Thursday, 6 July 2017

Wuerzburg residence, Germany

 +Рубрики


Немецкое барокко:Вюрцбургская резиденция


Вюрцбургская епископская резиденция  - памятник мировой культуры, шедевр позднего барокко. В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем.

Вюрцбургская резиденция  — архитектурный комплекс в стиле барокко, расположенный в черте центра города Вюрцбург. Построен архитектором Балтазаром Нейманом в период с 1719 по 1744 годы, внутреннее художественное оформление создавалось и далее, до начала 1780-х годов.

Резиденция была одним из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором, проявившим изрядное упорство при отстаивании собственных идей и представлений в спорах с коллегами, художниками и самими заказчиками, был вышеозначенный-Иоганн Бальтазар Нейман 
К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Он пришел в архитектуру окольными путями, освоив до этого профессию мастера оружейных дел. Поэтому около его фигуры, которую можно обнаружить на фресках Тьеполо, изображена внушительных размеров пушка. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни - главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен...
Если говорить о внешнем облике, то одна из особенностей резиденции состоит в ее многоликости - в том, что в одном месте под одной крышей можно обнаружить разные типы европейских дворцов, сравнив, например, фасады со стороны города и дворцового парка.
В наши дни дворцовая площадь используется в качестве стоянки, что портит общее впечатление и отбивает желание фотографировать эту часть резиденции, заставляет идти на уловки, чтобы машины не попали в кадр. Однако такое прагматическое решение позволяет многочисленным гостям не тратить время на поиск парковки в небольшом городе. А ведь когда-то эта просторная площадь создавалась как раз для того, чтобы подчеркнуть масштабы и значение дворца.
Фасад здания
Новый дворец должен был стать символом церковной власти и наглядным выражением идей абсолютизма. До этого в качестве резиденции епископы использовали крепость Мариенберг, расположенную на горе на противоположенном берегу Майна.
Свою лепту в дело захотели внести и ближайшие родственники нового епископа: родной дядя - курфюрст Майнца, а также брат - вице-канцлер империи, помогавший идеями из Вены. 
Вид со стороны парадного двора
До проводившейся в ходе секуляризации ликвидации церковных территориальных образований здесь находилась резиденция князей-архиепископов Вюрцбурга. Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 г. ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список Всемирного наследия.

Потолочная живопись над лестницей
Над резиденцией вюрцбургских князей-епископов почти шесть десятилетий, начиная с 1720 года, работали именитые мастера из Парижа, Вены, Генуи, Венеции и Амстердама. Например, итальянец Джованни Баттиста Тьеполо написал в Вюрцбурге самую большую потолочную фреску в мире...
Строительство Вюрцбургской резиденции было начато при архиепископе Иоганне Филиппе Франце фон Шёнборне в 1719 г., который умер через четыре года, так и не увидев готового дворца
Он был из влиятельного южно-германского графского рода Шёнборнов. Именно он и разглядел талант молодого архитектора Неймана. Строительство корпусов резиденции продолжалось с 1720 по 1744 годы, а отделка - вплоть до 1780-го.
Balthasar Neumann
27 января 2017 года исполнилось 330 лет со дня рождения Бальтазара Неймана - важнейшего немецкого архитектора эпохи барокко. Его портрет украшал купюру достоинством 50 марок.
Уже на первом этапе произошла встреча Неймана, которая стала началом продолжительного противостояния, с самым влиятельным архитектором Вены Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом (Johann Lucas von Hildebrandt). Среди самых известных работ Хильдебрандта - венские дворцы Верхний и Нижний Бельведер.
Хильдебрандта и Неймана можно считать заклятыми коллегами. О вражде и спорах между ними ходят легенды. Самая известная из них связана с парадной лестницей в Вюрцбургской резиденции. Хильдебрандт обещал повеситься на крюке, который сам вобьет в ее потолок.
Дело в том, что планы Неймана предусматривали возведение свободного кирпичного свода без дополнительных опор - 32 на 18 метров при 5-метровой высоте. Позже именно на этом своде Джованни Баттиста Тьеполо разместит самую большую по площади потолочную фреску в мире.
Хильдебрандт был уверен, что Нейман ошибся в расчетах. По его мнению, потолок должен был обвалиться еще во время строительства. Нейман иронично возразил ему, что в день исполнения обещания установит на лестнице артиллерийскую батарею, чтобы отметить это радостное событие праздничным залпом.
Hofkirche Wuerzburg
Потолок и ныне там, а Хильдебрандт умер собственной смертью, хотя и проиграл пари.
Мало того, спроектированный Нейманом свод выдержал пожар, возникший в резиденции после налетов британской авиации в 1945 году. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но ее каменный потолок остался в целости и сохранности. Вместе с уникальными фресками. Именно эту часть здания первым делом накрыли временной крышей по распоряжению одного из американских офицеров, чтобы спасти от дождей уникальное произведение искусства.

