Wednesday, 22 February 2017

Vasilij Maksimov


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Максимов Василий Максимович (1844-1911).


Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств. После окончания курсов у талантливого молодого живописца появилась возможность уехать за границу, но он предпочёл остаться на родине, так как изображение русского народного быта было главным смыслом его жизни.

0Maximov.jpg
Максимов Василий Максимович

Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.

В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали АХ "за экспрессию".

Больное дитя (1864 г.)
Больное дитя, 1864

Картина «Больное дитя», написанная в 1863 году, стала своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры: в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце.
Картина известна лишь по офорту, но и он позволяет отметить, что в этой работе Максимов - пока лишь добросовестный ученик Академии. Академическая условность - идеальность лиц, предметная иллюстративность, полог у кровати, как торжественная академическая драпировка - снижает значительность жизненного факта. Сюжет из крестьянской жизни уже намечает главную тему его искусства, но художнику предстоит еще выработать художественное мышление, противоположное академическому.

автопортрет 1863
автопортрет 1863

В декабря 1863 года Максимов пишет автопортрет, на котором мы не можем не остановиться: в нем видна вера художника в свои силы, самоутверждение наперекор пережитым и уже отброшенным унижениям (автопортрет был показан на выставке 1877 г.). Этот холст многопланов по своему содержанию: знакомит с личностью автора, вводит в мир художника, говорит о его взаимоотношениях с миром. Луч света делает различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего. Свет скользит и словно запутывается в копне непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного с мягкими чертами лица. Динамика светового построения, подвижный мазок, незамкнутая объемная форма сообщают образу эмоциональную взволнованность. Осанка юноши горделива, голова в смелом полуобороте на зрителя, в выражении лица чистота и открытость, душевный строй приподнят. Небрежно запахнутый халат и не застегнутый ворот рубашки дополняют характеристику романтической раскованности. Художник молод, он еще только начинает жизнь в искусстве, и потому так привлекательны в нем гордая уверенность в себе и возвышенно чистый взгляд на мир. С автопортрета на нас смотрит человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность. Натура его тянулась ко всякого рода творчеству: он увлекался офортом, столь же самозабвенно занимался столярной работой - мастерил стулья, блюда, чаши. Наряду с романтической приподнятостью в портрете присутствует интимность. Наедине беседуя с собой, художник не скрыл мягкости своего характера, отметил уязвимость легко ранимой натуры. В этой несколько намеренной демонстрации независимости и уверенности в себе есть момент самоутверждения и желание скрыть беззащитность перед миром, судьбой, жизнью.

Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".

Мальчик-механик. 1871
«Мальчик-механик»
1871
Холст, масло
Национальный художественный музей Республики Беларусь

Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни". Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

Бабушкины сказки. 1867
«Бабушкины сказки»
1867
Холст, масло 67 х 92
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875).

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»
1875г.
Холст, масло 116 х 188
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху".

[more=*****]

В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.

«Больной муж»1881г.
«Больной муж»
1881г.
Холст, масло 70,8 x 88,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893).

Бедный ужин
«Бедный ужин»
1879
Холст, масло
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева


Аукцион за недоимки. 1880-1881
«Аукцион за недоимки»
1880-1881
Холст, масло
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского


Слепой хозяин
«Слепой хозяин»
1884
Холст, масло
Государственный Русский музей


У своей полосы. 1891
«У своей полосы»
1891
Холст, масло
Одесский художественный музей

Залом ржи. 1903
«Залом ржи»
1903
Холст, масло
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. <...> Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость - с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" - так называл Максимова И. Е. Репин.

Семейный раздел
«Семейный раздел»
1876
Холст, масло 106 х 148
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889).

Всё в прошлом
«Всё в прошлом»
1889г.
Холст, масло 72 х 93,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни.

В год написания картины «Все в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом - сказался тяжелый жизненный путь. После картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. Душевное состояние художника - очень часто упадническое, он подолгу не может превозмочь депрессию. Основным источником существования в этот период было копирование картин: «Все в прошлом» художник повторил сорок два раза, «Семейный раздел» и «Приход колдуна» - по пять-семь раз. Иногда Максимов поднимается до новых работ - это небольшие картинки типа «После обедни» (1891), «Лихая свекровь» (1893), «Пережил старуху» (1896), «Опять буянит» (1898). Ушла душа из живописи Максимова, как будто потерян живой нерв жизни, художник лишь по инерции пребывает в бытовом жанре. Чувствуя это, он теперь уделяет больше времени резьбе по дереву.

Добредет ли. 1896
«Добредет ли?»
1896
Холст, масло
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Но иногда приходили счастливые часы. И тогда художник снова удивлял потенциалом своего лирического дарования. Одно из свидетельств этого - небольшая работа «Опять на Родине», где художник изобразил себя перед могилами предков у церкви Васильевского погоста. Проникновенной грусти настроения художника вторят неяркий северный день, мягко тающие в воздухе березки, приглушенность светлой палитры

Опять на родине
Опять на родине

Передвижная выставка 1906 г. последняя, в которой участвовал художник. В 1910 г. он начинает свою последнюю жанровую картину из жизни купечества «Прощеное воскресение». В ноябре 1911 г. Максимов Василий Максимович умер, крестьяне из Лопина и Чернавина на руках несли гроб с телом Максимова; в церкви Васильевского погоста деревня сердечно прощалась со своим художником.

Через год в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Л.Н.Толстого, П.М.Третьякова, В.М.Максимова. С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков, И.Е.Репин. Репину же принадлежит некролог Максимову. Репинское чутье было верным, когда он писал, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым. Его образы отличает трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность живет в его лучших картинах. И еще один важный вывод из этого сравнения - из первого поколения передвижников Максимов глубже понимал поэтический склад русской натуры, ближе всех стоял к народным представлениям о красоте и народному творчеству. Словом, в 70-е годы одним из первых прикоснулся к художественному познанию национальной жизни, что нашло свое продолжение в творчестве следующего поколения русских художников.

http://www.artsait.ru/art/m/maksimov/main.htm
https://gallerix.ru/storeroom/1040780374/
http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=2&a...count_pic=-1&id_artist=129
http://art-assorty.ru/3270-maksimov-vasiliy-maksimovich.html

No comments:

Post a Comment