Friday, 2 December 2016

Paintings on paintings


Виллем ван Хахт (Гехт). Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), ок. 1630. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

[more]

Такие картины с подробным изображением картинных галерей были особенно популярны в Антверпене в XVII веке, сейчас они представляют собой очень ценный источник по истории искусства. На картине фламандского художника Виллема ван Хахта (1593-1637) изображены люди в псевдоантичном и псевдовосточном одеянии, главная модель - Кампаспа, одета скорее по моде XVI века. По легенде, античный художник Апеллес так хорошо изобразил по просьбе Александра Македонского его любовницу Кампаспу, что царь в восхищении отдал любовницу художнику, а себе забрал её портрет, полюбив изображение больше натуры. Апеллес считается великим и первым художником античности (IV век до н.э.), но, к сожалению, не сохранилось ни одной его работы. Они известны только по свидетельствам античных авторов.

Сеанс происходит в комнате, полной картин, каждая из которых реально написана фламандскими, немецкими и итальянскими художниками XVI-XVII веков. Среди них изображены и знаменитейшие шедевры, например "Смерть Клеопатры" Гвидо Рени (в центре слева), или "Битва греков с амазонками" Рубенса (в центре над столом)", или "Меняла с супругой" Квентина Массейса (внизу справа). Посмотрим внимательно на эти шедевры.
Слева на стене над столом висит большое полотно Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Это одна из самых драматических картин европейской живописи, на ней изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными женщинами - амазонками. Картина представляет собой переплетение человеческих и животных тел, и в конечном итоге всё на картине сплетается в единое целое - эллипс. В картине содержится намёк на тогдашнюю политическую ситуацию в Европе - объявление Тридцатилетней войны (1618-1648). Картина была заказана знатным антверпенским купцом и меценатом Корнелисом ван дер Гестом, который первым признал талант художника.


Питер Пауль Рубенс. Битва греков с амазонками, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

Выше висит картина мастера болонской академической школы живописи Гвидо Рени (1575-1642). На ней изображена Клеопатра (69-30 годы до н.э.), последняя царица Египта из династии Птолемеев. Клеопатра с 51 года была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года - Марка Антония (с 37 года - жена). После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии Октавиана (Августа) покончила жизнь самоубийством. Считается, что после неудавшейся попытки прельстить своей красотой Октавиана, Клеопатра отравилась ядом или, быть может, приложила к своей груди ядовитую змею. После смерти Клеопатры Египет был обращен в римскую провинцию.


Рени Гвидо (1575-1642). Смерть Клеопатры, 1625. Новый дворец, Потсдам

В нижнем правом углу стоит на полу картина фламандского живописца Квентина Массейса (1466-1530) "Меняла с женой". Глава семьи - меняла, сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа. В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается другая сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта "картина в картине" иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.


Квентин Массейс (1465-1530). Менялы, 1514. Лувр, Париж

Ещё несколько полотен, изображённых на этой замечательной картине. В левом верхнем углу висит натюрморт фламандского художника Франса Снейдерса (1579-1657), одного из крупнейших мастеров этого жанра в мировой живописи.


Франс Снейдерс. Натюрморт с попугаем, 1600-1630. National Trust, Charlecote Park

В третьем ряду, считая сверху, висит на стене картина фламандского художника Пауля Бриля (1553-1626). Бриль стремился к единству освещения на своих картинах и тем самым значительно развил искусство пейзажа под влиянием итальянских мастеров. Цветовая гамма его картин в основном осталась по-голландски холодной с преобладанием голубых и зелёных оттенков.


Пауль Бриль. Паломники в Эммаусе, 1617. Лувр, Париж

Ниже, крайняя левая - картина "Аполлон и Дафна" итальянского художника Франческо Альбани (1578-1660).


Франческо Альбани. Аполлон и Дафна, 1615-1620. Лувр, Париж

Стоит на полу справа цветочный натюрморт фламандца Даниеля Зегерса (1590-1661).


Даниель Зегерс. Цветы в вазе, 1629-1661

На правой стене в верхнем углу висит "Пьяный Силен".


Мастерская Рубенса. Пьяный Силен. поддерживаемый сатирами, 1620

И даже представлен в этой коллекции итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения Себастьяно дель Пьембо (1485-1547).


Себастьяно дель Пьембо. Портрет Ферри Каронделет с его секретарями, 1510/1512, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Ещё картина одного из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентина Массейса. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению.


Квентин Массейс. Портрет ученого, 1520-1525. Городской музей Франкфурта

Такая богатая на шедевры коллекция была у антверпенского коллекционера и мецената Корнелиса ван дер Геста, а картины с изображением этой коллекции написал художник Виллем ван Хахт. Виллем ван Хахт родился в семье художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Первоначально учился у своего отца, затем в мастерской Питера Пауля Рубенса. В 1615-1619 годах работал в Париже, затем отправился в Италию, где прожил около семи лет. В 1626 году ван Хахт стал мастером живописи гильдии Святого Луки в Антверпене. В своих полотнах в приукрашенной манере изображал коллекции антверпенских любителей искусства.
С 1628 года Виллем ван Хахт стал хранителем коллекции произведений искусства, принадлежащих настоятелю церкви Сант-Валбург Корнелису ван дер Гесту (1555-1638). Ван дер Гест был торговцем пряностями, известным антверпенским коллекционером и покровителем искусств. В 1615-1620 гг. он заказал Антону ван Дейку портрет, хранящийся сейчас в Лондоне.


Антонис Ван Дейк (1599-1641). Портрет Корнелиса ван дер Геста, 1620. Британская Национальная галерея
 
 

No comments:

Post a Comment