Изображение скульптора Тильмана Рименшнайдера на фонтане Франконии. На заднем плане - балкон над главным входом в резиденцию
Скульптор Тильмана Рименшнайдер
Предполагаемый автопортрет, алтарь Креглингена
После скоропостижной смерти первого заказчика - всего через четыре года после начала строительства резиденции - его преемник Кристоф Франц фон Хуттен (Christoph Franz von Hutten) в 1724 году решил прекратить работы из-за напряженного финансового положения, закончив лишь северный корпус.
Giovanni Battista Tiepolo - The Investiture of Herold as Duke of Franconia
Salle ovale donnant sur le jardin
Однако правление фон Хуттена в Вюрцбургском церковном княжестве продолжалось недолго. Он умер через пять лет, а на смену ему вновь пришел представитель рода Шёнборнов - тот самый венский вице-канцлер Священной римской империи германской нации Фридрих Карл фон Шёнборн  Он продолжил строительство с характерным для Шёнборнов энтузиазмом. Кстати, к этому времени Фридрих Карл уже занимал пост князя-епископа Бамберга, а Вюрцбург стал его вторым церковным княжеством.

Всего в период возведения корпусов и отделки резиденции за более чем тридцать лет при Неймане сменилось пять епископов. При одном из епископов он на несколько лет попал в немилость и был отстранен от проекта.

До 2002 года с Бальтазаром Нейманом и его главным дворцом ежедневно соприкасались миллионы жителей Германии. Если вы помните последнюю купюру достоинством в 50 немецких марок, то на ней был изображен именно его портрет - в пышном парике, с уверенным и открытым взглядом, а на другой ее стороне - фасад Вюрцбургской резиденции.

