Wednesday, 6 April 2016

Albrecht Dürrer



Аватар sherila Образ Девы Марии в работах Альбрехта Дюрера (1471-1528)
Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
Bo4kaMeda




Дева Мария в молитве 1518
масло, панель
54 x 45
Государственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin)


Известный искусствовед и основатель Музея Кайзера Фридриха (ныне Музей Боде) Вильгельм фон Боде приобрел эту картину на венецианском аукционе Морозини-Гаттербург в 1894 году и передал её в музей. Возможно, Дева Мария в молитве являлась частью диптиха с «Ecce Homo» (Се Человек).
[more=✂…]



Кормящая мадонна 1503
Дерево, масло
24 х 18
Художественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien)



Мадонна c Младенцем и святой Анной (и мастерская) 1519
Дерево (переведена на холст), Темпера, масло
60 x 50
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York)


Несмотря на то, что дата создания «Мадонны с младенцем и святой Анной» с большой долей вероятности поставлена на раме позднее, исследователи относят её к 1519 году. Картина принадлежала Габриэлю Тухеру из Нюрнберга, представителю известной купеческой семьи, члены которой были ценителями творчества художника. В 1630 году курфюрст Максимилиан I Баварский приобрёл картину, которая до середины XIX века находилась в замке Шляйсхайм. Плохая сохранность и неудачные поновления обесценили картину, которая была продана на аукционе как копия работы Дюрера. Картина побывала в частных коллекциях в Монако и Одессе, потом попала в Соединенные Штаты, где была приобретена Бенджамином Альтманом, который позже завещал её (1913) нью-йоркскому Музею Метрополитен. После реставрации считается одним из шедевров художника. В венской Альбертине хранится подготовительный рисунок с фигурой святой Анны (1519), выполненный кистью с заливкой фона тёмным.

Вероятно, для святой Анны, Дюреру позировала его жена, Агнеса. Монументальная фигура Анны в покрывале, закрывающем по нюрнбергской моде подбородок, возвышается над Марией и младенцем. Её рука покоится на плече дочери в жесте защиты, Мария же полностью поглощена ребёнком. Белое одеяние святой Анны выделяется на тёмно-зелёном фоне, Дева Мария в одежде цветов, традиционных для иконографии матери Христа. Виртуозно написанное прозрачное покрывало наброшено на голову Марии. Младенец Иисус изображён в нижнем левом углу. Композиция построена так, что взгляд зрителя, переходя с заботливо взирающей на дочь Анны на сосредоточенно сложившую в молитве руки Марию, устремляется на спящего Иисуса.
wikipedia



Мадонна с гвоздикой 1516
Пергамент, наклеенный на деревянную доску
36 x 25
Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich)




Мадонна с грушей 1512
49 х 37
Художественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien)




Мадонна с грушей 1526
масло, дерево
43 x 32
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze)




Мадонна с младенцем 1516
27,9 x 18,7
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York)




Мадонна с младенцем 1496-99
52 x 42
Национальная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington)





Мадонна с младенцем перед аркой 1494-99 48 x 36 Фонд Маньяни-Рокка, Траверсетоло (Fondazione Magnani-Rocca, Traversetolo).

Мадонна с Младенцем была обнаружена в 1950-х годах в женском капуцинском монастыре в Баньякавалло, в провинции Равенна. В 1961 году известным итальянским историком искусства была отнесена к работам Дюрера. Особенности изображения Девы Марии указывает на влияние Джованни Беллини. Возможно, картина была написана в Венеции, или, как предполагают другие исследователи, привезена в Италию Дюрером для оплаты текущих расходов.



Мадонна с чижом 1506
93 x 78
Государственные музеи Берлина, Берлин (Staatliche Museen zu Berlin, Berlin)


Картина создана в период пребывания Дюрера в Италии, в ней чувствуется сильное влияние венецианской школы, и присутствуют нехарактерные для германской живописи того периода моменты. Она перекликается с другой работой кисти мастера, «Праздником венков из роз», датированной тем же годом, и по стилю, и по композиции. «Мадонна с чижиком» близко повторяет её центральную часть.

Крупный план отдан фигуре Марии, восседающей на троне, драпированном тканью богатого красного цвета. Приём деления заднего плана картины на две визуальные части цветом, применённый здесь, популярен в итальянской живописи и у мастеров фламандской школы. Над головой Мадонны парят два херувима, держащих богато украшенный венец. Правой рукой она опёрлась на книгу. Жест утвердительный, гласящий, что Мария – вместилище мудрости, ибо из её чрева в мир пришёл тот, кто сосредоточил в себе святость.

