Sunday, 22 January 2017

XVIIIth century footwear



Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур. 1756

Я недаром поставила заглавной картинкой для этого поста фрагмент картины Буше. Если можно было бы выразить суть эпохи в обуви, то рококо - это, безусловно, мюли (женские туфельки без пятки). Они наиболее точно передают кокетство и легкомыслие, присущие галантному XVIII веку.




Жан-Оноре Фрагонар. "Счастливые возможности качелей". 1767  Собрание Уоллес, Лондон.




Фрагмент, на котором хорошо видна одна из мюлей, летящая в воздухе)


В каком столетии вы увидите столько картин на подобные пикантные сюжеты?



Жан - Франсуа де Труа. Подвязки. 1724




La Distraite Engraving France 19th century.


Даже на картине ниже - женская ножка в голубом чулке и кокетливой мюли, выглядывающая из-под глухого атласного платья, расшитого серебром, рассказывает нам о скрытой чувственности дамы.




Жан - Франсуа де Труа. Признание в любви. 1731 г.




Фрагмент картины


Почти такие же мюли есть в коллекции Назима Султановича:

 


Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это фото обуви и все ниже - мои. А вот здесь http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1293  вы можете посмотреть эти мюли в 3D


Рассказывает Н. С. Мустафаев: "Мы гордимся тем, что эта редкая пара дамских мюлей конца XVII-го – начала XVIII-го века пополнила нашу коллекцию. Они полностью отражают дух того времени. Аристократические красные каблуки в форме рюмочки, сложная вышивка серебром, скульптурная форма, заостренный к центру обрез союзки – все это как нельзя лучше соответствует утонченной обстановке французского королевского двора того времени".




Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Интересна история этого приобретения: "Весной 2006 года, готовясь к аукциону Чарльза Витакера (http://www.whitakerauction.com), - рассказывает Назим Султанович, - я просматривал интернет-каталог предстоящих торгов и заметил интересную пару мюлей с великолепной вышивкой серебром и высокими каблуками обтянутыми красной кожей. Они датировались 1690 годами. Изучив детали и узнав эстимейт, я отправил по факсу ставку и мне оставалось только ждать, ждать и ждать…
Пришел день торгов и поздно ночью, по московскому времени, мне сообщили новость, которая принесла только разочарование. Мне не удалось выяснить кто приобрел эту пару – музей, частный коллекционер или антиквар. Но однажды вечером, пять месяцев спустя, я набрел на очень интересный сайт http://www.silvermineantiques.com, на первой странице которого красовались мюли, о которых я думал почти полгода. Мне повезло, что я обнаружил их всего за несколько недель до того времени, когда их должны были отправить на аукцион "Christie's" в Лондон.


Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Наклейка на подошве одной из туфелек позволяет предположить, что они находились в знаменитой коллекции американского газетного магната Вильяма Рандольфа Херста. Известно, что часть его огромной коллекции произведений искусства и антиквариата продавалась в модных универмагах Нью-Йорка: "Гимбэлз" и "Сакс Пятое Авеню" (Gimbels & Sax Fifth Avenue) в 1939 - 1941 годах.

 
Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Реклама, опубликованная в газете "Нью-Йорк Таймз" 2 февраля 1941, утверждает, что сокровища из коллекции Херста продаются «за малую часть от первоначальной цены».
После 1942 года эти мюли находились в Трафагенской школе моды (Traphagen School of Fashion), которая обладала значительной коллекцией костюмов, кукол и украшений. Школа, имевшая собственную выставочную галерею, была основана в 1923 году дизайнером Этель Трафаген (Ethel Traphagen), которая известна тем, что ввела в женскую моду шорты и брюки в обтяжку. Особое значение в программе обучения уделялось технической стороне дизайна – конструированию и крою. Школа закрылась в начале 1990-х.
Мюли были бережно отреставрированы Татьяной Черкасовой (в то время она была реставратором некрополя московского Кремля) и являются одним из ценных экспонатов коллекции"

Женская обувь времен рококо - это, безусловно, продуманная часть костюмного ансамбля, цветовое пятно, которое завершает живописный образ.




Jean-Baptiste Charpentier le Vieux. La Famille du duc de Penthievre en 1768 ou La Tasse de Chocolat




Nicolas Lancret (French, 1690-1743) The Escaped Bird


Не такие ли туфли, как у барышни на картине выше, находятся сейчас в коллекции Назима Султановича?)




Туфли из жёлтого дамаста с острым носом и широким каблуком Людовика. Великобритания. с. 1720-40. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Marriage A-la-Mode: 6, The Lady"s Death

Фрагмент картины Уильяма Хогарта "Модный брак: смерть леди". 1743 г.


Есть и такие:




Остроносые туфли из розового дамаста на каблуке, декорированные позументом по союзке. Великобритания. c. 1745. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Подкладка язычка - подарок для всех любителей рокальных цветовых сочетаний!