В наши дни во время путешествий по Германии и Европе напрасно искать архитектурные сооружения с купюр единой валюты евро. Все они, как и Вюрцбургская резиденция, являются своего рода "синтезом" архитектурных форм и идей, но в отличие от дворца-резиденции, построенной Нейманом, существуют лишь на бумаге, то есть на банкнотах.
При разработке дизайна общих европейских денег реально существующие мотивы решили не использовать. При таком большом количестве стран, входящих в валютный союз, спорить пришлось бы долго. Поэтому на реальных европейских деньгах в наши дни изображены объекты исключительно виртуальные, "синтезированные", но по своим формам вполне характерные для Европы.
Из темного и неуютного сегодня вестибюля на второй - главный - этаж ведет роскошная широкая лестница, построенная по проекту Бальтазара Неймана (Johann Balthasar Neumann). Ее потолок, о деталях строительства которого мы рассказали в предыдущем репортаже, расписал Джованни Баттиста Тьеполо.
Но начиналось все с парадной лестницы, по которой хозяева и их высокие гости поднимались с уровня грешной земли в свои поднебесные покои. Чем выше был ранг посетителя, тем ниже по лестнице спускался навстречу ему князь-епископ. Чем проще был гость, тем дольше он ждал аудиенции, проводя в передней, на неудобном стуле, без еды и питья, долгие часы, как будто становясь еще ничтожнее в окружении тяжелого барочного убранства внутренних интерьеров. Таков был психологический расчет: представ, наконец, перед правителем, верноподданные и прочие просители должны были испытать чувство облегчения и благодарности от самого этого факта.
Самая большая потолочная фреска в мире полностью видна, начиная со второго пролета лестницы. Посетителям открываются аллегорические изображения четырех частей света: Азии, Африки, Америки и Европы. В центре всей композиции - "сам" архиепископ, к которому слетает Меркурий. Среди окружающих его фигур можно найти и портреты строителей резиденции.
Чтобы понять место и роль этой резиденции, следует несколько слов сказать о самих Шёнборнах - следы которых в Баварии встречаются буквально на каждом шагу. Из рода Шёнборнов происходит восемь епископов и архиепископов, двое из них - кардиналы, а один даже занимал пост вице-канцлера Священной Римской империи. Шёнборны - известные покровители искусств и меценаты, заядлые строители.
В начале подъема по лестнице многие посетители-туристы пытаются перешагивать сразу через несколько ступенек (они непривычно низкие), но лучше этого не делать. Небольшая высота ступенек была вызвана тем обстоятельством, что костюмы и платья знати и придворных во времена барокко были очень тяжелыми и "навороченными", поэтому подъем на второй этаж совершался степенно и неспешно.
Но не только в этом дело. Каждый шаг открывал новые перспективы, прибавлял света, подъемом следовало наслаждаться. Низ лестницы был намеренно оставлен в темном пространстве, а верхние ступени залиты светом, отраженном от огромного красочного потолка.
Одна из возведенных ими резиденций, также включенная ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, находится в Бамберге.
К моменту избрания епископом Вюрцбурга Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн в результате выигранного судебного процесса получил огромную по тем временам сумму - 600 тысяч гульденов, которая позволила незамедлительно приступить к осуществлению его архитектурных фантазий.
Джованни Баттиста Тьеполо
В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие Джованни Баттиста Тьеполо (лестница, украшенная самыми крупными потолочными фресками в мире, Зал кайзера, придворная церковь), Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).
Kaisersaal
Придворная жизнь немецких барочных резиденций проходила по строгим законам, подчиняясь своего рода театральному сценарию с участием огромной труппы. Декорации на этой сцене не менялись, а действующие лица вместе с публикой и статистами сами перемешались из одной трехмерной кулисы в другую. Эти спектакли соединяли в барочный "гезамткунстверк" (универсальное произведение искусства) архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, танец, театр...
Устройство барочных резиденций было подчинено иерархической абсолютистской логике, а череда репрезентативных помещений - единому порядку. В Вюрцбурге все "дороги" вели в Императорский зал (Kaisersaal), а из него в южные и северные Императорские апартаменты (Kaiserzimmer). Анфилада южного крыла состоит из Передней (Vorzimmer), Зала для аудиенций (Audienzzimmer), Спальни (Schlafzimmer), Зеркального кабинета (Spiegelkabinett) и Галереи (Galerie).
Далее двери ведут в репрезентативный Императорский зал - самое роскошное помещение резиденции. Его стены частично облицованы мрамором, а остальное пространство украшают фрески работы Тьеполо и ажурная лепнина Босси. На куполе - солнечная колесница Аполлона с невестой императора, по бокам - сцены из истории Вюрцбурга. Первая изображает проходившую здесь в 1156 году свадьбу императора Фридриха Барбароссы, вторая - его же во время вручения вюрцбургскому епископу грамоты о присвоении княжеского титула в 1168 году.
Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.
Северные Императорские апартаменты были оформлены позже южных уже в стиле так называемого Вюрцбургского рококо (Würzburger Rokoko). Именно в этом крыле резиденции несколько раз - в 1806, 1812 и в 1813 годах - останавливался французский император Наполеон. Вюрцбургское церковное княжество к тому времени уже прекратило свое существование, а до окончательного перехода под контроль Баварии в 1814 году им правил великий герцог Тосканский Фердинанд III. Он получил Вюрцбург от Наполеона в качестве компенсации за утерянное собственное герцогство, которое французский император отдал своей младшей сестре Элизе. Однако вернемся в донаполеоновскую эпоху...
Во времена Священной Римской империи германской нации визиты императора во входившие в это государственное образование королевства и княжества (а Вюрцбург был церковным княжеством, во главе которого стоял избираемый князь-епископ) были центральными событиями придворной жизни. Затраты средств и сил на них, особенно в XVI-XVII веках, по размаху напоминали, если провести сравнение с современными реалиями, организацию чемпионата мира по футболу. Во всяком случае, именно такое сравнение приводят сегодня гиды-экскурсоводы во время знакомства с Вюрцбургской резиденцией.

