Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…
Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.
Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года – с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.
Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.
В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях – осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное – это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.
[more]
У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области правосланой архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и инитересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники – как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора – мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.
Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.
По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.
У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.
Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.
Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.
Архитектура храма Василия Блаженного
Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.
12.
Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть – это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом – так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви – восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором – кокошниками.
13.
По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию – сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты – центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви – в два раза больше малых.
14.
Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие – это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея – реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение – сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.
У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области правосланой архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и инитересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники – как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора – мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.
Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.
По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.
У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.
Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.
Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.
Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.
Архитектура храма Василия Блаженного
Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.
12.
Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть – это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом – так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви – восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором – кокошниками.
13.
По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию – сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты – центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви – в два раза больше малых.
14.
Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие – это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея – реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение – сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.
Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
- Троицы.
- В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).
- Входа во Иерусалим.
- В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).
- Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).
- Александра Свирского (17 апреля и 30 августа).
- Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста).
Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.
18.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.
20.
В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.
Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр),
Святой Троицы (восток),
Входа Господня в Иерусалим (запад),
Григория Армянского (северо-запад),
Александра Свирского (юго-восток),
Варлаама Хутынского (юго-запад),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).
Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.
22.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Подклет (1-й этаж)
В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.
На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.
Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.
24.
Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.
В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.
В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
26.
Церковь святого Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.
Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.
28.
Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.
29.
А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.
В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.
Галереи и крыльца
Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.
34.
Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.
29.
Ризница
В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.
Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.
Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.
Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.
А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.
В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Галереи и крыльца
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.
32.
Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.
34.
Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.
36.
Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.
Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...
54.
Вертикали Собора завораживают - ты просто не можешь оторваться от этой Красоты..., особенно на фоне бесконечных голубых небес...
55.
56.
57.
58.
59.
Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х г. её сменила колокольня, которая и стоит по сей день.
Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединёнными арочными пролётами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.
61.
Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, жёлтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зелёной черепицей. Завершает шатёр небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.
Внутри открытой площадки и в арочных проёмах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.
62.
На фасаде колокольни относительно недавно открыта и воссоздана Икона Покрова Богородицы с предстоящими Иоанном и Василием Блаженными. 1780 г.
63.
64.
65.
Сейчас мы обошли колокольню и находимся с восточной стороны собора.
66.
67.
68.
69.
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене Троицкой церкви собора.
70.
71.
Написана икона в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. и находилась некогда над входом в придел Василия Блаженного.
72.
73.
Придел подклета Троицкой церкви собора Василия Блаженного. Его название мне так и не удалось найти.
74.
75.
76.
77.
78.
На фасаде колокольни относительно недавно открыта и воссоздана Икона Покрова Богородицы с предстоящими Иоанном и Василием Блаженными. 1780 г.
63.
64.
65.
Сейчас мы обошли колокольню и находимся с восточной стороны собора.
66.
67.
68.
69.
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене Троицкой церкви собора.
70.
71.
Написана икона в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. и находилась некогда над входом в придел Василия Блаженного.
72.
73.
Придел подклета Троицкой церкви собора Василия Блаженного. Его название мне так и не удалось найти.
74.
75.
76.
77.
78.
В этой второй части мы начнем с Храма Василия Блаженного, осмотрим музейные пространства собора Василия Блаженного как филиала Исторического музея, и приступим к осмотру его церквей, что является довольно захватывющим процессом. Ну, да не будем останавливаться и продолжим.
[more]
Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него. Построена церковь в 1588 году, как уже и упоминалось, над захоронением Святого, по заказу царя Фёдора Иоанновича.
02.
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображён Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе».
03.
03.
Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А. М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в. Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.
04.
На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.). Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья. Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено её декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.
05.
Не знаю как это происходит у других, но когда находишься рядом с этой святыней, то совершенно забываешь о музейном и суетливом контексте. Тебя неожиданно охватывает предвкушение чуда, как будто ты, сейчас, задохнешься от того, что вот-вот произойдет что-то светлое и чистое...
Приступим к осмотру музейной экспозиции в подклете Собор Василия Блаженного. Как известно построил его Иван Грозный. Экспозиция и начинается с показа макета собора Василия Блаженного и портрета царя над его детищем...
