Картина Яна Стена Танцующая пара, 1663. |
Ян Стен – один из малых голландцев. Малыми голландцами по размеру картин называют большинство голландских художников 17 в.
Ян Стен (ок.1626-1679) родился в Лейдене в семье пивовара, и сам был пивоваром и трактирщиком – ремеслом художника прокормиться было не просто. Легенда гласит, что пил он слишком много своих алкогольных запасов и тратил больше денег, чем зарабатывал. Хаос и веселье его картин породили выражение "to run a household like Jan Steen" / "вести домашнее хозяйство, как Ян Стен," означающее беспорядочный дом. Слыл он гулякой, впрочем, многие исследователи полагают, что это скорее домыслы.
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
Ян Стен работал в крупных городах Голландии, участвовал в организации в Лейдене Гильдии святого Луки, потом, уже в зрелом возрасте, стал ее президентом. Ян Стен, совмещая профессию живописца с трактирным бизнесом, стал одним из самых универсальных и плодовитых голландских художников семнадцатого века.
В работах Ян Стен часто использовал сюжеты, сочетающие мотивы современной автору литературы и народного театра, художник использовал символы как из итальянской комедии дель арте, так и из голландских "камер риторов".
На картинах Яна Стена веселые застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, высмеивающего пороки общества. И данная "Танцующая пара" напоминает сцену из спектакля.Вроде бы, Стен сам участвовал в театральных постановках, очевидно, в rederijkkamers /«камерах риторов» /«риторических камерах».
Rederijkkamers - некие общества любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах и позже. Их члены сочиняли стихи и пьесы, ставили их во время праздников.![foto](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_vZ8jFv9b1pVdJf_5X8ptK4mTUQTsXKb-bq4nGe6BFfWyWDfpyyP4GxI_cXqRFRAi5fJMyc1xffwoPncGmhK80wgBU_ydyynTBTjLiz0xDV8feeb28WCspJ8yaeqTpdmNUWaFt2aKlca_eg7ifI9J0Q=s0-d)
Ян Стен часто вкладывал в свои работы морализаторские идеи или иллюстрировал общеизвестные пословицы и аллегории.![foto](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v0iaJxx8Uhn4k8Upy_z_I1wcv_UdqTEfiB9-ZQa3QsE6Wmmx2UPLzauSjpGLyinzE0U9aoqkuLcPBRZ6NvYxbr1bZbIIrs-5vkkEVuvlTNvNThHLOb_3gzoDZ3xJNunsjJagYZ4JFBdwSIJVvU5oAq=s0-d)
В этой работе представлены все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За танцующей парой играют два молодых музыканта.
В это время другие персонажи в увитой виноградными лозами беседке флиртуют, вкушают пищу, пьют, курят, а дети забавляются игрушками.
Ухмыляющийся человек слева, ласкающий подбородок дамы, которая пьет из элегантного бокала – это сам Ян Стен.
Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картины, Стен использует различные символические посылы. ![foto](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_t-c4yelm9MdkypfgzT208441TR6FCQAIvnUmd39WtZCSAeoy3BKDnXDHHEx-0vmpS-BddUWs3nqeVGF1l0lVSNpNrP1NTt-ryjbaKkcpulFdwkLNdD_ROzgkU76ZnMuG2DyPKRZqqPQ6f3nsBNgDbWWw=s0-d)
Например, срезанные цветы, разбитая яичная скорлупа и мыльные пузыри призваны напомнить зрителю о быстротечности чувственных удовольствий. Memento
No comments:
Post a Comment