Императорские апартаменты строились, оформлялись и содержались специально для монарха или ближайших членов его семьи, если те путешествовали отдельно. Эти апартаменты являлись своего рода визитной карточкой княжества и выражением преданности императору. Приватные апартаменты вюрцбургских князей-епископов, также открытые сейчас для посещения, на фоне роскоши императорских анфилад второго этажа выглядят куда более скромно.

Гости князя-епископа попадали в резиденцию через Почетный двор (Ehrenhof) со стороны обращенной к городу Дворцовой площади (Residenzplatz). Двор когда-то был огорожен декоративной решеткой, созданной по проекту венского архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта (Johann Lucas von Hildebrandt). Решетку и центральные кованые ворота демонтировали в 1821 году.
Миновав Почетный двор, кареты попадали в вестибюль, в котором свободно могла развернуться упряжка из 12 лошадей. Из вестибюля на уровне первого этажа можно попасть в овальный Садовый зал (Gartensaal). Его плафон с фресками "Отдых Дианы" и "Пища богов" Иоганна Цика (Johann Zick) опирается на колонны и словно парит в воздухе, напоминая раскрытый парашют. Летом оконные рамы выставляли, и зал превращался в своего рода крытую террасу. Сейчас здесь перед началом экскурсий собираются туристы.
В вюрцбургской Резиденции в 1806—1813 гг. трижды останавливался Наполеон I, последние два раза со своей второй женой Марией-Луизой Австрийской, дядя которой, бывший великий герцог Тосканский Фердинанд III, в это время был великим герцогом Вюрцбургским. В этот период некоторые помещения дворца («тосканские комнаты») были оформлены в неоклассическом стиле, на который повлиял и наполеоновский ампир.
Ключ к пониманию барокко заложен в самом названии. Оно произошло от итальянского "причудливый", "странный". Барокко с помощью всех доступных средств архитектуры, скульптуры, живописи, оформления и организации окружающего пространства (назовем еще создание единых садово-парковых ансамблей, но барочный парк, разбитый у Вюрцбургской резиденции, стремился поразить, ошеломить, что приводит к буйной декоративности и подчеркнутой демонстрации роскоши.
Prinzregent Luitpold
В 1821 году в Резиденции родился принц-регент Баварии Луитпольд, во время своего правления (1886—1912) заботившийся об украшении Резиденции, в частности, открывший перед ней в 1894 году «Франконский фонтан».
Во время бомбардировки Вюрцбурга 16 марта 1945 года Резиденции был причинён значительный ущерб, ряд её залов полностью утрачен (при этом центральная её часть, включая роспись Тьеполо и оформление Белого и Императорского залов, уцелела). Большую роль в консервации повреждённого шедевра вскоре после занятия города войсками союзников сыграл американский искусствовед Джон Скилтон. Масштабные работы по реставрации развернулись в 1960—1970-е годы и завершились лишь осенью 2006 г.; часть экспозиции Резиденции посвящена истории восстановительных работ.
Перед окнами Императорских апартаментов в Вюрцбургской резиденции разбит необычный по своей планировке регулярный Восточный сад (Ostgarten). Князья-епископы позаботились о том, чтобы из гостевых покоев, предназначавшихся для императоров Священной Римской империи, открывался красивый вид, служивший своего рода продолжением их богатой обстановки и барочного интерьера.
Внизу прямо у садового фасада - похожий на циферблат часов круглый цветник с бассейном в центре. За ним - зеленый амфитеатр. На верхнюю террасу можно попасть по боковым лестницам. Их перила и балюстрады украшены каменными вазами и скульптурами играющих детей. Такие же фигуры - в зеленых арках боскетов в партере. За ними вдоль стены, поддерживающей верхнюю террасу, установлены трельяжи, увитые зелеными растениями. По краям - розарии со скамейками и фонтанчиками.