06.
...еще раз, соответственно, взглянем на этот шедевр в камне...
07.
Реставрация в подклете проведена очень бережно и с любовью. Воссозданы и поновлены многие старые росписи. Все это великолепие завораживает и восхищает...
08.
09.
10.
Экспозиция музея «Покровский собор» невелика. Это обусловлено небольшими размерами помещений подклета Собора Василия Блаженного. Основу экспозиции музея составляют иконы XVI-XIX вв. Есть коллекция колоколов, старинные книги, церковная утварь. Иконы музея сильно впечатляют. Наверное, вряд ли где либо в церквях сейчас есть такие богатые экспонаты, кроме как в музеях.
11.
Икона преподобного Серафима Саровского.
12.
Икона Спаса
13.
Икона Божьей Матери
14.
15.
Икона Покров Пресвятой Богородицы
16.
Эта хоругвь использовалась во время крёстных ходов на Красной площади.
17.
В подклете нет больших пространств. Чтобы передвигаться для осмотра постоянно проходишь многочисленные арки и переходы...
18.
19.
20.
Икона Святитель Василий Великий и Московские чудотворцы Василий Блаженный и Максим Блаженный. Конец XVI века.
21.
Почти все, что мы знаем о жизни Ради Христа Юродивого Блаженного Василия, известно из позднего источника - «Жития Василия Блаженного». Согласно этому памятнику, Василий Блаженный совершал чудеса и считался святым еще при жизни. После смерти его могила у стен Покровского собора очень скоро стала почитаемой. В 1588 году Василий Блаженный был прославлен как местночти́мый святой.
В XVII веке в ней совершались ежедневные молебны с акафистом у раки Святого Василия. Поэтому в сознании людей Покровский собор скоро стал ассоциироваться с этой церковью и называться «Собор Василия Блаженного». Рака Василия Блаженного с сенью стоит на месте его захоронения. Мощи Василия Блаженного покоятся в земле под спудом. Рака и сень относятся к XIX веку.
Икона Василий Блаженный и Пресвятая Богородица.
22.
Пелена Василия Блаженного
23.
Вериги. Москва. XVII век. Ношение их на теле стало одним из видов христианского аскетического подвижничества. Преположительно, венец, верижный крест и пояс принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак.
34.
Сейчас мы осмотрим архитектурные детали собора, найденные при раскопках.
25.
Элементы украшений собора Василия Блаженного.
26.
27.
Голосник. Происходит непосредственно из Покровского собора. Голосник - керамический сосуд, включаемый в кладку стен и сводов круглым отверстием внутрь помещения. Голосники увеличивали акустический резонанс и позволяли натраивать акустику помещения.
28.
Картуш. XVI век. Белый камень. Полихромная роспись. Происходит с фасада церкви Киприяна и Иустины.
29.
Элементы церковного быта
30.
Небольшой клад средневековых монет.
31.
Коллекция колоколов
32.
Поражает богатство растительного орнаменты росписей подклета.
33.
34.
35.
36.
Большая икона «Богородица Знамение» XVIII века, екатерининских времён. Размер иконы – 3 на 3 метра, то есть её площадь – 9 кв.м. Она была установлена над входом в храм Василия Блаженого. Икона уникальнейшая. Даже неизвестно, сохранилось ли где-нибудь выносная, уличная икона подобных размеров.
37.
А эта та самая тайная винтовая лестница из верхнего центрального храма Покрова Богородицы. Именно через него осуществлялся доступ к государевой казне, что одно время хранилась в подклете Собор Василия Блаженного.
38.
Сейчас мы поднимаемся по этой лестнице наверх - к центральной шатровой церкви Покрова Богородицы.
39.
На этом плане второго уровня Собора Василия Блаженного хорошо видно расположение всех его церквей.
Слева направо - направление - север-юг.
40.
Пелена Василия Блаженного
23.
Вериги. Москва. XVII век. Ношение их на теле стало одним из видов христианского аскетического подвижничества. Преположительно, венец, верижный крест и пояс принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак.
34.