Справа изображён младенец Иисус, на руке которого сидит чижик. Птичка символизирует будущие Страсти Христовы, это предвестник. Рядом фигура ангела и, узнаваемая по одежде отшельника, Иоанна-Крестителя в младенческом возрасте. В руках у Иоанна его неизменный атрибут, крест из двух тонких тростинок, который поддерживает ангел. Отшельник протягивает Богородице ландыши, ещё один символ. Цветок трактуют как «лестницу в Рай» из-за его необычной формы.

Вероятно, предназначалось произведение в подарок Джованни Беллини или было создано по его просьбе. Сегодня – часть коллекции Берлинской картинной галереи, Германия.



Поклонение волхвов 1504
100 x 114
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).


Дюрер никогда не боялся нарушать правила изобразительного искусства или отступать от канонических трактований сюжетов. «Поклонение волхвов», написанное им в 1504 году, в период становления собственной творческой манеры, перед путешествием в Италию, считают знаковым для этого этапа. В картине художник использует знаменитый библейский сюжет, интерпретируя его и передавая по-своему.

Здесь нет пышного кортежа, традиционно изображаемого другими живописцами, обращавшимися к теме. Никаких экзотических одеяний, никакой роскоши. Всё предельно сдержанно, ничто не отвлекает от торжественности момента. Только вдалеке, на заднем фоне, зритель видит несколько всадников, и одного из свиты художник помещает рядом с пришедшими поклониться Христу. На переднем плане фигура волхва – ещё один автопортрет Дюрера, этого персонажа он наделил собственными чертами и писал с себя.

Глубокий смысл заложен художником в пейзаж, на фоне которого разворачиваются события. Хижина, где укрылась Мария с младенцем, расположена рядом с античными руинами. Здесь просматривается связь между прошлым и будущим, теми возможностями, что принесло христианство старому, умирающему, классическому миру, знамение новой эпохи.

Хранится произведение во Флоренции, в галерее Уффици, оно появилось там в 1792 году, после того, как было выменяно у императорской семьи Габсбургов на полотно «Принесение во храм» кисти Бартоломео.



Праздник венков из роз (Праздник чёток) 1506
162 x 194
Национальная галерея, Прага (Národní Galerie, Praha)


Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров.

Композиция работы ясная и симметричная, отдельные части гармонично объединены в целое. Это полотно, написанное на аллегорический сюжет, населено вполне реальными людьми: рядом с Мадонной Дюрер изобразил императора Максимилиана и папу Юлия II. Среди людей, ожидающих, когда на их голову возложат розовые венки, художник поместил венецианского кардинала Гримани, знаменитого архитектора Иеронима из Аугсбурга, купцов, проживавших на Немецком подворье в Венеции, которые и являлись заказчиками картины. А справа в глубине прислонился к дереву человек в нарядном камзоле и плаще. Это первый автопортрет, который Дюрер, подражая итальянским живописцам, поместил на картине с религиозной тематикой. На листе бумаге в его руках — надпись по-латыни: «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец, 1506 год».

В те времена в Западной Европе были распространены братства чёток, основателем которых, по легенде, был святой Доминик. Члены братства убеждали верующих не просто перебирать чётки, а представлять, что их бусины — это розы: белые, символизирующие чистоту Девы Марии, и красные, напоминающие о крови Христа. Соответственно, уже само название картины говорило современникам Дюрера о том, что на ней должны быть изображены Мария, Младенец Христос и святой Доминик, раздающие верующим венки из роз.

Пройдя путь в более чем полтысячи лет, перенеся множество повреждений и восстановлений, сегодня произведение хранится в Праге, в Национальной галерее.
manon-gabrielle



*кликабельно
Алтарь Девы Марии (Дрезденский алтарь), центральное изображение и створки, общий вид


Об истории создания и авторстве боковых частей триптиха до сих пор ведутся споры. Эксперты сходятся во мнении, что центральная часть алтаря принадлежит кисти Дюрера, левая и правая панели, добавленные позже, возможно выполнены его учениками, либо же это работы Кранаха или кого-то из нидерландских мастеров.

Сюжет центральной панели – Дева Мария, склонённая над младенцем-Христом. Сдержанность красок, скульптурная, чёткая прорисовка образов, резкость штрихов – всё подчёркивает выдержанно-спокойный характер изображения. Картина выполнена в технике темперной живописи. Вероятно, она была избрана Дюрером для ускорения выполнения заказа, поступившего художнику от Фридриха III, курфюрста Саксонии.

В работе есть несколько интересных деталей-символов. Лежащая на подоконнике груша, у ног спящего младенца, соотносима с первородным грехом, раскрытая книга на подставке – со Священным Писанием. Над головой Марии помещён богато украшенный венец, который держат два ангела. В комнате присутствует ещё несколько ангелочков, занятых уборкой. Чёткая линейная перспектива помещения, скрупулёзная проработка всех его элементов и мастерская Иосифа, видная зрителю через окно на заднем плане, играют роль дополнительных инструментов для создания колорита.

