Friday, 15 October 2021

Boris Orlovskiy 1797-1837

 





01. Модель памятника генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову перед Казанским собором в Санкт-Петербурге
Россия, первая половина XIX в.
Орловский, Борис Иванович. 1797-1837
бронза, малахит
литье, чеканка, гравировка, золочение, резьба, мозаика, полировка
48 х 24 х 15 см


Борис Иванович Орловский (фамилия при рождении — Смирнов) родился в 1791 (в других источниках 1793), Орловское наместничество (ныне Покровский район Орловской области); умер 16 (28) декабря 1837, Санкт-Петербург; русский скульптор эпохи ампира, ученик и последователь Бертеля Торвальдсена. Академик и профессор Императорской Академии художеств.




02. Орловский, Борис Иванович. 1797-1837
Портрет императора Александра I
Россия, 1834 г.
мрамор
74 х 50 см


Борис Орловский – один из крупнейших русских скульпторов-монументалистов первой половины XIX в. Он автор памятников – фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором, фигуры Ангела на Александровской колонне, декоративной скульптуры на Московских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге. Б. И. Смирнов, прозванный Орловским по месту рождения, происходил из семьи крепостных людей. По личному распоряжению Александра I Борис Орловский получил вольную, был причислен к Академии художеств и вскоре отправлен пенсионером в Рим, в мастерскую Б. Торвальдсена, где жил и работал с марта 1823 по декабрь 1828 года. В течение жизни Б. И. Орловский создал несколько скульптурных портретов Александра I по моделям И. П. Мартоса и Б. Торвальдсена. Ретроспективный бюст Александра I – единственный, выполненный скульптором по собственной модели. Он изваял его в 1834 г. по заказу императора Николая I в то время, когда заканчивал отделку статуи Ангела для Александровской колонны, лику которого скульптор, по повелению венценосца, должен был придать черты почившего императора. Это новый тип антикизированного портрета эпохи романтизма, ориентированный на ренессансные гуманистические идеалы и творческие традиции. Широкий лоб, широкий разворот плеч, благородная осанка – перед нами император, государственный муж, образец человека, героя и философа, с чертами и в одежде римлянина. Александр облачен в тогу, схваченную фибулой на правом плече с изображением российского герба. Его лицо при множественности точек зрения обнаруживает сложность душевного склада, состояние разочарования и усталости, и в то же время на нем как бы лежит «печать вечности». Этот бюст никогда не тиражировался и является уникальной портретной характеристикой Александра I, подводящей итог многолетним художественным раздумьям автора. Он изваян из уральского или, как его называли тогда, «сибирского» мрамора, трудно поддающегося резцу ваятеля, крупнозернистого, с включением искрящихся крупинок кварца, который в основном использовали как облицовочный материал. Бюст был приобретен императором Николаем I в 1834 г. за 1000 рублей серебром. До 1852 г. он находился в Таврическом дворце, 23 мая 1852 г. его установили в помещении 1-й Библиотеки, переименованном вскоре в «Зал русской скульптуры».



03. Бюст - герма Александра I в лавровом венке, завязанном лентой на затылке
Россия, 1822 г.
Орловский, Борис Иванович. 1797-1837
Автор модели: Мартос, Иван Петрович. 1754-1835
мрамор
61 х 38 см




04. Фигура фельдмаршала князя М. И. Кутузова - модель для памятника перед Казанским собором
Россия, Вторая треть XIX в.
Кузнецов, Дмитрий (?), работал перв. пол. XIX в.
Автор модели: Орловский, Борис Иванович. 1797-1837
Название:
дерево резьба
57 х 25 см




05. Фигура фельдмаршала князя М. Б. Барклая-де-Толли - модель для памятника перед Казанским собором
Россия, Вторая треть XIX в.
Кузнецов, Дмитрий (?), работал перв. пол. XIX в.
Автор модели: Орловский, Борис Иванович. 1797-1837
дерево резьба
60 х 23 см




06. Модель Александровской колонны
Россия, 1834 г.
Автор модели: Монферран, Огюст. 1786-1858
Автор модели: Орловский, Борис Иванович. 1797-1837
бронза, гранит
145 х 30,5 см (колонна); 20 х 43 х 43 см (основание)

No comments:

Post a Comment