Сейчас мы осмотрим архитектурные детали собора, найденные при раскопках.
25.
Элементы украшений собора Василия Блаженного.
26.
27.
Голосник. Происходит непосредственно из Покровского собора. Голосник - керамический сосуд, включаемый в кладку стен и сводов круглым отверстием внутрь помещения. Голосники увеличивали акустический резонанс и позволяли натраивать акустику помещения.
28.
Картуш. XVI век. Белый камень. Полихромная роспись. Происходит с фасада церкви Киприяна и Иустины.
29.
Элементы церковного быта
30.
Небольшой клад средневековых монет.
31.
Коллекция колоколов
32.
Поражает богатство растительного орнаменты росписей подклета.
33.
34.
35.
36.
Большая икона «Богородица Знамение» XVIII века, екатерининских времён. Размер иконы – 3 на 3 метра, то есть её площадь – 9 кв.м. Она была установлена над входом в храм Василия Блаженого. Икона уникальнейшая. Даже неизвестно, сохранилось ли где-нибудь выносная, уличная икона подобных размеров.
37.
А эта та самая тайная винтовая лестница из верхнего центрального храма Покрова Богородицы. Именно через него осуществлялся доступ к государевой казне, что одно время хранилась в подклете Собор Василия Блаженного.
38.
Сейчас мы поднимаемся по этой лестнице наверх - к центральной шатровой церкви Покрова Богородицы.
39.
На этом плане второго уровня Собора Василия Блаженного хорошо видно расположение всех его церквей.
Слева направо - направление - север-юг.
40.
Центральная церковь Покрова Богородицы
Шатровые церкви - особенное явление в русской архитектуре. Шатер всегда открыт и человека, просто, визуально "уносит" и устремляет в небеса...
41.
Шатёр составляет единое целое с интерьером, придавая узкому пространству Покровской церкви невероятную высоту.
42.
Это самая высокая церковь в ансамбле, её высота 47,5 метров, а от уровня земли – 65 м. Как правило, шатровые церкви на Руси не расписывали, так как роспись скрадёт высоту ансамбля, а цель шатровой конструкции была прямо противоположная – подчеркнуть эту самую высоту сооружения. Поэтому здесь роспись «под кирпич», что бы сохранить впечатление от высоты здания - любая роспись зрительно может «посадить» высоту. Все шатровые церкви строились по принципу «восьмерик на четверике». Внизу – четырехгранник, 4 стены с треугольными перекрытиями, который переходит в восьмерик, чтобы вытянуть сооружение вверх.
43.
Храм сложен из маломерного кирпича. С наружной стороны грани шатра орнаментированы многоцветными вставками из поливных изразцов - плоских фигурных и в виде шаров. Рёбра украшены золочёными металлическими спиралями. У основания барабана укреплены золочёные железные кольца. В шатре – фреска XVI века. В карнизах – надпись. Высота каждой буквы надписи 97 см. Это закладная надпись, которая была замазана в XVII веке, которая случайно была обнаружена в 1964 году под слоем позднейших фресок. Это было замечательным открытием и произвело сенсацию в мире историков архитектуры. Благодаря этой записи, в которой говориться о том, в честь чего построен собор, названия всех церквей, что заказчиками выступали Иван Четвёртый и Митрополит Макарий, удалось точно установить дату постройки – 1555–1561год. До этого считалось, что собор было закончен в 1560 году. Освещён собор был на день святых Апостолов Петра и Павла, 12 июля 1561 года.
44.
Так же в соборе можно увидеть фрагмент живописи XVI века на стене, это всё, что найдено – этот фрагмент обозначает царское место в соборе, это подлинная фреска XVI века.
45.
Иконостас собора в XVIII веке был принесён сюда из Московского Кремля, из церкви Черниговских Чудотворцев, которая была закрыта в 1767 году. Так случалось довольно часто, богатые приходы имели возможность обновить свой иконостас, продавая старый другим церквям, заменяли также более старые иконостасы. Сохранилась купчая, в которой говорится о том, что иконостас Покровского собора был продан в деревню Свистуха за 70 рублей, в фондах музея есть 5 древних икон из Свистухи.
46.
47.
48.
