Sunday, 24 April 2016

Jan van Eyck

 
 
Самым крупным из всех голландских живописцев XV века был, безусловно, Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк—1441 Брюгге) . Он по праву считается основателем жанра светского портрета в Нидерландах. Художник много ездил по Европе, служил у Иоанна Баварского, работал в Гааге, Брюгге, путешествовал по Испании. В 1425 году он стал придворным живописцем Филиппа Доброго - герцога Бургундии. 
 

Ян ван Эйк (1385|1390 —1441)
Мадонна канцлера Ролена
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
Там им и была написана одна из замечательных картин, вошедшая в историю искусства как «Мадонна канцлера Ролена» (нидерл. De Maagd van kanselier Rolin) — алтарная работа художника Яна ван Эйка,  датируемая 1435 годом.  Картина не очень большая (66x62 см), она кажется больше своих реальных размеров.
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
Николас Ролен (канцлер герцогства Бургундия при Филиппе Добром), чей донаторский портрет написан в левой части полотна в молении перед Мадонной, заказал эту картину для своей приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шатель (фр. Église Notre-Dame du Châtel) в Отёне, где она находилась до сожжения церкви в 1793 году. После пребывания в соборе Отёна картина в 1805 году поступает в Лувр.


Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
[more=]
Ван Эйк использовал в своих работах образы реальных людей, явив миру первые образцы портретного искусства. И это полотно правильнее было бы назвать портретом всесильного канцлера бургундского двора Николаса Ролена, хотя на картине присутствует и Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Канцлер повернут к Мадонне, причем обе фигуры находятся почти на одном уровне и почти одинаковы по размеру.
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
Жест Младенца направлен к Ролену. Они представлены как партнеры, знакомые друг другу, и потому внимание между ними распределено равномерно. В этом проявилось новое отношение художника к человеку, новое понимание его места в мире. Хотя сдержанная поза и молитвенно сложенные руки придают фигуре Ролена некоторую скованность, это не мешает художнику достичь поразительной жизненной правды и целостности образа.
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
Позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. Лентой извивается река, уходящая к горизонту. Лодки и барки плывут по воде, омывающей острова и заросшие лесом берега. Голубоватые горы закрывают горизонт. На берегах реки раскинулся большой город. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена. Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна включены в пейзаж
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
По его узким улочкам снуют люди в разноцветных одеждах. Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру. Изображение столь правдиво, что зритель чувствует себя как бы побывавшим в этом городе.
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
Маленький сад с цветами (розы, ирисы, ландыши, пионы), видимый за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии. Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. Действующие лица располагаются в итальянской лоджии, декорированной колоннами и барельефами.
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
В человеке, облаченном в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет самого художника. (На автопортрете Яна ван Эйка из коллекции Национальной галереи в Лондоне («Портрет человека в красном тюрбане») мы замечаем на художнике такой же красный тюрбан). Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости.
 

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж

Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
De Maagd van kanselier Rolin ок. 1435
Холст, масло. 66 × 62 см
Лувр, Париж
http://s017.radikal.ru/i415/1601/0e/646bdd828785.jpg

Рогир ван дер Вейден (ca.1400-1464)
 Святой Лука, рисующий Мадонну
ca.1435-40
 
 Художник Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden), композицию своей картины "Святой Лука, рисующий Мадонну"   в точности "снял"  именно с этой  работы Яна ван Эйка , старшего своего современника.  Такие вот заимствования случались, в Средние века :))


Ян ван Эйк
Мадонна канцлера Ролена (фрагмент)
 
 
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 года. В эпитафии ван Эйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»


detail

No comments:

Post a Comment