На боковых панелях триптиха изображены св. Себастьян и св. Антоний. Они были написаны и добавлены позже, приблизительно в 1503 – 1504 годах. Их появление связывают со свирепствующей в то время в Европе эпидемией чумы. Вероятно, дополнительные части алтаря были призваны защитить больных.

Произведение – часть коллекции Дрезденской картинной галереи.


Дрезденский Алтарь (Центральная Панель) 1496





*кликабельно
Алтарь Паумгартнеров 1498-03
155 x 126 (центральная панель), 151 x 61 (каждая створка)
Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich).


Триптих создан по заказу семьи Паумгартнеров, возможно, в честь возвращения из паломничества в Иерусалим одного из братьев, Стефана. Точная дата написания неизвестна, предположительно, художник работал над алтарём в период 1498 – 1504 г.г.

Центральная часть триптиха посвящена Рождеству. Необычное для сюжета, традиционно изображаемого в ночное время, яркое освещение позволяет рассмотреть все мельчайшие детали картины, которых здесь много. Крупный план отдан двум фигурам – Деве Марии и Иосифу, чьи одежды прорисованы яркими и контрастными по отношению друг к другу красками. Действие происходит на фоне руин, из окон которых с одной стороны выглядывают пастухи, с другой – осёл и бык. На холме, расположенном на заднем плане, изображены ещё два пастуха, обсуждающих благую весть.

В правом и левом углах – маленькие фигуры с родовыми гербовыми щитами. Это представители семьи Паумгартнеров. Примечательна их история «жизни» на картине: в период, когда изображения заказчиков вышли из моды (в XVII веке), они были зарисованы, и только в процессе реставрации, в 1903 году, их снова вскрыли.

Всё внимание присутствующих приковано к центру, к младенцу-Христу в окружении ангелов. К нему же стремится ещё один херувим, сияющий, спускающийся с небес.

Обе боковые части триптиха отданы святым, правая - св. Евстахию, левая – Георгию Победоносцу. При их написании Дюрер применяет необычный и новаторский приём, он придаёт персонажам черты братьев Паумгартнеров, своих заказчиков.

Триптих хранится в Старой Пинакотеке, в Мюнхене.



Алтарь Паумгартнеров - Рождество 1498-03
155 x 126
Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich)




*кликабельно
Семь скорбей Девы Марии
Около 1496
Дерево, масло
Центральная панель - 109 х 43, боковые - 63 х 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)


Представленная картина относится к раннему периоду творчества художника. На ней изображена многострадальная Дева Мария, ее сердце пронзает меч (аллюзия на Евангельские слова Луки: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»). Семь скорбей были провозглашены церковным праздником в 1432 Кельнским собором, дабы сформировать соответствующую параллель с уже существовавшим тогда праздником Семи радостей.

В соответствии с каноном Дюрер изображает Семь скорбей в семи клеймах, обрамляющих центральный образ. Картину необходимо рассматривать с верхнего левого клейма вниз, по нижней горизонтали (слева направо), затем правой вертикали (снизу вверх). Таким образом представлены семь евангельских сюжетов: представление Господа в Храме (обрезание, то есть первое пролитие крови Христа), бегство в Египет, Христос, потерянный Своею Матерью (в варианте этой истории как диспут с докторами), путь на Голгофу (несение креста), пригвождение, распятие и оплакивание Христа.

Семь боковых панелей полиптиха не атрибутированы. Вероятно, хоть они и составляют единое целое с центральной частью, и были разработаны Дюрером, принадлежат всё же кисти его учеников. Созданные близко 1500 года по заказу Фридриха III Мудрого, «Семь скорбей» сегодня разъединены и хранятся отдельно. Центральная панель – в коллекции Старой Пинакотеки, другие семь, с евангельскими сюжетами страданий Марии, – в картинной галерее Дрездена.



Семь скорбей Девы Марии 1495-96
109 x 43
Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich)




Семь скорбей Девы Марии - Обрезание Господне 1495-96
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Семь скорбей Девы Марии - Бегство в Египет 1495-96
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Семь скорбей Девы Марии - Двенадцатилетний Иисус в храме
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Семь скорбей Девы Марии - Несение креста
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Семь скорбей Девы Марии - Пригвождение к кресту
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Семь скорбей Девы Марии - Христос на кресте
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Семь скорбей Девы Марии - Оплакивание Христа
63 x 46
Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)




Святое Семейство 1509
31 x 39
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam)




Святое Семейство 1509
31 x 39
Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam)




Оплакивание Христа 1498-03
151 x 121
Германский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg)




Оплакивание Христа 1500-03
151 x 121
Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich)



No comments:

Post a Comment