Friday, 7 February 2020

Klavdiy Stepanov



Портрет девушки в народном костюме. 1882

Родился в 1854 близ Москвы в селе Табалово Подольского уезда в семье Петра Александровича Степанова (1805—1891), русского генерала, царскосельского коменданта и Веры Александровны Слуцкой (Вульф, Степанова). Известный карикатурист Николай Петрович Степанов- дядя Клавдия Степанова. Один братьев Клавдия- Михаил- стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой- Филипп служил по ведомству Св. Синода,(с его именем связана публикация «Протоколов Сионских мудрецов»). Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика; здесь за свои успехи в рисунке был удостоен малой серебряной медали. По окончании университета на волне патриотического подъема добровольцем принял участие в Русско-турецкой войне 1877-1878, служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов.


Дон Кихот. 1888

В 1880 году уехал за границу; жил в Париже, затем в Венеции и Флоренции. Здесь он пишет небольшие картины преимущественно с фигурами в западноевропейских костюмах эпохи Возрождения. С 1885 года картины Клавдия Степанова стали регулярно появляться на академических выставках в Санкт-Петербурге и в 1888 году академия художеств присвоила ему звание классного художника 1-й степени. К этому времени работы живописца охотно приобретались коллекционерами, среди которых были П. М. Третьяков, А. Н. Русанов, великий князь Константин Константинович.


Лаура поёт.

В начале XX века К. П. Степанов вернулся в Россию, где проявил себя «горячим врагом беспочвенного русского западничества». Хорошо знавший политическую систему Запада, он протестовал против механического перенесения европейских политических институтов на русскую почву. Он обращал внимание, что у русских и европейцев различается даже само представление о принципе выборности, подчеркивая, что Русскому народу чужда идея избрания своих «представителей», русские выбирают представителей разве что в торжественных случаях для поздравления, а вот избрание «выборных для нарочитого дела и в деле том сведущих» вполне входит в наше народное понимание.


Жанровая сцена. 1902

В 1903 году начал сотрудничать в газете «Московские ведомости»; много писал по крестьянскому и земельному вопросам (часто совместно с Д. А. Хомяковым). В 1906—1907 годах был редактором-издателем славянофильской газеты «Московский голос». Участвовал в монархическом движении со времени его возникновения; был участником Всероссийских съездов Русских Людей в 1907 и 1909 годах. До декабря 1908 года был одним из вице-председателей весьма влиятельной общественной организации Аксаковского литературного и политического общества в Москве.


Письмо. 1893

Имел четырёх сыновей от брака с дочерью Н. П. Дитмара, Варварой Николаевной (1855—?). Двое, Даниил и Пётр стали художниками (Даниил работал на Монетном дворе); другие двое, Георгий и Юрий стали офицерами. Все четверо эмигрировали.
В последние годы жизни Клавдий Петрович основал при Донском монастыре иконописную школу и находил время для творчества; им была выполнена вся настенная живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля.












Издатель «Цветника» (1908), художественно-литературного сборника изобразительных искусств- К.П. Степанов. Этот номер был единственным.

Напряжённая работа подорвала здоровье Степанова, он слишком поздно согласился на уговоры врачей ехать на лечение в Ялту, где 15 июля (28.07.-нов.стиль) 1910 года скончался. В одном из некрологов отмечалось, что он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».


Ухаживание. 1891


Игра в карты.


Портрет старика. 1890


Портрет бедуина.


Тверская красавица у ларца с драгоценностями. 1889


Колыбель Михаила Фёдоровича в доме бояр Романовых в Москве. Гравюра Флюгеля.


Кавалер, пишущий письмо. 1885


Портрет девочки.


Письмо. 1884


Девушка с лютней. 1894


Терпение (Марина Мнишек перед постригом в монахини).


Урок рисования. 1890


Натюрморт с предметами Ренессанса. 1889


Дон Гуан и Лаура.


Седина в голову, а бес в ребро. 1888


Серенада.


Скупой рыцарь и вдова. 1909


Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1902


С мороза (журнал Нива, грав. Флюгель).


Чемоданов у венецианского художника (грав. Флюгель).

No comments:

Post a Comment