиртуют, вкушают пищу, пьют, курят, а дети забавляются игрушками.
Ухмыляющийся человек слева, ласкающий подбородок дамы, которая пьет из элегантного бокала – это сам Ян Стен.
Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картины, Стен использует различные символические посылы. ![foto](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v5gR325nqf3j5LktCu-Zr5aEW06mO9rLgIPHGrzDZ6lSU-pknt5VcPAFc0Cs5r-ikEx5IwPVKSGgHYpqjGHZZYJgtSCjUmOwhTheQWRAWDLv74YSlJwtVnLfDNB-E8gTW9gte5brrzN3pribVaQoEuog=s0-d)
Например, срезанные цветы, разбитая яичная скорлупа и мыльные пузыри призваны напомнить зрителю о быстротечности чувственных удовольствий. Memento
No comments:
Post a Comment