Восточный фасад Вюрцбургской резиденции, построенный по проекту Бальтазара Неймана (Balthasar Neumann), считается одним из совершеннейших произведений барочной архитектуры. Разбитый перед ним сад еще больше подчеркивает его торжественность.
Вюрцбургские епископы и их гости попадали в этот райский уголок через Садовый зал (Gartensaal) на первом этаже резиденции. В наши дни туристам приходится идти в обход - через кованые Садовые ворота (Hofgartentor), расположенные справа на Дворцовой площади (Residenzplatz). Они были изготовлены в мастерской Георга Эгга (Georg Oegg) в 1748-1751 годах.

Ворота увенчаны императорской короной, а в средней части указано имя князя-епископа Адама Фридриха фон Зайнсхайма (Adam Friedrich von Seinsheim), правившего в Вюрцбурге с 1755 по 1779 годы. Мы уже упоминали его в репортажах из Бамберга, где он также занимал епископскую кафедру. В частности, во времена фон Зайнсхайма в загородной резиденции Зеехоф (Seehof) под Бамбергом появился фонтан Геракла, ставший центром всего садово-паркового ансамбля.


Князь-епископ фон Зайнсхайм - типичный правитель барочной эпохи. Он был известным меценатом и покровителем искусств, много внимания уделял образованию своих подданных, заботился об их благосостоянии, даже получил прозвище "отца Отечества", так сказать "князя-батюшки" ("Vater des Vaterlandes").

Зайнсхайм завершил дело, начатое в 1720 году одним из его предшественников, - представителем знаменитого рода Шёнборнов. За почти два с половиной десятилетия его правления в Вюрцбурге были окончательно закончены как отделка внутренних помещений резиденции, так и обустройство парка. В 1770 году на должность главного садовника он пригласил Иоганна Прокопа Майера (Johann Prokop Mayer) - европейскую знаменитость, автора трехтомной энциклопедии плодовых деревьев Pomona Franconica, иллюстрированной 500 гравюрами.


Майер родился в Богемии, мастерству обучался во Франции, а в Вюрцбург прибыл из Англии. Хотя в это время в Европе уже набирали популярность английские пейзажные парки, порученный ему Восточный сад был заложен как "регулярный", то есть его планы подчинялись законам симметрии - по французским образцам садово-паркового искусства. Причем, как отмечают историки, разработан его план был с использованием всех приемов и уловок этого стиля организации ландшафта. Отметим сразу, что пейзажный парк в резиденции тоже появился, но несколько позже - уже при другом садовнике и следующем епископе.


Общая территория садово-паркового ансамбля Вюрцбургской резиденции немногим более чем в три раза превосходит площадь, которую занимает сам дворец, что по меркам других парков, появившихся в эпоху барокко в Европе, выглядит очень скромно.


Барочный сад должен был удивлять, поражать воображение, возбуждать фантазию, давать возможность потеряться, спрятаться. Именно в этот период окончательно сформировалось понятие дворцово-парковых ансамблей - с зелеными театрами, фонтанами и каскадами, лестницами, скульптурами, другими декоративными элементами, боскетами, аллеями, дорожками, цветниками...
Регулярные парки, заложенные по французским образцам, должны были оптически продлевать и расширять пространство, а также служить достойным обрамлением для дворцов - архитектурных жемчужин. Характерным элементом были уходившие к горизонту главные аллеи или каналы, продолжавшие центральную ось основного здания, но в Вюрцбурге реализовать такой вариант было невозможно: с одной стороны подступали городские кварталы, а с другой ...
Проблема состояла в том, что резиденция строилась на свободном участке в черте старого города, территория которого была окружена оборонительными укреплениями. С восточной от резиденции стороны находился бастион, который и определил не только размеры этой части дворцового парка, то есть Восточного сада, но и особенности его планировки.