Часть коллекции обуви XVIII века из собрания Н. С. Мустафаева.


О том, какие изменения происходили с обувью на протяжении всего XVIII века, рассказывает художник по костюмам, доцент Школы-студии МХАТ Ольга Поликарпова:
"Вся обувь XVIII века, мужская и женская, шилась без различия на правую и левую ногу, поэтому иногда внутри попадаются метки чернилами "правая" и "левая".




Туфли с хлястиками для пряжек из шелка с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острыми носками. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Обувь с верхом из кожи этого столетия встречается крайне редко - видимо, она была изношена.


Редкий экспонат - женские повседневные туфли на пряжке и маленьком каблучке. 1770-е годы. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото с сайтаhttp://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=930


Сохранившиеся образцы туфель сделаны, как правило, из шелковых тканей - дамаста, штофа, репса, глазета, бархата, шелкового или шерстяного сатина и т. д.




Туфли с хлястиками для пряжек из парчи с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острым носком. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


 Часто обувь шили из ткани платья, а поскольку ткань была очень дорогой, то принципом симметрии при раскрое не руководствовались - рисунок правой и левой туфельки мог отличаться. Если ткани не хватало, то каблук обтягивали другой материей.




Женские туфли с верхом из дамаста на широком устойчивом каблуке. Великобритания. c. 1750. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Женские туфли на пряжке из шелка с крупными цветами. Острый носок и широкий каблук. Великобритания. c. 1720-1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


В то время обувь всегда была мягкой, без каких-либо прокладок для сохранения формы, она полностью дублировалась льном. Хлопок, как обувная подкладка, появился много позднее.




Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Эта полупара выставлялась недавно в  Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставке "Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"


Интерьеры домов Голландии эпохи расцвета представляет выставка в ГМИИ им. Пушкина


Технология пошива всегда заметна в деталях. Для обуви начала XVIII века характерен рант из белой лайки, идущий между подошвой и тканью; весь век оставалась актуальной окантовка из тафтяной ленты по верху и конструктивным швам. Неустойчивость каблука решалась за счет его выдвижения ближе к своду стопы, отчего след от туфельки казался "невозможно маленьким". Надежный металлический геленок был придуман только в 1870-х годах.




Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
К этой полупаре шел в комплекте чулок



Чулки голубые шёлковые машинной вязки. Декорированы шёлковой вышивкой. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото отсюда http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=2737




Уильям Хогарт. "Карьера распутника. Он пирует". Ок. 1735. Деталь


Где-то в середине столетия между слоями верха и подкладки по бокам все-таки появились прокладки из лайки. Они повышали износостойкость, поскольку на ткань на сгибе стопы приходилась немалая нагрузка.
Цельнокроеные детали для крепления пряжек - "клюши" (в словаре В.И. Даля также "клюшва", "клюшевка") в обязательном порядке дублировались кожей.




Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Хлястики по бокам - и есть клюши. В них вдевалась пряжка.


Именно от надежности крепления пряжки зависела устойчивость обуви. Они удерживали, притягивали каблук, который, в силу своей несовершенной по нынешним понятиям конструкции, так и норовил привести к вывиху или к другой-либо неприятности.

Для обуви конца XVII - начала XVIII веков был характерен острый носок и высокий каблук. Вместе с фонтанжем они помогали создавать модный вытянутый силуэт.




1695 French Fashion Plate (Melle Allant Par La Ville) at the Los Angeles County Museum of Art, Los Angeles. Головной убор дамы называется "фонтанж" https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонтанж


Исключение составляла Англия. Хотя здесь и не боялись экспериментировать и прослыть чудаками, но все же отдавали предпочтение обуви на более удобном, занимающем до трети длины подошвы, каблуке. Его так и называют "английский" (в англоязычной литературе "sensible" - "разумный").




Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Под влиянием английских мод даже характерный для Франции "французский" каблук (или как его иначе именуют "каблук Людовика") иногда делали более устойчивым и широким.

Мода на острые носки была актуальной до 1730-х годов, а в Англии задержалась несколько дольше.




Женские туфли под пряжку из шёлка с цветочным узором. Великобритания. c. 1735. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Рисунок ткани - цветущие пионы - отсылают нас к стилю "шинуазри", т.е., повальному увлечению в XVIII веке всем китайским, особенно, фарфором.




Вот и пионы на белом фоне) Chocolate pot and cover. Meissen. ca. 1740 http://collections.vam.ac.uk/item/O187893/chocolate-pot-and-meissen-porcelain-factory/




Статуэтка мейсенского фарфора. Цветы и флоральные мотивы были невероятно популярны в эпоху рококо, о чем я уже писала http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html


В дальнейшем острый носок стал скругляться, но в 1790-е годы о нем снова вспомнили.
Для обуви 1740-50-х годов в целом присущи спокойные плавные линии.
В 1760-70-е годы пришла мода на комбинированную обувь.




