Sunday, 19 August 2018

Sankt Peterburg: Raffaelo´s Loggias in the Hermitage



Экспозиции Нового Эрмитажа(1):Лоджии Рафаэля


                         

 1сентября 1778 года Екатерина II была не в духе из-за плохой погоды. «… с моря дует сильный ветер, наихудший из того, что можно вообразить…», - писала она Мельхиору Гримму, французскому литератору, другу Вольтера и Дидро. -
[more=далее]


«Сегодня днем мне в руки попали плафоны Лож Рафаэля (раскрашенные гравюры Джованни Вольпато и Джованни Оттавиани, серия «Лоджии Рафаэля в Ватикане», 1770-е гг.). Я прошу вас немедленно написать Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, и я даю обет Святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они…». Поручение было немедленно передано жившему в Риме «надворному советнику на русской службе», знатоку римских древностей Иоганну Фридриху Рейфенштейну.


Лоджии Ватиканского дворца были созданы по заказу папы римского Льва X в 1517-1519 гг.

Замысел Рафаэля воплотили его ученики и помощники.

Своды галереи украшены росписями со сценами из Библии, а стены покрыты ковром гротесков. Подобные орнаменты, сочетающие реальные и фантастические мотивы, были обнаружены в Риме при раскопках античных зданий, в том числе «Золотого дома» Нерона.


К ноябрю 1778 года было получено разрешение римского папы, и художники приступили к копированию фресок. Возглавил эту группу Христофор Унтерпергер, австрийский живописец, лучший ученик Менгса, вместе с которым он расписывал Ватиканскую библиотеку.

По рекомендации Рейфенштейна в 1779 году в Санкт-Петербург был приглашен Джакомо Кваренги.


Перед отъездом он сделал обмеры галереи Ватиканского дворца. Рейфенштейн писал Гримму, что у архитектора «есть образец своего искусства – проект дворца, пропорции которого позволяют поместить в нем Лоджии Рафаэля.

Он разрабатывал этот проект в период подготовки своей поездки в Россию». Строительство корпуса Лоджий рядом со зданием Большого Эрмитажа началось в 1783 году. Наблюдение за работами было поручено архитектору Ивану Францевичу Дункеру и каменных дел мастерам Дж. Лукини и М. Кезу.

Когда копии фресок, исполненные темперой на холсте, прибыли в Санкт-Петербург, оказалось, что их величина не соответствуют размерам построенной галереи. Это вызвало публичный скандал, окрашенный яркими красками итальянского темперамента участников. Пришлось уменьшить ширину простенков и столбов и увеличить оконные проемы. Все работы были завершены к 1792 году.


Лоджии не стали точным повторением римского оригинала: зеркала заменили оконные проемы, гризайльная живопись - рельефы. В центральном своде помещен двуглавый орел с шифром Екатерины II.

Классический рисунок оконных проемов, наборный паркет, изразцовые печи, хрустальные фонари придали интерьеру оригинальный вид. В центре Лоджий находилась дверь в зал, соединенный с Северным и Южным кабинетами, предназначавшимися для хранения коллекций.

Еще до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников под руководством Х. Унтербергера в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее папского дворца.


Копии исполнялись на холстах, которые в закатанном виде доставлялись в Петербург. Здесь перед установкой полотен живопись приводил в порядок художник Я. Меттерлейтер.

Когда сооружался Новый Эрмитаж, корпус с Лоджиями также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ.

Корпус Лоджий Рафаэля был разобран в ходе возведения здания Нового Эрмитажа в середине XIX века. Совершенно изменился фасад здания, решенный Кваренги в виде строгой классической двухъярусной колоннады.

Сохранились только Лоджии, на которые, как писала Екатерина II, «чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть».

Лоджии Рафаэля - цельный ансамбль, в котором отлично соединены архитектура, живопись и скульптура. Галерея состоит из тринадцати одинаковых архитектурных объемов, каждый из которых перекрыт отдельным сводом. Упругие арки сводов и мощные опорные столбы создают мерный, четкий ритм.

При эвакуации в 1941 году, в связи с опасением за сохранность живописи, было принято решение холсты не снимать. Специальные щиты плотно закрывали окна лоджий. Меры предосторожности вполне себя оправдали - за время Великой Отечественной войны помещение не получило никаких повреждений.

Характерное для эпохи Возрождения обращение к искусству древних, а также стремление обнаружить связь между античностью и христианством, воплощено и в декоре галереи.

Своды украшены картинами на библейские сюжеты, - по четыре в каждой части. Этот цикл из пятидесяти двух композиций, сорок восемь из которых посвящены Ветхому Завету, а четыре - Новому Завету, - получил название "Библия Рафаэля".

Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона).

Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл.

На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли. Небольшие рельефы, располагающиеся между живописными композициями ватиканской галереи, воспроизведены в эрмитажных Лоджиях также в технике гризайли.

Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной реальностью. Орнамент такого типа получил название "гротеск". Возникшее от слова "грот" (пещера), оно связано с росписями интерьеров "Золотого дома" - дворца императора Нерона, руины которого, со временем оказавшиеся под землей, были открыты в конце XV века.


Гротески, рожденные свободной и яркой фантазией Рафаэля, не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля" (в ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи - рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев X).

No comments:

Post a Comment