Сразу за полукруглым партером у восточного садового фасада резиденции начинаются террасы. Верхняя находится на одном уровне с бастионом, то есть на высоте бывшего крепостного вала. Варианты разрушения самого бастиона или создания в нем бреши для того, чтобы разбить просторный регулярный парк с центральной аллеей, согласно историческим документам, всерьез не рассматривались.
Несколько больше простора и пространства для фантазии было в южной части парка, в так называемом Южном саду, в который с Дворцовой площади ведут кованые Садовые ворота. Но она в результате оказалась менее сложной и репрезентативной, чем Восточный сад. Оформлялась она еще позже Восточного сада, поэтому здесь можно обнаружить следы раннего классицизма.

Одной из главных достопримечательностей Южного сада является скульптурная группа "Похищение Европы" работы Иоганна Петера Вагнера (Johann Peter Wagner). В его мастерской были выполнены и другие фигуры, например, составляющая симметричную пару "Похищению Европы" группа "Похищение Прозерпины". Вагнер считается одним из лучших европейских скульпторов периода рококо, а поздняя стадия его творчества уже приходится на начало эпохи классицизма.

Южный сад, в отличие от Восточного расположенный на одном уровне, ограничен боковым фасадом резиденции и построенной в 1756-1758 годах Оранжереей. Эта часть парка имеет правильную прямоугольную форму, а по структуре напоминает планировку садов в австрийских дворцах-резиденциях, правда, со своими особенностями.
Центральные оси и диагонали сходятся в центре у круглого бассейна. При этом главная дорожка, продолжающая центральную ось бокового фасада, намного уже остальных и дважды прерывается скульптурными группами с Европой и Прозерпиной. Такая планировка словно заставляет посетителей воспользоваться диагональной линией, ведущей в сторону Восточного сада. Или пройти в другую сторону - к пейзажной части садово-паркового ансамбля.


Ландшафтная часть была оформлена во времена князя-епископа Франца Людвига фон Эрталя (Franz Ludwig von Erthal), правившего в Вюрцбурге в 1779-1799 годах. К этому времени в Европе окончательно распространилась мода на английские ландшафтные парки, а сам новый епископ отвергал старую строгую геометрию регулярных парков как чрезмерно искусственную.


С ландшафтной частью парка граничит бывший епископский "огород", то есть Кухонный сад (Küchengarten). Первоначально такие "огороды" устраивались при дворцах с чисто прагматическими целями, но в XVII-XVIII веках постепенно превратились в репрезентативные сады с искусно постриженными фруктовыми деревьями. В прошлом веке фруктовый сад постепенно потерял свое значение и в 1969 году был подвергнут перепланировке. На месте старых деревьев появились газоны. Около десяти лет назад власти Баварии (а весь дворцово-парковый ансамбль принадлежит сейчас этой федеральной земле) приняли решение восстановить его исторический облик. В 2001 году здесь посадили 120 фруктовых деревьев, а также 60 ягодных кустарников, кроны которых будут пострижены в соответствии с историческими образцами - в форме конусов и других геометрических фигур.
 
Библиография
Willi Feuerstein: Geschichte des Hochstifts Würzburg unter H. (Diss. masch. Würzburg), 1924; — NDB X, 98; — LThK V, 550.
Elisabeht Baumann, Burkhard von Roda, Werner Helmberger: Residenz Würzburg und Hofgarten. Amtlicher Führer, 200 Seiten, Verlag: Bayerische Verw. d. staatl. Schlösser, Gärten u. Seen; Auflage: 13., neubearb. Aufl. (Oktober 2001) I
Verena Friedrich: Rokoko in der Residenz Würzburg. Studien zu Ornament und Dekoration des Rokoko in der ehemaligen fürstbischöflichen Residenz zu Würzburg. (Bayer. Schlösserverw. Forschungen zur Kunst- und Kulturgeschichte Bd. IX.) München 2004.

...

No comments:

Post a Comment