Некоторые иконы Покровской церкви крупным планом.
49.
50.
51.
Проходим по внутренней галерее...
52.
53.
54.
Это третья, заключительная часть моего рассказа о Соборе Василия Блаженного. В конце второй части мы начали осмотр церквей собора и уже ознакомились с центральной шатровой церковью Покрова Богородицы. В третьей части мы продолжим исследовать внутренние пространства остальных восьми церквей Покровского собора.
[more]
Для удобства я продублирую план второго уровня собора, что выкладывал во второй части:
02.
Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В 1552 г., в день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.
03.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.
03.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.
03.
Иконостас церкви реконструирован. Между тяблами (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.
04.
05.
Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского - так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец царя Василий III, а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из казанского похода.
06.
Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.
07.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI-XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.
08.
09.
Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского.
10.
11.
Икона Благоразумный разбойник Рах. XVII век.
12.
13.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
05.
Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского - так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец царя Василий III, а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из казанского похода.
06.
Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.
07.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI-XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.
08.
09.
Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского.
10.
11.
Икона Благоразумный разбойник Рах. XVII век.
12.
13.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.
14.
14.
Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчёркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.
15.
15.
Существующий ныне иконостас перенесён в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
16.
17.
18.
Икона Вход Господень в Иерусалим
19.
Икона Архидиакон Лаврентий
20.
Икона Покров Пресвятой Богородицы
21.
Икона Василий Блаженный
22.
23.
24.
Церковь Григория Армянского
Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении (умер в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани. Это одна из четырёх малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.
25.
25.
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчёркивает строгость и красоту архитектурных деталей.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
26.
27.
28.
Церковь Киприана и Иустины (Адриана и Наталии).
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
29.
Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
30.
27.
28.
Церковь Киприана и Иустины (Адриана и Наталии).
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
29.
Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
30.
Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).
В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновлённой - в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы.
31.
32.
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий». В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора. Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.
Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.
36.
36.
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя. Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещён образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.
37.
37.
38.
39.
40.
41.
Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора. В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом. В 2005-2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви были полностью отреставрировали благотворителями.
42.
43.
44.
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Одна из четырёх больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Её высота - 21 м.
В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в. На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трёхрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный. «Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 г., в день памяти Патриархов (30 августа), произошло важное событие Казанского похода - разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству. Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».
Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящён житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули её первоначальное название.
Таким образом мы осмотрели все церкви Собора Василия Блаженного. Есть некоторая нехватка визуального материала по интрьерам Троицкой церкви и церкви Трех Патриархов и некоторой ясности кое в чем, что я уже сам впоследствии поправлю.
Таким образом мы осмотрели все церкви Собора Василия Блаженного. Есть некоторая нехватка визуального материала по интрьерам Троицкой церкви и церкви Трех Патриархов и некоторой ясности кое в чем, что я уже сам впоследствии поправлю.
Галереи и переходы
Теперь, осмотрим внешние и внутренние галереи Собора Василия Блаженного.
51.
Освещение в них осуществляется с использованием старых слюдяных светильников.
52.
Есть совсем узкие обходные переходы...
53.
54.
55.
И, наконец - мы во внешней галерее. Наше исследование собора подходит к своему завершению.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Очевидно надо бы что-то сказать в заключение. Но, я подумал, что, наверное, этого как раз и не нужно делать, хотя бы потому, что у каждого из нас свое ви́дение и свои впечатления от увиденного и прочитанного. Мне будет приятно если этот материал поможет читателю уловить то неповторимое и чу́дное, что и делает этот архитектурный шедевр высоким символом неповторимой русской души.
Источники:
Н.Ф. Калинин. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля.
Н. Чаев. О русском старинном церковном зодчестве. Древняя и Новая Россия. 1875. № 6.
А.Л.Баталов, Л.С.Успенская. Собо Покрова на Рву. Москва, «Северный паломник», 2006.
Л. Успенская. Собор Василия Блаженного. Москва, 2008
Официальный сайт Покровского собора.
Портал По городам и странам. Храм Покрова Богородицы на рву (церковь Василия Блаженного).
Портал «Храмы России». Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.
Википедия
No comments:
Post a Comment