Young Woman at Her Toilette by  Niclas Lafrensen, ca. 1780. Фрагмент




Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Сочетали контрастные ткани, а каблук любили обтягивать белой кожей, он стал высоким, а иногда и экстремально высоким.




Naughty Visitor  by Niclas Lafrensen, 1780




Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Со стороны пятки на нем появилось характерное ребро, "хребет".



Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790 .Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь


Удивительно, как дамы той поры сохраняли равновесие в корсете, фижмах и на неустойчивых каблуках. Казанова в своих мемуарах пишет, что дамы в Версале передвигались прыжками.




Александр Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777 г.


На изображениях того времени не редкость  тросточка для прогулок.




Модная картинка, 1778 г.


В 1780-е годы каблук заметно понизился и стал ощутимо тоньше.




LOUIS-ROLLAND TRINQUESSE. JEUNE FEMME TENANT SA CORRESPONDANCE DANS SON BOUDOIR


Такой каблук высотой  около 3 см называют "итальянским".




Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Вид со стороны подошвы





Portrait of a lady in a black redingote by Louis Gauffier,c. end of 18th c.




Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это редкий экземпляр маркированной обуви XVIII века. А какое изысканное сочетание розового атласа подкладки язычка с горчичным цветом самой туфельки!




Carlton Hobbs LLC Painting of a Lady in Pensive Pose, Probably German, Ca 1775.




Деталь картины




Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




У этих туфель невероятно изящные линии подошвы




Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Спереди хорошо видно не только просечный орнамент с вставками из белого атласа, но и кусочек шнурка, торчащего из окантовочного канта, на который затягивался верх туфельки.




Подошва передней части кожаной галоши. Великобритания. 1790-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Задняя часть в виде кожаного кольца крепилась к передней с помощью эластичной тесьмы и закреплялась на каблуке.




Галоша и туфелька. Как правило, рисунок носка туфли повторял рисунок носка галоши.


Хотя конструкция туфель оставалась одинаковой почти весь XVIII век, мода все же вносила свои коррективы: менялись материалы и их сочетание, декор, форма язычка (закругленная, зубцами, в последней трети столетия - углом или в виде сердечка), носок, каблук...

Что касается декора, то у каждого периода были свои предпочтения. В конце XVII - начале XVIII веков акцентировали центральную часть. Это могла быть вышивка или нашитое кружево, тесьма или позумент.




Henrietta Hobart, The Hon. Mrs Howard, later Countess of Suffolk ~ ca. 1720  attributed to Thomas Gibson




Женские туфли из светло-голубого дамаста с короткими клюшами под бант и высоким язычком с краем сложной формы. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Не забывали про пятки и каблуки. На них также мог располагаться позумент и, если представить, как он блестел, будучи новеньким, то выражение "сверкать пятками" сразу приобретет иной смысл.




Из рассказа Назима Султановича: "Говорят, что содержание серебра и золота в галуне было настолько высоким, что их спарывали и плавили".


В 1770-е годы на однотонной обуви по центру союзки любили делать изящную вышивку серебром, пайетками.



Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Верх туфельки затягивали шнурочком, чтобы она не соскакивала с ноги.




Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва


К концу столетия стал популярен прорезной орнамент. Встречаются также бахрома, ручная роспись, мелкая объемная "гармошка" из тафтяной тесьмы и т.д.

Под занавес столетия каблуки были отправлены в чулан истории, о них забыли практически на полвека".



Les soeurs de Napoleon-Trois destins italiens, Musee Marmottan Monet




Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Такие туфли в России назывались "стерлядки", поскольку у них был острый носок, по форме напоминающий голову одноименной рыбки.




Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь




Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Подошва. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


*****
Спасибо Ольге за интересный рассказ!

А я хотела бы вам показать еще два интересных экспоната из коллекции Назима Султановича.
Первый - это паттены.




A City Shower, 1764, Museum of London. На девушке обуты туфли с паттенами.


Они служили защитой для дамских туфель и, как правило, шились из той же ткани. Тем не менее, по грязи в них, конечно, не ходили.




Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва



Туфли и паттены 1730-1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания. http://collections.vam.ac.uk/item/O69464/pair-of-shoes-unknown/


Второй очаровательный экспонат - детские ботиночки.



Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Изящная эпоха была утонченной во всем, от взрослой, детской обуви - до бантиков и пряжек на ней. Вот о пряжках мы и поговорим в следующий раз)


Напоминаю сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви www.shoe-icons.com

Там вы сможете купить интереснейшую книгу "Обувь ХХ века. История моды и дизайна", написанную Н. Мустафаевым и Н. Подтелковой http://www.shoe-icons.com/about/publication.htm?id=94

No comments:

Post a Comment